Проверяемые непроверяемые проверяемые непроверяемые непроверяемые

рассказ вокзал здравствуй чувство грамматика

(рассказать) (здравие)

№ 121. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность своего выбора. Запишите слова по образцу.

Образец: баобаб — баобабы.

Оши…ка, хру…кий, ле…ко, шка…чик, полуостро…, скорлу…- ка, горо…ки, ло…кий, пря…ки, ре…кий, разве…ка, голу…ь, мя…кий, мё…, мармела…, де…ский.

№ 122. 1) Разделите словосочетания на три группы в зависимости от орфограммы в словах с пропущенными буквами. Запишите группы словосочетаний.

Кла…ная работа, поз…ний звонок, праз…ничный ужин, нечес…ный поступок, дружный кол…ектив, отвес…ная скала, опас…ный поворот, срочная телегра…а, вкус…ный обед, учас…ник концерта, чудес…ная история, длинная лес…ница, закрытая тер…итория, извес…ный артист, искус…ный мастер, чу…ствовать боль, новая орфогра…а, ненас…ная погода, звёз…ный час, грус…ный фильм, громко свис…нуть, красивая мес…ность, счас…ливый день, прелес…ный малыш.

2) С тремя словосочетаниями (по выбору) составьте и запишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.

№ 123. 1) От данных слов образуйте прилагательные и запишите с ними словосочетания. Обозначьте корни слов.

Образец: звезда — звёздная ночь.

1) гигант, доблесть, власть, небеса, зависть,

2) совесть, страсть, интерес, ненастье, честь,

3) крепость, место, чудеса, ярость, радость

2) Составьте антонимические пары к полученным прилагательным там, где это возможно. Подберите антонимы, которые образованы приставочным способом.

Образец: звёздная — беззвёздная.

№. 124. Работа в группах. 1) Прочитайте, найдите орфограммы. Составьте с данными словосочетаниям орфографическое упражнение: замените орфограммы в словах пропусками по образцу:

Образец: оп_рное иску(с, сс)тво.

**2) Составьте орфографическое упражнение: напишите со словосочетаниями групп 1-3 небольшие тексты, заменив орфограммы пропусками. Выражение из 4 группы используйте как фразеологизм.

1. Оперное искусство, играть этюд на фортепьяно, печальная баллада.

2. Зеркальная симметрия, длина линии, грань параллелепипеда, разделить на миллион.

3. Миллиарды звёзд, масштабная модель.

4. Провести параллель (= сравнить).

№ 125.1) Прочитайте текст. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

В поле д…вно уже прор…сла посеянная с осени рожь, а лес всё ещё стоял голый. Но уже было в нём вес… ло, не то что зимой. Со…нце теперь вст…вало очень рано, л…жилось поз…но и так усердно светило и грело, что жить стало ле…ко.

Однажды вечером лё…кий зеленоватый туман окутал все берёзы, осины, ольхи. А на следующий день, на з…ре, на каждой веточке пок…зались точно маленькие зелёные пальчики: это стали распускаться листья.

Тут и начался лесной праз…ник.

Засв…стал, защ…лкал в кустах с…ловей. В каждой луже урчали и квакали л…гушки.

Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем н…сились между ветвями. Звонко и радос…но куковала кукушка. Дятел — и тот не туж…л, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дро…ь.

Журавль на лесном б…лоте растопырил крылья, покл…нился до земли с…седям да вдруг и пош…л в пляс: то одну ногу вык…нет, то другую, то вприся…ку пойдёт!

А дикие голуби подн…мались высоко над лесом и проделывали в воздухе г…ловокружительные фокусы. Каждый веселился на свой ла…, кто как умел.

(По В. Бианки)

2) Работа в парах. Есть ли в тексте слова одной или нескольких тематических групп? Выпишите их из текста, выделите орфограммы. Сравните найденные вами группы слов. Есть ли различия?

3) Выпишите из текста синонимические ряды, подчеркните орфограммы с непроверяемыми гласными и согласными в корне. Уточните значение синонимов по словарю.

**4) Выпишите из текста слова с приставками, выделите их. Составьте с ними упражнение на правописание приставок. Образец такого задания найдите в учебнике.

5) Напишите диктант.

И ------ с.

В поле д…вно уже прор…сла рожь, а лес всё ещё стоял голый. Но уже было в нём вес… ло. Со…нце теперь вст…вало очень рано, л…жилось поз…но и так усердно светило и грело, что жить стало ле…ко.

Однажды вечером лё…кий зеленоватый туман окутал все берёзы, осины, ольхи. А на следующий день на каждой веточке стали распускаться листья.

Тут и начался лесной праз…ник.

