Учебно-методическии комплекс
по Современному русскому языку
(наименование дисциплины)
дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности:
Издательское дело и редактирование
(коды и наименования направлений или специальностей)
Кафедра Книгоиздания и книжной торговли
(наименование кафедры)
Санкт-Петербург
2009 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________2009 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для специальности: 030901.65 «Издательское дело и редактирование»
Кафедра Книгоиздания и книжной торговли (КИиКТ)
План учебного процесса
Составляющие учебного процесса | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |
Объем работы студента, часов | Всего | |||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Лабораторные занятия | ||||
Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Форма итогового контроля по семестрам | Экзамен | I,III | I,II | I,II |
Зачет | I | |||
Контрольная работа | I,II | |||
Курсовой проект (работа) | III | II | II |
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901. 65 «Издательское дело и редактирование» на основании рабочего учебного плана 2005 г.
Составитель: доцент Вязовик Т.П..
(должность, ФИО, подпись)
Рабочая программа принята на заседании кафедры «15» _февраля___________ 2009___ г.
Зав.кафедрой КИиКТ Лезунова Н.Б.
(наименование кафедры, ФИО заведующего, подпись)
СОГЛАСОВАНИЕ:
Факультет Издательского дела, рекламы и книжной торговли __ _______
(наименование факультета или института, осуществляющего подготовку выпускников
по соответствующему направлению или специальности)
Декан факультета доц. Григорьянц Е.И.
(ФИО декана или директора, подпись)
Учебно-методический отдел:_председатель метод. комиссии СЗИП Колосова И.А.
_
(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)
ВВЕДЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана
Дисциплина «современный русский язык» относится к общепрофесссиональным дисциплинам и необходима для освоения таких курсов, как «практическая и функциональная стилистика», «актуальные процессы в современном русском языке», «теория текста», «литературное редактирование»
1.2 Цель преподаваемой дисциплины
Целью курса является формирование языковой компетенции учащихся, способствующей осуществлению профессиональной деятельности
1.3. Задачи преподаваемой дисциплины
Задачи преподаваемой дисциплины:
- в совершенстве усвоить систему современного русского языка
-овладеть нормами современного русского языка – орфоэпическими, грамматическими, стилистическими, пунктуационными и орфографическими.
-сформировать навыки и умения использования знаний по современному русскому языку в профессиональной деятельности
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса
В результате изучения курса «Современный русский язык» студент должен:
- знать систему русского языка на разных его уровнях – фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом; нормы словоупотребления; нормы русской грамматики; орфографические нормы современного русского языка; нормы пунктуации и возможную их вариантность.
-уметь терминологически правильно определять любую лексическую, фонетическую и грамматическую категорию; давать квалифицированный лексико-грамматический анализ любого текста.
-иметь навыки: абсолютно грамотного письма; обнаружения лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Выписка из государственного образовательного стандарта
Природа и сущность языка. Язык и речь. Лексика, фразеология, лексикография. Фонетика и фонология. Орфоэпика. Графика и орфография. Морфемика и словообразование. Морфология, грамматические категории и значения, грамматические классы слов. Синтаксис и пунктуация.
