Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы

Существенную роль в овладении правильным письмом играет период обучения грамоте, когда все внимание учителя и детей уде­ляется чтению, а орфографические задачи еще не стали определя­ющими. До недавнего времени было принято считать, что в пери­од работы с букварем не должны изучаться случаи несовпадения произношения и написания звука и буквы. Но в современных бук­варе и азбуке много слов, содержащих безударные гласные в кор­не слова или звонкие и глухие согласные, следовательно, совре­менный метод обучения грамоте включает в себя и орфографическую работу.

В I классе дети усваивают в первую очередь систему букв (ал­фавит) и систему правил обозначения звуков буквами, т.е. графи­ку. Тот факт, что к букве первоклассник идет от звука, позволяет школьникам осознать материальную, языковую природу буквы — графического знака. Чтобы овладеть умением прочитать написан­ное, а также самому записать ту или иную мысль, надо усвоить систему обозначения звуков буквами, звукосочетаний — буквосочетаниями. Следовательно, необходима система постоянных звуко-буквенных и слоговых упражнений.

Система упражнений, обращенных к буквенному составу слов, будет эффективна лишь в том случае, если она опирается на ис­ходный фонемный состав слов. А для этой цели следует идти не только от звука к букве, но и от написанной буквы в слове к звуку.

Звукобуквенные (фонетические) упражнения классифицируют­ся по степени соответствия или несоответствия букв и звуков, раз­личаются также по ведущей роли анализа и синтеза, что позволяет выделить несколько типов слов.

1-й тип: полное соответствие звукового и буквенного состава (все фонемы в сильных позициях): ноты, луна, кот, куклаи т.п. Для работы с такими словами рекомендуются звуковой анализ слова и следующий за ним буквенный синтез. Запись слов сопровожда­ется устным комментарием (объяснением):

Луна:ллл-ууу-на. В слове лунапервый звук [л],буква «эль»; дальше звук [у], буква «у».

— Луна: лу-ннн-ааа. Третий звук [н],буква «эн»; дальше звук [а], пишу букву «а».

Выполняя такое упражнение, дети осознают звуковой состав слова, его буквенный состав, голосом выделяют ударяемый слог. В этом случае работа начинается со звукового анализа, но ее цель — буквенный синтез. Письмо — всегда синтез, анализ служит лишь подготовкой к письму.

2-й тип: в слове есть случай слабо выраженного несоответ­ствия звука и буквы. Звук не претерпевает качественного измене­ния, а характеризуется лишь ослабленным звучанием (иголка).Сле­дует обращать внимание детей на те случаи, когда гласный звук, который кажется ясным (и дети действительно, как правило, не допускают ошибок), является безударным и слышится менее от­четливо, чем под ударением. Работа над словами второго типа про­текает параллельно с работой над словами первого типа слов. Со­отношение устных и письменных форм данной работы постоянно изменяется в пользу письменных вариантов.

3-й тип: в слове есть гласные и согласные звуки, обозначае­мые не на основе прямого соответствия буквы звуку (фонемы в слабых позициях или позиционные чередования звуков). Эти слу­чаи могут быть проверены методом сопоставления на уровне воз­можностей первоклассников. Большинство таких случаев — это про­веряемые безударные гласные корня и позиционно чередующиеся звонкие согласные (столбы, ползут, лоб, завод).Работа над слова­ми третьего типа ведется на практической основе, на основе звуко-буквенного анализа, сопоставления родственных слов (стол—столы, грибы—гриб).Во IIи IIIклассах на помощь звуко-буквенному анализу и синтезу приходит грамматический и словообразователь­ный материал и проверка осуществляется уже как решение орфог­рафической задачи.

4-й тип: в словах есть гласные или согласные в слабых пози­циях, но они не могут быть проверены сильными позициями путем сопоставления и должны запоминаться (санитар, пилот, лестница).Основной способ усвоения таких слов — запоминание; однако звукобуквенный анализ и синтез в обычном запоминании играют важ­ную роль, так как придают запоминанию осмысленный характер, дают сознательную основу для заучивания написаний.

Таковы четыре типа слов, которые в 1, II и частично в IIIи IV классах усваиваются без правил, на основе звукобуквенного ана­лиза и синтеза; многие из них постепенно перейдут в разряд про­веряемых на основе грамматики и орфографии.

