Термин в терминологии и терминосистеме

Научная дисциплина, занимающаяся исследованием терминов, получила название терминоведение, под которым понимают комплексную научно-прикладную дисциплину, «предметом которой являются термины и их совокупности (терминологические системы и терминологии), а также закономерности складывания, конструирования, функционирования и использования этих совокупностей» (Лейчик, 1989: с. 365).

Имея специфическую сферу применения, термины входят в состав определенной терминологии.

Под терминологией понимают:

- совокупность или некоторое определенное множество терминов-слов вообще;

- совокупность терминов (понятий и названий) какой-либо определенной отрасли знания (медицинская терминология, географическая терминология и т.п.) (Суперанская, Подольская, Васильева, 1989: 14).

В.М. Лейчик определяет терминологию как «совокупность лексических единиц естественного языка, обозначающих понятия определенной специальной области знаний или деятельности, стихийно складывающуюся в процессе зарождения и развития этой области» (Лейчик, 1981: 65).

Впервые вопрос о системности терминологии был поставлен Д.С. Лотте, в работах которого подчеркивалось, что системность терминологии требует соблюдения трех условий:

1. Терминологическая система должна основываться на классификации понятий.

2. Необходимо выделять терминируемые признаки и понятия, основываясь на классификационных схемах.

3. Слова должны отражать общность терминируемого понятия с другими и его специфичность (Лотте: 10).

Термин связан с другими терминами, входящими в определенную совокупность терминов. Эта связь терминов, выражающих понятия одной области знаний или сферы деятельности, друг с другом и зависимость их от системы понятий этой области определяют особенности различных типов совокупностей терминов. Если эти совокупности складываются стихийно, по мере развития области науки или сферы деятельности, не объединены какой-либо теорией или концепцией, то они, как правило, бывают неполными, т.е. не выражают всех понятий данной области или выражают понятия неадекватно. Такие совокупности терминов называются терминологиями. Если же совокупности терминов складываются на основе одной теории (концепции) и их взаимосвязи отражают связи понятий определенной области науки, техники или сферы деятельности, то эти совокупности называются терминологическими системами (терминосистемами) (Лейчик, 1981: 65).

Терминосистема сознательно конструируется из языковых единиц в процессе формулирования положений специальной теории или области деятельности в текстах, написанных на специальном языке, который соответствует этой области знаний или деятельности. В связи с этим содержательная структура терминосистемы зависит от структуры специальной области знаний или деятельности, и от теории, описывающей эту область или деятельность.

Различение двух видов совокупностей лексических единиц, изучаемых терминоведением – терминологий и терминосистем, имеет, по мнению терминоведов, принципиальное значение, так как лексическими единицами терминологии являются предтермины, а лексическими единицами терминосистемы – термины (собственно термины).

Терминологическая система (терминосистема) характеризуется как сложная динамическая устойчивая система, элементами которой являются лексические единицы (слова или словосочетания) определенного языка для специальных целей, структура которой изоморфна структуре системы понятий специальной области знаний или деятельности, а функция состоит в том, чтобы служить знаковой (языковой) моделью этой специальной области знаний или деятельности.

И терминологии, и терминосистемы не могут быть оторваны от своего субстрата – того естественного языка, на базе которого они существуют. Специфика этих совокупностей состоит в том, что они являются структурной частью лексической системы определенного языка для специальных целей, который надстраивается над данным естественным языком, обслуживая некоторую специальную область знаний или деятельности (научную сферу, производство, экономическую сферу и т.п.). При формировании теории, описывающей эту область, либо конструируется ее терминосистема, либо упорядочивается терминология, стихийно сложившаяся в начале формирования теории, преобразуясь в терминосистему в результате устранения неточных терминов (предтерминов) и замены их более точными в результате унификации терминологических вариантов и др. Таким образом, терминология преобразуется в терминосистему или заменяется ею.

Исходя из изложенного, термин определяется как элемент терминосистемы, как лексическая единица определенного языка для специальных целей, обозначающая общее – конкретное или абстрактное – понятие или ситуацию определенной специальной области знаний или сферы деятельности.

При понимании термина как лексической единицы определенного естественного языка не удается объяснить те противоречия, которые возникают в процессе упорядочения терминологий (например: термин должен быть однозначным – а он многозначен; термин не должен иметь омонимов – а он их имеет и др.). Только если признать, что языковым субстратом термина является лексическая единица естественного (русского, немецкого, английского и т.п.) языка, а термин становится термином, лишь когда служит лексической единицей специального языка, можно понять, каким образом у него появляются эти признаки (однозначность, отсутствие синонимов и т.п.), почему можно предъявлять к нему эти требования.

