Т: Методика изучения основ фонетики и графики

Т: Методика изучения основ фонетики и графики

План:

1. Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

2. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и со­гласными.

3. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

4. Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

5. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударны­ми гласными.

6. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.

РОЛЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОВЛАДЕНИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младшими школьниками устной и письменной речью отводится усвоению фонетических знаний.

1. С опорой на фонетику первоклассники овладевают процес­сом чтения и письма в период обучения грамоте.

2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения.

3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологичес­кими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков (правописание безударных гласных, пар­ных звонких и глухих согласных и т.п.).

4. Фонетические знания необходимы для осознанного интониро­вания предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д.

5. Знание звукового состава слова важно для понимания его смысла и правильного употребления в речи.

Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений. Это умения:

— распознавать звук и букву;

— отличать гласные звуки от согласных;

— узнавать согласные парные по звонкости и глухости,не­парные звонкие, непарные глухие;

— различать согласные парные по мягкости и твердости, все­гда твердые и всегда мягкие;

— делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог;

— правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме;

— пользоваться буквой ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Во II и IIIклассах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи с другими разделами языкознания. Раздел «Звуки и буквы» имеется в программе всех трех лет начального обучения русскому языку, но основным он является в I классе. Именно здесь формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются.

Раздел «Звуки и буквы» включает следующие темы: «Гласные и согласные звуки и буквы», «Слог», «Мягкость согласных и ее обозначение на письме», «Ударение», «Звонкие и глухие соглас­ные» и т.д. Изучение всех этих тем опирается на те умения и на­выки, которые дети получают в период обучения грамоте.

Основная задача изучения этого раздела на уроках грамматики остается практической: развивать у детей правильное и четкое про­изношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме. Решение этой задачи предпола­гает овладение учащимися такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение неко­торых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов, их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

1. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые на фонетической основе.

2. Перечислите фонетико-графические умения, формируемые в начальных классах.

3. Перечислите понятия, усваиваемые школьниками в процессе работы над темой «Звуки и буквы».

4. Приведите примеры использования метода наблюдения при работе над фонетико-графическим материалом.

5. Назовите условия, необходимые для формирования у детей умения правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных.

6. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые в про­цессе работы над темой «Слоги. Ударение».

7. Перечислите знания, умения и навыки, формируемые в про­цессе работы над темой «Ударные и безударные гласные».

8. Изложите методику использования различных приемов запо­минания.

9. Объясните термины и понятия: графика, диктант, звукобуквенные упражнения, звуковое письмо, наблюдение, парные согласные, приемы запоминания, проговаривание, слог, слоговые упражнения, списывание, ударение, фонетика, фонетические упражнения, чтение.

10. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.

11. Сформулируйте принцип построения программы по фонети­ке и графике. Обоснуйте такое построение программы.

12. Докажите, что практические упражнения играют ведущую роль при овладении фонетико-графическими знаниями, умениями и навыками.

13. Обоснуйте зависимость изучения основ графики от знания эле­ментов фонетики.

14. Подготовьте правильное объяснение ученика при написании слов: 1) лень, письмо, Люда, вилка, мял, вёл; 2) губка, дед, сторож, лес, мороз, лодка, герб.

15. Охарактеризуйте слова по их типу: волк, ириска, страна, мороз, Москва, ужи, точка, вьюга, суб­бота, лисица, березка, начать, мост, воз, группа.

16. Подберите примеры слов каждого типа (не менее трех).

17. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

18. Как понимать принцип «практическая направленность в изу­чении материала»? Означает ли он, что урок будет тем луч­ше, чем меньше на нем теории и больше упражнений? Аргу­ментируйте ответ.

19. Какие виды наглядности и с какой целью используются при изу­чении вопросов фонетики и грамматики в начальных классах?

20. Какие знания и умения из области фонетики и графики, по­лученные детьми в период обучения грамоте, при изучении раздела «Звуки и буквы» закрепляются, а какие являются но­выми?

21. Существует ли зависимость между качеством постановки фонетической работы и уровнем орфографической грамотности учащихся? Обоснуйте ответ.

22. Как следует реализовывать принцип преемственности при про­ведении звукобуквенного разбора на уроках обучения грамо­те и русского языка?

23. Какие из приведенных слов могут быть предложены для звуко­буквенного разбора в конце I класса, а какие нет (пальто, ап­рель, коньки, жир, мальчики, друг, выходить,класс)? Почему?

24. Какие вопросы орфографии выносятся на рассмотрение в раз­деле «Звуки и буквы»? Как эти вопросы связаны с фонетикой?

25. Какими орфоэпическими нормами овладевают учащиеся при изучении раздела «Звуки и буквы»? Охарактеризуйте исполь­зуемые виды упражнений.

26. Дайте анализ объяснения нового материала, предложенного в учебнике по теме: 1) «Твердые и мягкие согласные». 2) «Звонкие и глухие согласные». 3) «Ударные и безударные гласные».

27. Подберите в учебнике примеры упражнений, направленных на формирование умения обозначать на письме мягкость и твер­дость согласных. Какой принцип лежит в основе системы уп­ражнений?

28. Составьте фрагмент объяснения нового материала по теме: 1) «Твердые и мягкие согласные». 2) «Звонкие и глухие согласные». 3) «Ударные и безударные гласные».

29. Подберите в учебнике примеры использования различных приемов запоминания.

30. Подготовьте примеры объяснения ученика при звуко-буквенном разборе слов каждого типа (по выбору).

31. Дайте анализ работы, предусмотренной учебником, по формированию навыков грамотного письма, основанных на зна­нии элементов фонетики и графики.

Т: Методика изучения основ фонетики и графики

План:

1. Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

2. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и со­гласными.

3. Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

4. Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обо­значением их на письме.

5. Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударны­ми гласными.

6. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.

Наши рекомендации