Засв…стал, защ…лкал в кустах с…ловей. В каждой луже урчали и квакали л…гушки.

Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем н…сились между ветвями. Звонко и радос…но куковала кукушка. По всему лесу слышалась звонкая барабанная дро…ь дятла .

Журавль на лесном б…лоте растопырил крылья, покл…нился до земли с…седям да вдруг и пош…л в пляс.

А дикие голуби подн…мались высоко над лесом и проделывали в воздухе г…ловокружительные фокусы. Каждый веселился на свой лад.

№ 126. 1) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подготовьтесь к словарному диктанту.

Научная г…потеза, х…р…ктерные признаки, лаб…раторная р…бота, газо…бразное сост…яние, м…лекулы в…щества, химическая реакц…я, жизнедеят…льность орг…низма, би…логический обмен в…ществ, и…точник вит…минов, действие фитонц…дов.

2) Письменно составьте определения значения словосочетаний из задания: поставьте слова в нужной форме, не меняя их порядка.

1. Мельчайшая/частица/ вещество/ которая/ иметь/ все/ его/ химические/ свойства/ называться/ молекула/ вещество.

2. Химическое/ взаимодействие/ между/ вещества/ называться/ химическая/ реакция.

3. Фитонциды/ называться/ биологически/ активные/ вещества/ которые/ подавлять/ развитие/ другие/ организмы.

  • Подготовьте по данному образцу задание на составление определений научных слов и словосочетаний, которые вы изучаете на разных предметах, используйте их на уроке повторения.

РАЗДЕЛ 4 . ТЕКСТ (4 часа)

№ 127. Всп 1) Прочитайте. Найдите в абзаце зачин, развитие мысли и концовку.

Жила мудрая Черепаха. Что черепахи умны, известно всем. А это была самая старая, мудрейшая из всех. Не было человека на земле, которого бы она не видела младенцем. Не было ни слона, ни попу­гая, ни крокодила, которые были бы её старше. Вот какая она была старая! Вот почему она была многоопытная! Вот почему она была такая мудрая!

(В Важдаев)

2) Придумайте два заглавия к тексту: 1) отражающее тему текста; 2) отражающее его основ­ную мысль.

3) Прочитайте два высказывания. Сравните тему и основную мысль разных авторов.

1. Дядя Фёдор: «Самый лучший день в году — это Новый год. Это и праздник, и ещё подарки дают».

2. Шарик: «Самый лучший день в году — это тридцатое сентя­бря. В этот день охота открывается».

№.128. 1) Прочитайте три текста. Что в них общего?

РИС. СО С.

1. Федот Иванович распустил шнурок и вынул из мешка маленький дрожащий комочек.

Это был лисёнок. Его блестящие глазки сверкали, как будто на них навёртывались слёзы.

Он был совсем крошечный и, казалось, весь состоял из пушистого хвостика да пары остреньких, торчащих на макушке ушей.

Нам показалось, что это был рыжий котёнок.

2. Франт очень любил ловить мышей.

Однажды Франту удалось поймать мышонка. То-то он был счастлив и горд!

Он долго, как кошка, носил его в зубах и играл с ним, подкидывая его лапой. Но в самый разгар игры, когда Франтик, оставив полуживую мышь посреди комнаты, отбежал в сторону и, прижавшись к полу, следил за ней горящими глазами, откуда-то со шкафа спрыгнула кошка, схватила мышь в зубы — и была такова.

3. Такого подвижного и юркого зверя, как лисёнок Франтик, у нас ещё не было. Он минуты не мог высидеть спокойно. Если он не спал и не был занят обдумыванием новой каверзы, то непременно суетился, бегал от крыльца к сеновалу или карабкался на кирпичи у крыльца, на перила. (По О. Перовской)

2) Какой из трёх текстов:

· описывает, как выглядел лисёнок?

· повествует об одном из событий в жизни лисёнка и о том, что он при этом делал?

· доказывает, что лисёнок был очень подвижным?

Типы речи

· Просмотрите текст. Сколько типов речи в нём описываются? Что в тексте помогает вам ответить на вопрос?

· Прочитайте. Что нового вы узнали о типах речи по сравнению с тем, что вы узнали в начальной школе?

Тексты из упражнения … представляют три разных типа речи: описание, повествованиеи рассуждение. Зная особенности содержания и построения этих основных видов текста, мы можем строить подобные высказывания по определённым правилам.

С помощью описания изображаются или характеризуются предметы (под которыми понимаются и неживые объекты, и живые — то есть люди, животные), явления природы, состояния человека или природы. Основа описания — это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы мы могли разглядеть его во всех подробностях.