17. Слово и словоформа. Лексема и парадигма. Словообразование и
словоизменение. Членимость слова (морфемный и словообразовательный анализ). Типы морфем внутри словоформы: корни и аффиксы (префиксы и постфиксы);
словообразовательные и словоизменительные аффиксы; суффиксация и суффиксы.

Лексема (от др.-греч.λέξις – слово, выражение, оборот речи) в лингвистике – слово как абстрактная единица морфологического анализа. Лексема характеризуется разными парадигматическими формами (словоформами) одного слова. Из слов строятся высказывания (предложения) для осуществления коммуникации.

Лексема – значимая самостоятельная (в отличие от морфем) единица языка, основными функциями которой является: а) номинация (называние) или указание на предметы и явления; б) сигнификация – фиксирование и выражение значений.

Следует различать лексические и грамматические значения:

· Лексические значения – внеязыковые; они соотносят звуковые комплексы с предметами и явлениями внешнего мира.

· Грамматические значения – внутриязыковые; они обеспечивают установление отношений и связей между единицами языковой системы (парадигматических и синтагматических).

Значения знаменательных слов в предложениях складываются из ряда компонентов:

· Самостоятельное «вещественное» значениекорня слова без ограничивающих или уточняющих его морфем, которое фиксирует обобщенную предметную отнесенность группы однокоренных слов.

· Несамостоятельное грамматическое значение соответствует морфемам, которые обеспечивают словообразование и словоизменение в языке, и включает:

Деривационное значение (обеспечивает словообразование) – значение признаков не мыслимых самостоятельно, а сопровождающих вещественное значение корня слова, ограничивающих и уточняющих его (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

Реляционное значение – выражает отношение лексемы к другим членам предложения без указания на конкретные признаки (например, окончания, служащие только для согласования слов в предложении).

Лексическое значение знаменательного слова складывается из самостоятельного (вещественного) и деривационного значений.

Лексема – это множество словоформ, которые обладают: лексическим значением, грамматическим значением части речи, грамматическими значениями словоклассифицирующих категорий (например: совершенный и несовершенный вид у глаголов; качественность и относительность у прилагательных и т. п.).

Словоформа фиксирует все семантические характеристики лексемы и включает еще грамматическое словоизменительное значение (значения категории падежа, числа и т. п.), которые в русском языке фиксируются с помощью специальной грамматической морфемы – флексии (окончания).

Совокупность форм одного слова называют его морфологической парадигмой. Различают общие и частные парадигмы. Общие парадигмы включают все морфологические формы слова. Частные парадигмы объединяют формы на основе одного грамматического значения. Например, в прилагательных выделяются частные парадигмы 1) рода, 2) числа, 3) падежа, 4) полноты / краткости, 5) степеней сравнения (компаративная парадигма). Вместе взятые, эти частные парадигмы образуют общую парадигму прилагательных.

Когда часть речи имеет сложную систему морфологических форм, понятие общей и частной парадигмы может иметь более узкое и более широкое содержание. Общая парадигма глагола включает все формы слова. При этом выделяются частные видовые, залоговые, временные и т. д. парадигмы. В то же время при характеристике наклонения также выделяется общая парадигма, которая включает все модальные формы, т. е. формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, и частные парадигмы, объединяющие морфологические средства выражения каждого наклонения (например, частная парадигма повелительного наклонения).

Неизменяемые слова морфологических парадигм не имеют.

С опорой на понятие морфологической формы все слова русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые В неизменяемых словах в свою очередь выделятся такие, которые в предложении замещают позиции изменяемых слов: бра, такси, бюро. метро, какаду, беж, бордо, хаки, мини, например, на ветке сидит воробей, на ветке сидит какаду, купила короткую юбку, купила мини-юбку) и имеющие собственные синтаксические места: слева, здесь, вкривь, или, чтобы, на, ведь.

Некоторые неизменяемые слова первого типа синтаксическими средствами выражают такие значения, которые в изменяемых словах передаются формообразующим аффиксом. Например, словоформа пальто в словосочетании новое пальто называет один предмет, а в словосочетании новые пальто — несколько предметов, в предложении Пальто упало соответствует именительному падежу субъекта, а в сочетании с переходным глаголом: купить пальто — винительному падежу объекта. Это, однако, не означает, что лексема пальто имеет морфологические формы числа и падежа.

