Научные основы методики обучения правописанию

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмосостоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это: 1) алфавит; 2) графика; 3) орфография.

В начальных классах необходимо обучать детей всем сторонам письма в их взаимосвязи. Методика правописания не должна от­рываться от букварной работы, от формирования у школьников графических умений и навыков.

В начальной школе дается понятие о буквах — графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге. Дети учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, самостоятельно писать буквы и их сочетания. Дается понятие об алфавите как совокупности букв русского языка. Овладеть алфа­витом - это значит научиться обозначать звуки буквами в про­стейших словах (дом, луна).

В русском алфавите для передачи парных по звонкости — глухо­сти согласных звуков имеется по две буквы для каждой пары: б— п, в— ф, г— к, д — т, ж — ш, з — с. А для пары мягкий — твердый есть лишь один знак. 15 согласных букв являются одновременно знаками двух фонем: мягкой и твердой. Любая из этих букв, например м, обозначает и твердую, и мягкую фонему (мал— мял).Фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции — соседних букв и других графических знаков.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

— правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно уз­навать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);

— правильно воспринимать, записывать все буквы;

— безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.

Овладению буквами, алфавитом отводится весь первый год обу­чения, но от этой работы не следует отказываться и во II, III,IV классах. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой де­ятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.

Однако знания алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила упот­ребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип рус­ской графики). Слоговой принцип графики, который называют так­же буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответ­ствие букве может быть установлено только с учетом ее окруже­ния. Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы [j] и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произноси­лись отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответ­ствовала одна и та же буква.

Именно правила графики определяют, что:

—мягкость согласных обозначается следующей за ними глас­ной буквой (мал— мял);

— в некоторых случаях мягкость обозначается буквой ь (брат — брать);

—звук [j] обозначается буквой й, а в сочетании с гласными звуками — буквами е, ё, ю, я.

Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чте­нием и письмом. При этом не всегда идут от звука к букве (в соответствии со звуковым методом обучения грамоте), часто от бук­вы к звуку, от сочетания букв к сочетанию звуков. Это связано с тем, что первоклассникам трудно понять случаи, которые не под­чиняются общему правилу (счёт, мыться, егои т.д.). В таких слу­чаях чтение, т.е. путь от буквы к звуку, способствует усвоению научные основы методики обучения правописанию - student2.ru научные основы методики обучения правописанию - student2.ru правописания. В связи с этим в методике следует развивать при­емы, ориентирующие детей не только на модель «звук — буква», но и на модель «буква — звук».

В практической работе с учащимися нет необходимости раз­граничивать графические и собственно орфографические случаи, но в научных основах методики это сделать необходимо.

Правила графики в большинстве случаев не обеспечивают еди­нообразного написания слова. Например, звучание слова город [горат]может быть обозначено буквами русского алфавита в соответ­ствии с правилами графики по-разному: город, горад, горот, горат.Во всех четырех случаях оно будет прочитано как [горат].

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графи­кой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

—написания родственных слов;

—обозначения грамматических форм;

—обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указани­ями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

1) передача буквами фонемного состава слов (морфем);

2) слитные, раздельные и дефисные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов со строки на строку;

5) правила аббревиации, т.е. сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определяет ве­дущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому разделу ор­фографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных.

Сколько в русском правописании разных правил, каковы от­ношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии. Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологи­ческая и фонематическая.

Морфологическая трактовка формулирует главный принцип рус­ского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (не­зависимо от произношения) морфем — значащих частей слова».

А фонематическая формулирует так: «Фонематическое письмо — это такое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обознача­ют фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».

Обе эти трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. При этом они различны по глубине. Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонем­ный состав морфем.

Первая трактовка не дает возможности объяснить школьни­кам принцип нашего правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова. Фонематический принцип может быть от­крыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонети­ческими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный пе­риод. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Фонематический принцип. Он базируется на понимании фоне­мы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, ко­торой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в силь­ной позиции, пишущий сразу идет от уже известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквой а, после мяг­кого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может.

При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.

Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принци­па письма, но и устанавливает связи между отдельными правила­ми правописания, вскрывает их единые основания.

В основе русской орфографии лежат три правила правописания.

1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: дОмашний- дом,на стуле- на столе, завистливый — счастливый.

2. Сомнительные согласные (звонкие, глухие) обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, а также сонорными и в: друг — друга, просьба — просить.

3. Мягкость согласного перед мягкими согласными обознача­ется в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердыми согласными или на конце слова: зонтик — зонт, бросьте — брось.

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее сильной позицией. Поскольку сильную пози­цию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция вы­яснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове.