Повествованиеиспользуется при рассказе о событиях, действиях, об их движении во времени: что происходило сначала, что потом, что случилось в конце. К тексту в целом можно задать вопрос что произошло? Повествование можно сравнить с фильмом, в котором мы наблюдаем жизнь в движении и способны проследить смену событий во времени.

Рассуждение служит для изложения причин явлений и событий с целью доказать или опровергнуть какое-либо утверждение. Основа рассуждения — установление причин явлений или событий и обоснование вывода о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.

Можно написать сочинение-описание, сочинение-повествование или рассуждение. Но обычно высказывание строится таким образом, что в разных его частях могут понадобиться разные типы речи. Поэтому в текстах, как правило, совмещаются по мере необходимости все три типа речи.

· Ответьте на вопросы.

1) По каким вопросам ко всему тексту можно различить типы речи?

2) С чем сравнивается описание? Почему?

3) Что рассказывает о развитии действия во времени? С чем этот тип речи сравнивается в тексте?

4) Какой тип текста не отражает внешних события или изображений явлений?

5) Докажите, что в большом тексте могут соединяться разные типы речи. Какое упражнение вам в этом может помочь?

№129. 1) Прочитайте начало сибирской сказки. Определите тип речи, обоснуйте свой вывод.

В дальней тундре жил да был один человек. Как-то раз поехал он на оленях к соседям в другое селение в гости. Вошёл он в большую ярангу* и говорит, поздоровавшись:

— Я хочу сказать вам, что я — самый хитрый из людей.

Удивились в яранге. Шутка ли сказать — самый хитрый из людей объявился! Да ещё и хвастает этим! Переглянулись молча хозяева между собой и стали потчевать хвастливого гостя варёным мясом.

Когда гость собрался домой, старик хозяин сказал ему:

— Я всё же хочу посоревноваться с тобой в хитрости. Приезжай завтра снова. Только чур, один уговор: ты должен ехать сюда по левой дороге.

На другой день хвастун спешит в селение. Уговора не нарушает — едет по левой дороге. Вдруг видит: прямо на дороге сапожок валяется. Красивый такой, с вышивкой. Посмотрел хвастун на сапожок, но не взял: вот если бы два — тогда была бы пара.

2) Работа в парах. Попробуйте догадаться, что придумал хозяин яранги, чтобы перехитрить и пристыдить хвастуна. Запишите свои варианты продолжения сказки.

Аудио №130. 1) Прослушайте текст целиком один раз. Определите тип речи, обоснуйте свой вывод. Определите тему текста.

2) Прочитайте план. Соответствует ли он тексту? Почему?

Памятники

1. Письменные источники.

2. Устные источники.

3. Памятники старины.

4. Вещественные источники.

3) При повторном прослушивании следите за интонацией и паузами в речи говорящего. Формулируйте про себя микротему интонационно завершенной части высказывания.

4) В какой части текста более чётко прозвучала основная мысль текста?

5) Запишите исправленный план.

6) Слушайте текст ещё раз, следя по плану. Удалось ли вам чётко выделить все микротемы текста?

7) Следуют ли они в плане в том же порядке, что и в прослушанном тексте?

Сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землей остались фундаменты строений, множество предметов, принадлежавших людям. В древнем монастыре сохранилась написанная давным-давно рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных вещей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Всё, что когда-то было создано людьми, называют историческими источниками. Они позволяют учёным изучать историю человечества.

Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, текущую из глубины земли. Из источника берет начало ручеек, который впадает в речку, та — в большую реку, впадающую в море. Значит, источник — это начало.

Источником называют все, что дает начало чему-то. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга — источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены им из достоверного источника, т. е. от человека осведомленного, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.

В любой науке учёные стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Ученые-историки делают свои выводы только на основе имеющихся исторических источников. Чаще всего источники делят на группы:устные,вещественные,письменные.

Устные источники – это сказания, былины, пословицы, поговорки, песни. Они передаются людьми от одного поколения к другому. Их изучение позволяет узнать обычаи, обряды, правила поведения и многое другое.

К вещественным источникам относятся сооружения, предметы быта, оружие, украшения, т.е. самые разнообразные вещи или их частицы, созданные когда-либо человеком.

С появлением письменности возникли письменные источники: записи на деревянных дощечках, бересте, папирусе, камне, глине, бумаге и другие. Развитие техники привело к появлению звуковых записей, фото- и кинодокументов.

Исторические источники называют также памятниками.

Памятник — это напоминание о прошлом. Поэтому в науке памятникомназывают любую дошедшую до нас частицу прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная картина, древняя рукопись, надписи на камне, древние сказания — это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники прошлого охраняются законом.

Наши рекомендации