В литературе по морфологии терминологические сочетания грамматическая форма и морфологическая форма обычно употребляются как синонимы, однако содержательно они совпадают не всегда. Всякая морфологическая форма одновременно является и грамматической формой, но не всякую грамматическую (синтаксическую) форму можно назвать морфологической. Так, несклоняемые существительные имеют грамматический род, который выражается родовой формой согласуемого прилагательного или глагола (Новое кафе горожанам понравилось), но морфологического рода у таких существительных нет. Морфологические формы слова образуются морфемами. Выделение аналитических морфологических форм также опирается на морфему в парадигматическом противопоставлении: аналитическая форма будущего времени соотнесена с синтетическими формами настоящего и прошедшего времени, аналитическая форма сослагательного наклонения — с формами изъявительного и повелительного наклонений.

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом ("как делаются слова") и в статическом ("как они сделаны") аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его струкны и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.

В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются флексиями. Тождество слова не нарушается.

Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

Фортунатов: формы отдельных полных слов, обозначающих различия в отношениях данных предметов мысли к другим предметам мысли

Нулевые морфемы — это морфемы с нулевым экспонентом, передающим то или иное грамматическое значение. Нулевой экспо- нент есть значащее отсутствие аффикса или служебного слова, регулярно противопоставляемое наличию аффикса или слу- жебного слова в соотносительных случаях. Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определенной точке рече- вой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел#. В зависимости от того, чему именно противопоставлен нулевой экспонент, различают несколько видов нулевых морфем. Самый из- вестный из них — нулевое окончание, или нулевая флексия (ср. только что приведенный пример). Нулевой суффикс имеем в формах мн. ч. болгары, крестьяне — при ед. ч. болгарин и т. д. с суффиксом - ин-; в формах совершенного вида решу, одолею, оценю, расскажу — при несовершенном виде с суффиксами -а- (решаю), -ва- (одолеваю), - ива-1-ыва- (оцениваю, рассказываю). Нулевых префиксов в русском языке нет, поскольку префиксы не создают у нас таких регулярных противопоставлений, которые позволили бы говорить при отсутствии префикса о нулевой морфеме. В болгарском языке префиксы по- и пай- являются обязательными и единственными морфемами, передаю- щими значение сравнительной и превосходной степени соответственно, поэтому в положительной степени с полным правом может быть выде- лен нуль префикса: #хубав 'хороший' — по-хубав — най-хубав. Пример нулевой морфемы, противопоставленной служебному сло- ву: отсутствие вспомогательного глагола в Ему пора идти при нали- чии такого глагола в Ему было (будет) пора идти.

Сегментные морфемы — части слов (части простых, синте- тических словоформ) — разделяются па два больших класса: 1) корни 2) некорни, или а ф ф и к с ы 1 . Эти классы противопоставлены друг другу прежде всего по характеру выражаемого зна- чения и по с 15 о е й функции в составе слова . В составе знаменательных слов к о р н и являются носителями лексических значений, обычно совпадающих с лексическими значе- ниями слов, содержащих эти корни и наиболее простых по морфоло- гической структуре. Так, значение корня рук- совпадает с лексическим значением слова рука. В знаменательных словах более сложной струк- туры корень (или каждый из корней, если их в слове несколько) несет какую-то часть целостного лексического значения слова или же выступает как «опора» мотивировки. Ср. значение того же корня рук- (руч-) в ручка 'маленькая рука' и ручка (дверная, для писания и т. д.), рукомойник, ручной, рукав, приручить, выручить и др., а также зна- чение второго корня мой- (мы-) в рукомойник. Аффиксы не несут самостоятельных лексических значений, их значения либо лек- сико-грамматические (словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (как иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения), либо, наконец, они выполняют формально- структурные и формально-классифицирующие функции. В приведен- ных словоформах представлены все три типа аффиксов. Так, дери- вационными аффиксами являются -к- в ручка, -ник в рукомой- ник, при- и вы- в приручить и выручить; реляционными — -а в рука и ручка, -ой в ручной; формально - с т р у к т у р ным — соединительный гласный, связывающий два корня в сложном слове рукомойник; формально - к л а с с и ф и ц и р у ю щим— показатель формального разряда (типа спряжения) -и-, стоящий в приручить и выручить перед реляционной морфемой — показателем инфинитива -ть /t/. Корень (или сочетание корней) образует смысловое ядро и струк- турный организующий центр слова 2 . Деривационные аффиксы участ- вуют вместе с корнем (сочетанием корней) в формировании целостного лексического значения слова. Так, лексическое значение слова ручка 'маленькая рука' складывается из значения корня и значения умень- шительности (или ласкательности), вносимого аффиксом -к-; в ручка (дверная, для писания и т. д.) значения корня и особенно аффикса менее отчетливы, они почти растворены в целостном лексическом зна- чении слова, развившемся как переносное; можно сказать, что зна- чения корня и аффикса превратились здесь в компоненты мотивировки. Вполне отчетливо значение аффикса -ник 'орудие, приспособление

1. Морфемика как раздел языкознания

Морфемика –

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положениемеждусловообразованием,морфологиейиморфонологией, так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения.