В современной науке о звуках речи принято считать, что если два звука чередуются позиционно, то в системе языка они явля­ются тождеством, т.е. составляют одну и ту же единицу — фонему. Фонема — это языковая единица, представленная рядом позици­онно чередующихся звуков.

Морфологический принцип. Этот принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление силь­ных и слабых вариантов фонем.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому прин­ципу, включает:

1) понимание значения проверяемого слова или словосочета­ния (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант;

2) анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.);

3) фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин;

4) грамматический анализ слова (словосочетания) — определе­ние части речи, формы слова.

Морфологический принцип считается ведущим, так как охва­тывает большую часть встречающихся орфограмм, но в языке су­ществуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный прин­цип, дифференцирующие написания.

Фонетический принцип. В большинстве случаев наряду с прове­ряемыми и непроверяемыми орфограммами остальные звуки обо­значаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фиксируется так, как его слышит пишущий. Например, в слове малышзвук [а] безударный, проверяемый ударением (мал),но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием.

Традиционный (исторический) принцип. Согласно этому прин­ципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правила­ми, по преимуществу это заимствованные из других языков слова: ванна, арбуз, чемодани т.д.

Многие написания, относимые к числу традиционных и не­проверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе язы­ка-источника: картон— от латинского charta, костюм— от фран­цузского соstuте и т.д.

Иногда традиционное написание может быть проверено на ос­нове знания истории, этимологии слов и исторических изменений: петух— от старорусского пети; корзина — от корзати («плести»).

В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, про­тиворечащих общей системе. Например, написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щупротиворечит общему правилу русской графи­ки. Такие написания заучиваются.

Традиционные написания непроверяемы, но они сохраняют ос­новной признак морфологического написания: единообразное напи­сание морфем, например корня (машина, машинист, машинныйи др.).

Дифференцирующие написания (идеографический принцип). Они применяются, когда пишущий хочет выразить средствами орфог­рафии какую-то свою мысль, разграничить омонимы (омофоны): компания— «группа людей» и кампания— «совокупность мероп­риятий»; поджог— имя существительное и поджёг— глагол совер­шенного вида, прошедшего времени.

В начальных классах дифференцирующие написания представ­лены правилом употребления заглавной буквы в именах собствен­ных: чайка— птица и «Чайка»— марка автомобиля.

Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к
выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм.

2. ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАММЕ. ВИДЫ ОРФОГРАММ

Основной орфографической единицей, принятой в современ­ной методике, является орфограмма.

Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде­ляют следующие признаки орфограммы:

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор­фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло­ва при переносе);

- наличие не менее двух возможных вариантов написание лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков,

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со­става морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания,

в) перенос,

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограм­мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при­
вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней
(бегут — бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра­вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу­чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог­рафическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна­ка в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, на­правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор­фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран­ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор­фограммы. Например:

1) для проверки буквы ув слове чужойдостаточно сочетания чу,т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу,кото­рые являются традиционным написанием;

2) при проверке безударного гласного в корне слова веснами­нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи­ческое поле), — это корень -весн-в слове веснаи проверочном вёсны;

3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла­гола таетв предложении Быстро тает снегнеобходимое поле для проверки — словосочетание снег тает,которое позволяет опреде­лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;

4) при проверке заглавной буквы в слове орёлнеобходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк­скурсию в Орёл,так как без этого непонятно, о чем идет речь.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна­вательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик­товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может во всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

а) гласные о—а, и—е;

б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

в) сочетания жи,ши, ча,ща, чу, щу;

г) сочетания стн, сн, здн, зн(непроизносимые согласные);

д) сочетания нч, нщ;

е) согласные буквы б, г, в, д, з, жна конце слова, которые
могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за­поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под-вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз),так как приставки пад-или пот-в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над пер­вой группой опознавательных признаков орфограмм — это фоне­тический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй группой опознавательных признаков в боль­шей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше­нии орфограмм.

Работая над третьей группой опознавательных признаков ор­фограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

  Название орфограммы   Опознавательные признаки (общие и частные)
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)   а)отсутствие ударения; б)гласные а, о, и, е; в)место в слове
Звонкие и глухие со­гласные     а)парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б)место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)
Непроизносимые со­гласные   а)«опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зни др.; б) место в слове
Разделительный ь   наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
Разделительный ъ     а)наличие звука [j]после согласного, нал­ичие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а],[у], [о]после [j]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
Заглавная буква в именах собственных а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в на­чале предложения а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу наличие в слове сочетаний
ь на конце имен существительных после шипящих а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
Безударные окончания имен существительных а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное
Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

Для успешного освоения способа проверки орфограммы опре­деленного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Наши рекомендации