J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati

(gajaya gramam gacchamiti naro vadati)

7.Переведите следующие предложения на санскрит

a) «Куда ты идёшь?», царь спрашивает мальчика.

b) «Я иду к коню», говорит мальчик.

c) Царь деревень разговаривает с людьми.

d) Два мальчика идут от слона и коня.

e) Мальчик живёт с Рамой.

f) «Сыновья Рамы здесь», говорит герой.

g) Царь говорит. Что мальчики стоят там.

h) «Я иду в деревню», говорит сын героя.

i) Две лошади с двумя оленями идут сюда.

j) Два царских коня находятся там.

______________________________________________ УРОК 7

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Первое лицоgacchāmi gacchāvah gacchāmah

я иду мы вдвоём идём мы все идёи

Второе лицоgacchasi gacchathah gacchatha

ты идёшь вы идёте вы все идёте

Третье лицо gacchati gacchatah gacchanti

он, она идёт они идут они все идут

Единств. Двойств. Множ.

--------------------------------------------------------------------------------------

agacchatiон приходит

gacchatiон идёт

prcchaiон спрашивает

bhavatiон живёт

vadatiон разгов., он говорит

vasatiон живёт

tisthatiон стоит

---------------------------------- smaratiон помнит

asvahконь ---------------------------------------------------

gajahслон

gramahдеревня

narahчеловек

putrahсын

balahмальчик

mrgahолень

ramahРама

nrpahцарь

virahгерой

______________________________________________ УРОК 7

ед.ч. дв.ч. множ.ч.

Именит. narah narau narāh

(предмет)

Объектн. naram narau narān

(объект)

Творит. narena narābhyām naraih

(с, вместе с )

Дательный narāya narābhyām narebhyah

(для)

Отложит. narat narabhyam narebhyah

(от)

Притяжат. narasya narayoh naranam

(чей?)

----------------------------------------------------------------------------------

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ

atraздесь

itiокончание прямой речи

kutraкуда, где

caи

naнет

vaили

tatra там

sahaс, вместе с

_____________________________________________ УРОК 7

Послушайте, прочитайте и повторите за диктором:

_____________________________________________ УРОК 7

Прочитайте самостоятельно

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

_______________________________________________ УРОК 7

Послушайте и повторите

Бхагавад-гита 7.8

रसोऽहमप्सु कौन्तेय प्रभास्मि शशिसूर्ययोः ।
प्रणवः सर्ववेदेषु शब्दः खे पौरुषं नृषु ॥८॥

расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу
шабдах кхе паурушам нришу

расах - вкус; ахам - Я; апсу - в воде; каунтейа - о сын Кунти; прабха - свет; асми - (Я) есть; шаши-сурйайох - луны и солнца; пранавах - сочетание трех букв а-у-м; сарва - во всех; ведешу - в Ведах; шабдах - звук; кхе - в эфире; паурушам - способность; нришу - в людях.

raso’ham apsu kaunteya prabhåsmi sasi-suryah˙
pranavah sarva-vedesu sabdah khe paurusam nrsu

О сын Кунти, Я - вкус воды, свет солнца и луны, Я - слог ом в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке.

УРОК 8

Алфавит:Соединённые буквы - лигатуры

Грамматика:Местный и звательный падежи

Употребление слова iti

Лексика:Ещё несколько существительных, заканчивающихся

на короткую а

Послушайте, прочитайте и повторите за диктором:

Прочитайте самостоятельно

БГ 7:8

……………………………………………………………………………

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

______________________________________________ УРОК 8

АЛФАВИТ:

1.