Следует рассмотреть, в какой мере звуко-буквенный анализ и синтез применимы к тем типам орфограмм, которые не вошли в рассмотренные 4 группы слов.

1. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных не может быть усвоено на основе соотнесения звука и буквы, но соответствующие объяснения вводятся в ком­ментарий при звукобуквенном анализе и синтезе.

2. Написания жи, ши, ча, ща, чу, щу противоречат произноше­нию. Эти орфограммы усваиваются на основе запоминания. Сло­ва, содержащие такие сочетания, в целом подвергаются звукобук­венному анализу, но комментируются иначе:

— Лыыы. Первый звук [л],буква «эль»; второй звук [ы],буква «ы».

— Жыыы. Сочетание жи,его надо запомнить, после буквы «же» пишу букву «и».

Проговаривание слов с такими сочетаниями не рекомендуется, так как дети смогут произнести лишь [жы], [шы], [чя], [щя], [чю], [щю],что приведет к ошибкам при письме.

3. Сочетания чк, чнусваиваются также путем запоминания.

Комментарий звучит так:

— Тучка:тууууч-кааа.

— Первая буква «тэ», она обозначает звук [т].

— Затем звук [у],пишу букву «у».

— Третий звук [ч],он всегда мягкий, поэтому буква ь после чне пишется.

— Следующий звук [к],буква «ка».

— На конце звук [а],пишу букву «а».

4. Написание разделительных ь и ъ усваивается младшими школьниками на фонетической основе и способом запоминания, а с III класса — с помощью правил.

5. Двойные согласные в словах, как правило, усваиваются на основе запоминания. При звукобуквенном анализе и синтезе таких слов, как касса, раннийи т.п., обращается внимание детей на дли­тельное произнесение согласных, что и обозначается написанием двойных согласных; морфологическая природа двойных согласных будет усвоена школьниками после изучения состава слова. Слова, в которых пишутся двойные согласные, а долгого согласного зву­ка нет (класс, пассажир),усваиваются путем запоминания.

При изучении каждой темы, каждого типа орфограмм необхо­димо определить, применим ли к ним звукобуквенный анализ и как он должен сочетаться с другими приемами: списыванием с объяснением, диктантами, выборочным списыванием и т.д. Важ­ная роль отводится и запоминанию,организация которого имеет свой набор средств: упражнения, задания, наглядные пособия, а также использует средства других направлений работы.

Остановимся на основных приемах запоминания.

1. Чтение. Учитель предлагает детям прочитывать слова отчет­ливо и говорить, как они пишутся. Кроме того, читая, дети не­произвольно запоминают написание (зрительные образы) слов, и для многих учащихся такое запоминание становится важнейшим основанием грамотного письма: читая, они интуитивно усваивают систему родного языка и его подсистему — орфографию.

2. Проговаривание. Устное «орфографическое» произнесение слов и сочетаний целесообразно связывать с орфоэпической работой, чтобы учащиеся понимали разницу между звучанием слова и его буквенным составом и написанием. Приемы проговаривания:

— прочтение слова с голосовым подчеркиванием букв, а иногда и морфем;

— двойное произнесение слова: орфоэпическое и «орфографи­ческое»;

— проговаривание вслух, про себя или шепотом, сопутствую­щее письму;

— проговаривание при фронтальном повторении трудных слов (обычно несколько минут в начале урока).

3. Использование таблиц-плакатов, содержащих написания труд­ных слов или буквосочетания, выделенные ярким цветом или рамкой. Применяются для запоминания на основе зрительного восприятия.

4. Работа со словарями:

— проверка слов по словарю;

— составление собственных словариков, картотек.

5. Заучивание списков слов. Слова могут объединяться в списки по различным признакам:

— тематические списки (названия овощей, животных, профессий);

— группы родственных слов;

— слова с одинаковой буквой или буквосочетанием;

— слова, начинающиеся с одинаковой буквы;

— рифмованные списки и т.п.

6. Списывание. Это один из основных приемов работы в на­чальных классах. Списывание может быть организовано по-разно­му, но, как правило, оно осложнено дополнительным заданием. Основное условие организации списывания — установка на запо­минание с опорой на образец.

