Лингвистическая типология как особый раздел языкознания
Лингвистическая типология – это раздел общего языкознания, занимающийся группировкой основных, существенных характеристик, признаков и выведением закономерностей, наблюдаемых в ряде языков;учение о типах языков и о типах языковой структуры. Она имеет свой предмет, свои методы, разделы и историю, что определяет ее самостоятельность среди других разделов языкознания.
Существуют различные мнения по определению предмета типологии: одни языковеды чрезмерно расширяют круг и объем науки типологии, другие же, наоборот, под типологией понимают весьма узкую область исследования. Большая часть языковедов сходится на понимании типологии в языкознании как учения о типах языков, которые изучаются путем сравнения, или сопоставления, как отдельных уровней, подуровней и микросистем, так и систем отдельных языков в целом и групп языков.
По поводу сущности предмета типологии высказываются два суждения: 1) лингвистическая типология - самостоятельная научная дисциплина, включающая в предмет своего исследования все виды сравнения языковых систем (т.е. то же, что и сравнительная лингвистика в полном смысле этого слова); 2) лингвистическая типология — это самостоятельная часть сравнительной лингвистики, противопоставляемая традиционной компаративистике, характерологии и ареальной лингвистике (т.е. то же, что и структурная типология).
Б. А. Успенский, Ю. В. Рождественский, В. Г. Гак дифференцируют предмет типологии и характерологии, определяют основу предмета типологии как структурную типологию, объединяющую разделы:
1) типологическую классификацию языков;
2) лингвистические универсалии;
3) язык-эталон;
4) специальную типологическую теорию и др., не отрицают существования других разделов типологии, также занимающихся сравнением систем различных родственных и неродственных языков.
При всем многообразии существующих определений под типологией понимаются различные виды сравнения систем языков. Генетические, типологические и ареальные сравнения составляют три стороны единого процесса сравнения. Эти методы не конкурируют между собой, а взаимодополняют друг друга.
Виды лингвистического сравнения:
1) сравнительно-генеалогическое (историческое) сравнение (реконструкция общих праформ родственных языков);
2) типологическое сравнение систем и подсистем языков:
а) родственных (близкородственных и дальнородственных);
б) неродственных — односистемных или разносистемных языков;
3) ареальная лингвистика, для которой характерно сравнение систем языков определенной географической близости;
4) доминантная классификация Г. П. Мельникова, определяющая языковые типы на основе доминантных признаков.
Цель типологических исследований – установить такие сходства и различия между языками, которые не зависят от генетического родства или влияния одних языков на другие, создание наиболее экономного способа кодирования информации о структурах языков мира.
Исходное предположение типологических исследований таково: структурные характеристики языков, их повторяемость не являются случайными или произвольными. Эти структурные характеристики могут быть описаны в терминах языковых универсалий.
Задачи типологии:
– исследование признаков структурного сходства языков;
– построение общей теории языка;
– выявление языковых универсалий.
Практическое приложение результатов типологических исследований:
– дешифровка и машинный перевод;
– исследование неизвестных языков;
– обучение языкам (например, создание промежуточного языка при переходе от иностранного к родному языку - допустим, с грамматикой иностранного языка и словарем родного);
– для лексикографии (вывести зависимость между типом языка и целесообразным способом составления словаря данного языка);
– для практики создания письменности (определения принципов создания письменности, рациональной по отношению к тому или иному типу языка).
Однако, несмотря на достаточно разнообразные практические сферы использования типологических данных, для языкознания типология - это, прежде всего, область теории языка.
По мнению проф. В.Д.Аракина, лингвистическая типология включает следующие разделы.
Общая типология изучает общие проблемы, связанные с выявлением суммы сходных и различных черт, характеризующих системы отдельных языков мира, не связанных генетически и географически.
Типологические исследования выводят лингвистические наблюдения за рамки родственных языков, привлекая широкий круг разноструктурных языков, тем самым позволяют решать широкие общеязыковые проблемы.
Частная типология изучает типологические характеристики одного языка или ограниченной группы языков, как родственных, так и неродственных. Исходным моментом служит не общность материальной формы, а общность семантики или функций тех или других единиц в неродственных языках (система личных местоимений, система суффиксальных морфем с определенной функцией, например, деятеля и т.д.).
Подвид частной типологии – историческая (диахроническая) типология - изучает исторические изменения типологии состояний отдельных языков, типологии структуры отдельных языков и групп языков (переход от синтетического типа к аналитическому или изменение структуры грамматических категорий от древнего к среднему и новому периоду истории языка).