2.2 Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем | Объем выделяемого времени, часов |
Тема №1. Современный русский язык как предмет научного изучения. Природа и сущность языка 1. Русский язык - национальный язык великого русского народа. Место русского языка среди славянских языков. Русский литературный язык как нормированная форма национального (общенародного) языка. Социальная и территориальная дифференциация языка. 2.Понятие русского литературного языка. Язык и речь. Великие русские писатели о богатстве русского языка. | |
Тема №2. Лексикология. Предмет изучения лексикологии Лексикология описательная и историческая. Семасиология. Пути описания значения слова. Системные отношения в лексике. Слово как единица лексической системы языка. Слово как единство лексического и грамматического значений. Обобщающий характер слова. | |
Тема №3. Лексика Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконная лексика русского языка. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная (общенародная). Диалектная лексика (ограниченная территорией). Понятие об активном и пассивном составе словаря. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). | |
Тема №4. Экспрессивно-стилистическое расслоение лексики. Лексика нейтральная (межстилевая). Лексика книжная: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая и др. Лексика нейтральная и эмоционально окрашенная. | |
Тема №5. Фразеология Фразеология. Фразеологические единицы русского языка. Многозначность и синонимия в кругу фразеологических единиц. Границы фразеологических единиц. Понятие фразеологической связанности. Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. | |
Тема №6. Лексикография Предмет лексикографии. Важнейшие толковые словари. Структура словарной статьи; система помет. | |
Тема №7. Фонетика и фонология Предмет фонетики. Звуки в потоке речи: фонетический закон конца слова, закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости; ассимиляция согласных по мягкости и твердости; ассимиляция зубных перед шипящими; упрощение сочетаний согласных; сокращение одинаковых согласных. Долгие и двойные согласные. Понятие фонемы. Различие между фонемой и звуком. Характерные особенности фонологической системы современного русского языка (позиционная мена фонем). Фонемный ряд. Система гласных фонем современного русского литературного языка. | |
Тема №8. Орфоэпия Орфоэпия. Предмет изучения орфоэпии. Русское литературное произношение в историческом развитии. Орфоэпические варианты норм русского литературного языка. Основные нормы произношения безударных гласных. Основные нормы произношения согласных звуков. Произношение грамматических форм прилагательных мужского и среднего рода. Особенности произношения иноязычных слов. | |
Тема №9. Графика Понятие о графике. Слоговой принцип русской графики. Состав русского алфавита. Соотношение звука и буквы. | |
Тема №10. Орфография Понятие об орфографии. Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные или исторические написания. Дифференцирующие написания. Орфография заимствованных слов. | |
Тема №11. Морфемика Морфемика как учение о значимых частях слов - морфах и морфемах. Морфемная структура слов русского языка. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные). Словообразующие и морфообразующие аффиксы и их продуктивность. Отличие морфемного анализа от словообразовательного. Понятие о производящей основе. | |
Тема №12. Словообразование Основные способы словообразования в русском языке. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов). Лексико-синтаксическое словообразование (объединение двух или нескольких слов в одно). Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую). Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение основ. | |
Тема №13. Морфология. Грамматические категории и значения. Понятие о частях речи Грамматические классы и разряды слов. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений (синтетический, аналитический, смешанный). Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической науке. Общая характеристика частей речи современного русского языка. Слова самостоятельные и служебные. Модальные слова, междометия, звукоподражательные слова в русском языке. Переходные явления в области частей речи. | |
Тема №14. Имя существительное. Имя прилагательное Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды имен существительных по значению. Категории рода, числа и падежа имен существительных. Род имен существительных. Число имен существительных. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим свойствам (качественные, относительные, притяжательные). Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных. Относительные прилагательные. Переход относительных прилагательных в качественные. Притяжательные прилагательные и особенности их образования. | |
Тема №15. Имя числительное. Местоимение Значение имен числительных, их морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные. Морфологические особенности количественных числительных. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. 6.Местоимение. Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи. Разряды местоимений по значению и связи с другими словами. Личные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределенные и отрицательные местоимения. Склонение местоимений. Переход местоимений в другие части речи (прономинализация). Употребление других частей речи в роли местоимений. Правописание местоимений. | |
Тема №16. Глагол Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола и их синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическое употребление. Две основы глагола. Понятие о классах глагола. Категории залога. Основные залоги и образование залоговых форм. Глаголы, лишенные залоговых значений. Категория времени. Основные значения и употребление форм времени. Образование форм времени. | |