Напр., глаголпо-друж-и-ть-сясостоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

· приставки (префикса) по- ‘начало действия’,

· корня друж-,

· двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

-ть- (суффикс инфинитива),

· постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики.

· Словообразованиезанимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по-друж-и-ть-сяобразован от глаголадружитьодновременным присоединением

· приставки по- ‘начало действия’

· и постфикса -ся ‘взаимное действие’.

· В морфологииморфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружитьсяизменяется, выражая различные ГЗ:

· подруж-сь, подруж-ишь-ся… (лицо и число)

· подружи-л-ся, подружи-л-а-сь…(время, число и род)

· Морфонологияизучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг-существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:

· друг-а – друг’е – друз’j-a – друж-ить,

· ср. также: люб-овь – люб’- ить – любл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объектизучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы.

К задачам морфемикиотносятся:

1. рассмотрение принципов выделения морфем,

2. выделение критериев отождествления и разграничения морфов,

3. классификация морфем.

2. Морфема и морф

Морфема(греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемыморфема отличаетсяналичием значения. Фонемы образуют план выражения морфем:

· мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк– последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова, морфемасемантически несамостоятельна, она всегда выражаетчастьобщего значения слова. Ср.:

· нос, стол, лез;

· нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемныеслова:

· вдруг, пальто.

Вычленение морфемосновывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной сторонеслов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях(лексических и грамматических):

· ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …

· голов-а голов-ы голов-у голов-ø…

· книг-а книг-и книг-у книг-ø…

Ср. также голов-а – голов-к-ас соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема, используется терминморф.

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языкаиречи.

· Морф– это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речеваяединица.

· Морфема– это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковаяединица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

Напр.:

· корень: рук-а – рук-и – руч-ной;

рук-, рук’- ируч-– три морфа одной корневой морфемы;

· суффикс: дуб-ок – дуб-к-а– дуб-к-е;

-ок-,-к- и -к’-– три морфа одной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

1. имеют тождественное значение,

2. обладают формальной, т.е. фонематической близостью.

Морфы одной морфемы делятся на два типа(по отношению к свободному варьированию):

· алломорфы,

· варианты.

· Алломорфы– это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции):

· корень: у-бр-а-ть – у-бир-а-ть – у-бер-у – у-бор-к-а;
бег-у – беж-ишь; слух– слуш-а-ть; с-брос-и-ть – с-брас-ыва-ть;

· приставка: о-кружить – об-вести – обо-йти; с-бросить – со-гнать;

· суффикс: кус-ок – кус-оч-ек – кус-к-а – кус-к’-и;

· окончание: кресл-ом – пол-ем;

· англ. bat-s‘летучие мыши’ –box-es‘коробки’.

· Варианты– морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования. Напр.:

· окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен-ой – стен-ою;- рук-ой – рук-ою;

· окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер-ями – дверь-ми.

3. Типы морфем. Корень и аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

· кореньи

· аффиксы(лат.affīxus‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

· функциюв составе словоформы и

· тип выражаемого значения.

· Корень– центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня.

Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-тьпоявилось по аналогии с глаголами на -нутьна базевы-нять, префиксального производного отяти [ШЭС, с. 51].

Корень выражает основную идеюлексического значенияслова. По А. А. Реформатскому,этовещественноезначение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

· бегбег-ать;

· черн-ый –черн-ота –черн-ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно:

· вдруг, завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободныекорни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

· дом-ø, ног-а .

Связанные корнив современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

· добавка, прибавка,

· обуть, разуть.

· Аффиксыже не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксынеобязательныв словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебнымиморфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды– морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

· префиксоиды: полу-– полукруг, полубог…

авиа-– авиаалинии, авиаперевозки…

само- – самооанализ…

· суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…

-фил – славяновил …

-видн- – стекловидный, змеевидный …

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые– это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

· дом-Ø– нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом-а, дом-у, дом-ов,

· рук-Ø– нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,

· красив-Ø – ед.ч. м.р.:красив-а, красив-о, красив-ы.