Уровневая (аспектная) типология, или типология подсистем, изучает факты отдельных подсистем, уровней языков (фонологических систем, морфологических, лексических систем, типологии слова и т.д.).
Ареальная типология исследует общие типологические характеристики и закономерности языков, находящихся на какой-либо определенной территории (ареале) (Балканского полуострова, Восточно-Сибирского ареала), как, например, становление постпозитивного артикля в болгарском, албанском и румынском языках.
Сравнительная типология родного и иностранного языков изучает типологические характеристики изучаемого языка относительно родного, выявление наиболее существенных типологических характеристик (признаков) иностранного и родного языков для выработки методов и приемов, с помощью которых можно учитывать компоненты структуры иностранного языка, отсутствующие в родном языке учащихся, а также средства, используемые для их передачи на родном языке обучающихся.
По объекту исследования Д. Б. Буранов в работе «Сравнительная типология английского и тюркского языков» выделяет следующие разделы:
1. Генетическая типология занимается сравнением систем генетически родственных языков как диахронно, так и синхронно с учетом генетической общности сравниваемых языков. В этом отношении генетическая типология имеет частнолингвистический характер.
2) Структурная типология - основная составляющая часть типологии - занимается систематизацией и инвентаризацией фактов конкретных языков вне всякого генетическою или ареального ограничения и выявлением общих языковых универсалий.
3) Ареальная типология занимается сравнением или сопоставлением языковых систем с точки зрения степени распространения и близость языковых свойств определенной территории, или ареала. Ареальный метод имеет дело со сродством языков, независимо от степени их родства с целью определения в них общих элементов, образовавшихся в результате взаимного влияния самих языков и стоящих за ними культур или воздействия на них третьих языков. Объектом такого изучения являются заимствованные элементы в языках, языковые союзы, двуязычие. Для данного раздела языкознания в лингвистической литературе существуют различные термины: «ареальная лингвистика», «лингвистическая география» и др. В круг исследования ареальной типологии включаются следующие вопросы: а) изучение диалектов и диалектальных разграничений; б) составление диалектологических карт; в) изучение распространения отдельных черт в системах родственных и неродственных языков; г) фиксирование отдельных языковых изменений и определение статистики их распространения; д) определение неологизмов, архаизмов; е) изучение языков-субстратов; ж) изучение заимствований различных слоев; з) изучение взаимовлияния различных языков и многие другие.
4) Сравнительная типология - раздел языкознания, изучающий языки в сопоставлении друг с другом с целью установления сходств и различий между языками. Главная задача - сравнительное описание подсистем этих языков: звукового состава, морфологии, синтаксиса, словообразования, лексического состава и др.
Лингвистическая типология оперирует всеми уровнями иерархии языка без исключения. Иначе говоря, она может сравнивать единицы фонологического, морфологического, лексического и синтаксического уровней. Существуют различные подходы к уровневому анализу, однако большинство типологов предпочитают разграничивать уровни языка. По отношению к уровням иерархии языка лингвистическая типология может иметь следующие разделы:
а) фонологическая типология;
б) фонетическая типология;
в) морфологическая типология;
г) синтаксическая типология;
д) лексическая типология
и ряд других.
Основные понятия лингвистической типологии
Понятие «тип языка» у языковедов вызывает различные ассоциации, так как в лингвистике до настоящего времени еще не определены основные критерии, которые могли бы служить надежным основанием для определения того или иного типа языка.
В настоящее время в языкознании различаются две разновидности типа: 1) тип языка; 2) тип в языке.
Тип языка понимается шире, чем тип в языке, и он же является общим понятием. К типам языка относятся: агглютинативный, флективный, изолирующий, полисинтетический, которые выделены языковедами XIX века и получают свои дополнительные характеристики в трудах современных языковедов.
Тип в языке считается уже, чем тип языка, т. е. частным языковым типом. Тип в языке — обычно отмеченное в нескольких языках качество языковой структуры, как, например, наличие или степень аналитизма грамматических форм и т.д.
Для типологии очень важно установить сходство или подобие систем различного объема и масштаба. Такое подобие, или параллелизм, отдельных звеньев структуры языка, отдельных микро- или макроструктур, ее составляющих, получило название изоморфизм. Изоморфизму противостоит «алломорфизм», свидетельствующий о разнотипности структуры языковых единиц, составляющих данный уровень.