Тема №17. Наречие. Безлично-предикативные слова Наречие и его правописание. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Разряды наречий по значению. Пути образования наречий. Соотносительность наречий с другими частями речи. Переход наречий в другие части речи. Слитное, полуслитное (дефисное) и раздельное написание наречий. Безлично-предикативные слова (предикативы). Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов. Разряды безлично-предикативных слов по значению и по образованию. Соотносительность безлично-предикативных слов с другими частями речи. Вопрос о безлично-предикативных словах и лингвистической науке. | |
Тема №18. Модальные слова. Служебные части речи.Общее понятие о модальности. Модальные слова как особый разряд слов в русском языке. Разряды модальных слов по значению. Соотносительность модальных слов с другими частями речи. Лексико-грамматическое своеобразие модальных слов. | |
Тема №19. Синтаксис. Основные понятия. Словосочетание и предлоежние как основные синтаксические единицы Синтаксические связи, синтаксические отношения, синтаксические средства. Основные синтаксические единицы.Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Нечленимые предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в конце предложения. | |
Тема №20. Главные и второстепенные члены предложения Предикативное ядро предложения. Распространители предложения: присловные распространители; детерминанты; двунаправленные распространители. Подлежащее и способы его выражения. Выражение подлежащего различными частями речи. Выражение подлежащего словосочетаниями. | |
Тема №21. Односоставные предложения Типы односоставных предложений и их строение. Предикативный центр односоставного предложения. Распространители предикативного центра предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Инфинитивные предложения. Номинативные предложения. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Генитивные предложения. | |
Тема №22. Именительный представления. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Сегментированные конструкции и их роль в языке. | |
Тема №23. Неполные предложения Контекстуально и ситуативно неполные предложения. Неполные предложения в диалоге. Эллиптические предложения. | |
Тема №24. Нечленимые предложения Нечленимые слова-предложения и их виды. Утвердительные слова-предложения, Отрицательные слова-предложения. Вокативные предложения. Междометные предложения. | |
Тема №25. Вводные и вставные конструкции Вводные конструкции; их значение и способы выделения. Вставные конструкции, их значение и способы выделения. | |
Тема №26. Обособление и его виды Предложения с обособленными членами. Обособление как синтаксическое явление. Общие и частные условия обособления. Обособленные согласованные и несогласованные определения. Обособленные приложения. | |
Тема №27. Присоединительные и парцеллированные конструкции Сущность присоединения и парцелляции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций. Парцеллированные конструкции и их смысловые и стилистические функции. Знаки препинания при присоединительных и парцеллированных конструкциях (запятая, тире, точка). | |
Тема №28. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Бессоюзное сочетание частей сложного предложения. | |
Тема №29. Сложносочиненное предложение Средства связи в сложносочиненных предложениях. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений. | |
Тема №30. Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью частей. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении (союзы, союзные слова, соотносительные слова; порядок следования частей, соотношение глагольных форм главной и придаточной частей, интонация). | |
Тема №31 Бессоюзное сложное предложение Виды бессоюзных сложных предложений. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Многочленное бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). | |
Тема №32. Сложные синтаксические конструкции Сложные предложения с разнотипной синтаксической связью. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Сложные предложения с подчинением и бессоюзной связью. Сложные предложения с сочинением и бессоюзной связью. Сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. | |
Тема №33. Актуальное членение предложения и порядок слов Синтаксическое и актуальное членение предложения. Понятие темы и ремы. Компоненты высказывания и члены предложения.Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый. Грамматическое значение порядка слов. Порядок расположения членов простого предложения. | |
Тема №34. Пунктуация Основы русской пунктуации. Принципы русской пунктуации. Назначение пунктуации. Пунктуация и синтаксический строй русского языка. Пунктуация и смысл. Пунктуация и интонация. Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Функции знаков препинания. Контекстуальная вариантность применения знаков препинания. | |
ВСЕГО |
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Лекции
Номера изучаемых тем | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Объем, часов | Номер семестра | Объем, часов | Номер семестра | Объем, часов | |
I | I | I | ||||
I | I | I | ||||
I | I | I | - | |||
I | I | I | - | |||
I | I | I | ||||
I | I | I | ||||
I | I | I | ||||
I | I | I | ||||
I | I | I | ||||
I | I | I | - | |||
II | I | I | ||||
II | II | II | ||||
II | II | II | ||||
II | II | II | ||||
II | II | II | - | |||
II | II | II | ||||
II | II | II | ||||
II | II | II | ||||
II | II | II | ||||
III | II | II | ||||
III | II | II | ||||
III | II | II | ||||
III | II | II | ||||
24. | III | II | II | |||
25. | III | II | II | - | ||
26. | III | II | II | |||
27. | III | II | - | II | - | |
28. | III | II | II | - | ||
29. | III | II | - | II | - | |
30. | III | II | II | - | ||
31. | III | II | - | II | - | |
32. | III | II | II | - | ||
33. | III | II | II | - | ||
34. | III | II | II | - | ||
ВСЕГО |