7. Зрительные и зрительно-слуховые диктанты. Этот прием предполагает запоминание детьми написания слов, данных на доске (в таблице), с последующей записью под диктовку учителя или са­модиктовку.

Все виды работ по орфографии, несмотря на их различия, тес­но взаимосвязаны: запоминание опирается не только на тренировку, повторение и воспроизведение, но и на звукобуквенный анализ и синтез, на проверку слабых позиций сильными путем сопоставле­ния словоформ и родственных слов, на решение грамматико-орфографических задач.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

1. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые на фонетической основе.

2. Перечислите фонетико-графические умения, формируемые в начальных классах.

3. Перечислите понятия, усваиваемые школьниками в процессе работы над темой «Звуки и буквы».

4. Приведите примеры использования метода наблюдения при работе над фонетико-графическим материалом.

5. Назовите условия, необходимые для формирования у детей умения правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных.

6. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые в про­цессе работы над темой «Слоги. Ударение».

7. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые в про­цессе работы над темой «Ударные и безударные гласные».

8. Изложите методику использования различных приемов запо­минания.

9. Объясните термины и понятия: графика, диктант, звукобуквенные упражнения, звуковое письмо, наблюдение, парные согласные, приемы запоминания, проговаривание, слог, слоговые упражнения, списывание, ударение, фонетика, фонетические упражнения, чтение.

10. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.

11. Сформулируйте принцип построения программы по фонети­ке и графике. Обоснуйте такое построение программы.

12. Докажите, что практические упражнения играют ведущую роль при овладении фонетико-графическими знаниями, умениями и навыками.

13. Обоснуйте зависимость изучения основ графики от знания эле­ментов фонетики.

14. Подготовьте правильное объяснение ученика при написании слов: 1) лень, письмо, Люда, вилка, мял, вёл; 2) губка, дед, сторож, лес, мороз, лодка, герб.

15. Охарактеризуйте слова по их типу: волк, ириска, страна, мороз, Москва, ужи, точка, вьюга, суб­бота, лисица, березка, начать, мост, воз, группа.

16. Подберите примеры слов каждого типа (не менее трех).

17. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

18. Как понимать принцип «практическая направленность в изу­чении материала»? Означает ли он, что урок будет тем луч­ше, чем меньше на нем теории и больше упражнений? Аргу­ментируйте ответ.

19. Какие виды наглядности и с какой целью используются при изу­чении вопросов фонетики и грамматики в начальных классах?

20. Какие знания и умения из области фонетики и графики, по­лученные детьми в период обучения грамоте, при изучении раздела «Звуки и буквы» закрепляются, а какие являются но­выми?

21. Существует ли зависимость между качеством постановки фонетической работы и уровнем орфографической грамотности учащихся? Обоснуйте ответ.

22. Как следует реализовывать принцип преемственности при про­ведении звукобуквенного разбора на уроках обучения грамо­те и русского языка?

23. Какие из приведенных слов могут быть предложены для звуко­буквенного разбора в конце I класса, а какие нет (пальто, ап­рель, коньки, жир, мальчики, друг, выходить,класс)? Почему?

24. Какие вопросы орфографии выносятся на рассмотрение в раз­деле «Звуки и буквы»? Как эти вопросы связаны с фонетикой?

25. Какими орфоэпическими нормами овладевают учащиеся при изучении раздела «Звуки и буквы»? Охарактеризуйте исполь­зуемые виды упражнений.

26. Дайте анализ объяснения нового материала, предложенного в учебнике по теме: 1) «Твердые и мягкие согласные». 2) «Звонкие и глухие согласные». 3) «Ударные и безударные гласные».

27. Подберите в учебнике примеры упражнений, направленных на формирование умения обозначать на письме мягкость и твер­дость согласных. Какой принцип лежит в основе системы уп­ражнений?

28. Составьте фрагмент объяснения нового материала по теме: 1) «Твердые и мягкие согласные». 2) «Звонкие и глухие согласные». 3) «Ударные и безударные гласные».

29. Подберите в учебнике примеры использования различных приемов запоминания.

30. Подготовьте примеры объяснения ученика при звуко-буквенном разборе слов каждого типа (по выбору).

31. Дайте анализ работы, предусмотренной учебником, по формированию навыков грамотного письма, основанных на зна­нии элементов фонетики и графики.

Наши рекомендации