СОЕДИНЁННЫЕ БУКВЫ - ЛИГАТУРЫ
 
 
Лигатуры – это объединение двух и

более согласных букв в один графический символ. Теперь научимся писать две и более согласные буквы без гласной между ними. Примеры :

Соединение буквы य (ya)

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru क + य = क्य (kya)

ख + य = ख्य (khya)

ग + य = ग्य (gya)

घ + य = घ्य (ghya)

च + य = च्य (cya)

छ + य =छ्य (chya)

त + य = त्य (tya)

थ + य = थ्य (thya)

द + य = द्य (dya)

न + य = न्य (nya)

श + य = श्य (śya)

स + य = स्य (sya)

र-कार-योगः Соединение буквы र (ra)

क + र = क्र (kra)

ग + र = ग्र (gra)

_____________________________________________ УРОК 8

त + र = त्र (tra)

द + र = द्र (dra)

प + र = प्र (pra)ब + र = ब्र (bra)

म + र = म्र (mra)

श + र = श्र (śra)

स + र = स्र (sra)

ल-कार-योगः Соединение буквы ल (la)

क + ल = क्ल (kla)

ग + ल = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (gla)

प + ल = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (pla)

म + ल = म्ल (mla)

श + ल = श्ल ( śla)

स + ल = स्ल (sla)

ह + ल = ह्ल (hla)

व-कार-योगः Соединение буквы व (va)

क + व = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (kva)

ज + व = ज्व (jva)

त + व = त्व (tva)

द + व = द्व (dva)

ध + व = ध्व (dhva)

न + व = न्व (nva)

______________________________________________ УРОК 8

म + व = म्व (mva)

श + व = श्व (śva)

ह + व = ह्व (hva)

ण-कार-योगः Соединение буквы ण (ṇa)

ग + ण = ग्ण (gṇa)

ण + ण = ण्ण (ṇṇa)

ष + ण = ष्ण (ṣṇa)

ह + ण = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (hṇa)

न-कार-योगः Соединение буквы न (na)

ग + न = ग्न (gna)

त + न = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (tna)

न + न = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (nna)

प + न = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (pna)

म + न = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (mna)

श + न = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (śna)

स + न = स्न (sna)

ह + न = ह्न (hna)

म-कार-योगः Соединение буквы म (ma)

क + म = क्म (kma)

ग + म = ग्म (gma)

ङ + म = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (ṅma)

______________________________________________ УРОК 8

त + म = त्म (tma)

द + म = द्म (dma)

न + म =न्म (nma)

श + म = श्म (śma)

स + म = स्म (sma)

ह + म = ह्म (hma)

रेफ-योगःСоединение буквы र (ra)

र + क = र्क (rka)

र + ग = र्ग (rga)

र + च = र्च (rca)

र + ण = र्ण (rṇa)

र + त = र्त (rta)

र + थ = र्थ (rtha)

र + प = र्प (rpa)

र + व = र्व (rva)

र + श = र्श (rśa)

र + ष = र्ष (rṣa)

Соединение анусвары J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (ṁ)

क + J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru = कं (kaṁ)

किं (kiṁ)

गां (gāṁ)

तं (taṁ)

_________________________________________________ УРОК 8

णं (ṇṁ)

शं (śaṁ)

सं (saṁ)

विसर्ग-योगः Соединение висарги : (ḥ)

Если последний слог заканчивается на звук (a), то висарга (:) читается, как (ḥa). Если последний слог заканчивается на звук (i), то висарга(:) читается, как (ḥi). Аналогично и с другими гласными буквами.

क + : = कः (kaḥa)

तः (taḥa)

वः (vaḥa)

मः (maḥa)

मिः (miḥi)

शः (śaḥa)

शुः (śuḥu)

वर्णत्रयस्य संयोगः Соединения трёх букв

न+ध+य = न्ध्य (ndhya)

त+त+य = त्त्य (ttya)

त+म+य = त्म्य (tmya)

ष+ट+य = ष्ट्य (ṣṭya)

ल+ग+य = ल्ग्य (lgya)

ग+ध+य = ग्ध्य (gdhya)

क+त+य = J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru (ktya)

स+थ+य = स्थ्य (sthya)

______________________________________________ УРОК 8

Примеры слов с лигатурами:

वाक्यम् (vakyam) — слова, предложения

सख्यम् (sakhyam) — дружба

भग्यम् (bhagyam) — судьба

अघ्यम् (aghyam) — подарок

वक्र (vakra) — круглый

प्रथम (prathama) — первый

श्रवनम् (śravanam) — слух

ग्लानिः (glaniḥi) — грех

श्लथः (ślathaḥa) — медленно

उज्वलः (ujvalaḥa) — сияющий

अश्वः (aśvaḥa) — лошадь

कृष्ण (kṛṣṇa) — Кришна

प्रश्नः (praśnaḥa) — вопрос

तिग्म (tigma) — диагональ

चर्च ( carca) — практика

कः (kaḥa) — кто

2. Апостроф ‘ представляет собой отсутствующую букву а. На деванагари она обозначается символомНапример

vedo’ham

3. Вертикальная линия обозначает конец предложения. Также она обозначает конец первой половины стиха. Две вертикальные линии обозначают конец абзаца или стиха. Например

______________________________________________ УРОК 8

4. Есть ещё другие способы написания некоторых букв, которые следует знать:

J) gajaya gramam gacchami iti narah vadati - student2.ru

______________________________________________ УРОК 8

1.

ГРАММАТИКА:
Местный падеж используется для обозначения местонахождения. Например:

grame vasatiОн живёт в деревне

МЕСТНЫЙ И ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ
(местный падеж)

gaje tisthatiОн стоит на слоне

(местный падеж)

2. Звательный падеж используется при обращении к кому-либо. Предложения часто начинаются со слова в звательном падеже. Например:

rama atra agacchasiО Рама, ты идёшь сюда.

(rama atragacchasi)звательный

3. Так образуются местный и звательный падежи:

Основа nara(мужской род) человек

Местный nare narayoh naresu

Звательный nara narau narah

Единств. Двойств Множ.

4. Существительные имеют следующие категории: число (единственное, двойственное и множественное), падеж ( именительный, винительный/, творительный, дательный, отложительный, родительный, местный и звательный) и род (мужской, женский и нейтральный).

5. Слово narah -мужской род, единственное число, именительный падеж

______________________________________________ УРОК 8

6. Так изменяются по падежам слова мужского рода на а

Именит. narah narau narāh

(предмет)

Винит. naram narau narān

(кого? что?)

Творит. narena narābhyām naraih

(с кем?)

Дательный narāya narābhyām narebhyah

(для)

Отложит. narat narabhyam narebhyah

(откуда?)

Родительный narasya narayoh naranam

(чей?)

Местный nare narayoh naresu

(где?)

Звательный nara narau narah

_____________________________________________ __ УРОК 8

ЛЕКСИКА
САНСКРИТ РУССКИЙ

acaryah (муж.р.) учитель

candrah (муж.р.)луна

cintayatiдумает

pasyatiвидит

vinaбез

sisyah (муж.р.)ученик

suryah (муж.р.)солнце

______________________________________________ УРОК 8

УПРАЖНЕНИЯ

1. Изучите примеры следующих лигатур. Напишите их транслитирацию литиницей.

a. क्व । b. क्ष । c. क्ष्ण । d. क्ष्म । e. त्म्य । f. त्य । g. थ्य । h. ख्य । i. घ्न । j. च्य । k. ज्ञ । l. ब्द । m. ष्ठ्व । n. ष्ठ । o. द्ग । p.ग्द । q. ग्ध । r. ग्न । s. ग्भ । t. भ्य । u. ह्म । v. ह्य । w. व्य । x. स्थ । y. स्न । z. स्प ।

2. Изучите формы слов в местном и звательном падежах.

3. Выполните грамматический анализ следующих слов и переведите их (укажите род, падеж и число)

A. narah f. mrgena

B. hastau g. gajaih

C. balanam h. viran

D. nrpat i. gramesu

E. ramaya j. acarya

______________________________________________ УРОК 8

Наши рекомендации