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

4. Функциональные типы аффиксов

С точки зрения выполняемых функцийаффиксы делятся на

· словообразовательные,

· словоизменительные(формообразовательные).

· Словообразовательные(деривационные– от лат.derivātio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значениеслова:

· дом – дом-ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом-ов-ой;

· слон – слон-ёнок;

· бег-: про-бег,за-бег,на-бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

· Словоизменительные(реляционные– от лат.relātio‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:

· бег-а-ть – бег-а-л.

· бег-: бег-у, беж-ишь

ЛЗ глагола не меняется: глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

· построил домик-Ø,

· вышел из домик-а.

Термин формообразовательныеиспользуется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

· чита-ть– чита-я– чита-л-а – чита-ющ-ий – чита-вш-ий.

Формообразовательные суффиксы -л-,-ущ-и-вш-образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания)-а-и-ий-в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

· девочка читал-а – мальчик читал-Ø –они читал-и;

· читающ-иймальчик-Ø­– читающ-егомальчик-а­ – читающ-емумальчик-у

5. Позиционные типы аффиксов

По положению относительно корняаффиксы делятся на

1. стоящие передкорнем–префиксы (приставки),

2. стоящие послекорня:

· постфиксы,

· суффиксы,

· окончания(флексии),

3. вставляемые внутрькорня:

· инфиксы,

· трансфиксы,

4. вставляемые междукорнями –интерфиксы,

5. окружающиекорень –циркумфиксы(конфиксы).

Схема 1.

аффиксы

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня

┌─────┴────┐ │ │ │

префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы

( Термин в терминологии и терминосистеме - student2.ru приставки) (конфиксы)

┌────────┬────────┐

суффиксы флексии собственно

постфиксы

1. Префиксы (от лат. praefīxum‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем:

· пере-рыв, под-писать, не-глубокий.

· in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании, а приформообразованииоченьредко.

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенноговида глагола:

· делать – с-делать, писать – на-писать, читать – про-читать1.

Однако чаще приставка меняет не только видовоезначение, но илексическое:

· читать – пере-читать – вы-читать.

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабскомигрузинскомязыках при помощи префиксов оформляетсяспряжение[Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значенийв языкахбáнту(Восточная Африка). Напр., в языкесуахили:

· wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- будущее время, si- отрицание, po- условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские.

2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня.

Этот термин используется в двух значениях:

1. он обозначает всеслужебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;

2. собственно постфиксы– служебные морфемы, стоящиепосле флексии, напр., рус. -ся, -то, -либо.

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

· нем.: Kind ‘дитя’, Kind-er ‘дети’, Kind-er-chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения.

2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные(лексико-грамматические) значения:

· рук-а – руч-к-а – руч-онк-а – руч-ищ-а – руч-н-ой;

· конь – кон-ёк– кон-ин-а – кон-юх– кон-н-ый – кон-ск-ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные(т.е.чисто грамматические) значения. Они образуютрегулярныеформы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

· рассказ-а-ть – рассказ-а-л-ø, рассказа-л-а, рассказа-л-и;

· рассказ-а-вш-ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а-нн-ый (-ая, -ые; -ого…);

· рассказ-а-в;

· красив-ый – красив-ее.

а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.

2.2. Флексии (от лат. flexio‘сгибание, переход’) = окончания– постфиксы со словоизменительным,реляционным значением, т.е. выражающие синтаксические отношенияслова к другим словам в предложении.

· красив-ый – красив-ая – красив-ые; красив-ого – красив-ому – красив-ым;

· расскаж-у– расскаж-ешь– расскаж-ет– расскаж-ем

Постфикс является флексией, если он

1. имеет хотя бы одно реляционноезначение,

2. входит в словоизменительную парадигму[ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксымогут иметь не толькословообразовательное(лексико-грамматическое), но исловоизменительноезначение.

В свою очередь, парадигмафлексийможет выполнятьсловообразовательнуюфункцию. Напр.:

· ворон-ø – ворóн-а–сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум-ø – кум-а;

· бел-ый – бел-и-ть: бел-ый – бел-ая – бел-ое…; глаголбелитьотличается от прилагательного парадигмой склоения: бел-ю – бел-ишь – бел-ит…;

· добрый – добро: добр-ый– добр-ого– добр-ому…↔ добр-о– добр-а– добр-у.

Наши рекомендации