III. Предупредительный диктант.
В ЛЕСУ
Последние листочки опали с деревьев. Вот под кочку юркнула мышка. Скучно в лесу.
IV. Словарная работа.
Язык.
Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает.
Без умолку целый день
Говорить ему не лень.
На доске записаны предложения.
Ты говоришь на русском языке.
Первый урок в нашем расписании – русский язык.
«Больной, покажите язык», – попросил доктор.
Не спеши языком, торопись делом.
– Как ты понимаешь слово язык в каждом предложении?
V. Итог урока.
– Почему сочетания чк, чн, щн нужно запомнить?
Домашнее задание: упражнение 181.
Урок 63
Тема: разделительный мягкий знак
Цель: ознакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака.
Ход урока
I. Словарная работа.
? Отгадайте загадки.
У меня обложка синяя,
На любой странице – линия,
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку.
(Тетрадь.)
Кто в лесу глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь.)
– Почему на конце этих слов вы написали ь?
II. Формирование новых знаний.
1. Учитель предлагает отгадать загадку.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
в нём тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Семя.)
– Запишите отгадку.
– Прослушайте ещё раз загадку. Какое слово по произношению сходно со словом семя? Произнесите эти слова.
– Чем различаются эти слова по произношению? (В слове семья слышится звук [й`], согласный звук не сливается с гласным.)
– Как показать на письме, что мягкий согласный звук [м’] не сливается с гласным звуком [а]? (Написать ь знак.)
– Напишите слово семья.
2. Наблюдение над словами с разделительным ь.
Выполнение упражнения 182 по заданию.
– Предположите, как можно назвать этот мягкий знак?
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 137.
3. Заучивание правила.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.
Физкультминутка
III. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 185 по заданию.
Выполняется фонетический разбор слов семя, семья.
2. Выполнение упражнения 186 самостоятельно.
IV. Тест.
– Подчеркните слова с разделительным ь.
Пью Льёт
Кольцо Платье
Копьё Альбом
Пони Воробей
V. Итог урока.
Грамматическая сказка.
О МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ БРАТЕ
В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого – Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них важнее.
– Я! – говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.
– Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А ещё я показываю, что … (Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.
– Зато я, – возражал ему брат, – пишусь и в конце слова, и в середине.
– Ну и что? – спорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными. (С какими? Подскажите.)
И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед. Он наклонился над ними и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.
– Что же мог сказать им их дедушка Всевед? Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.
Домашнее задание: упражнение 187.
Урок 64
Тема: закрепление знаний о разделительном ь
Цель: уточнить знания о том, перед какими буквами пишется разделительный ь.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
На доске записан текст.
– Выпишите слова с разделительным ь. Объясните своё решение.
Целый день лежит тюлень!
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
II. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 188.
– Перед какими буквами пишется разделительный ь?
– Сравните количество букв и звуков в словах с пропущенными буквами.
2. Выполнение упражнения 189.
Комментированное письмо.
Физкультминутка
III. Упражнение в написании слов с разделительным ь.
Эстафета «Один – много».
Класс делится на три команды. Каждая команда получает карточку. На карточке записаны слова, обозначающие один предмет.
1-я команда | 2-я команда | 3-я команда |
брат – | лист – | друг – |
друг – | полено – | клок – |
колос – | ком – | стул – |
перо – | полоз – | клин – |
прут – | кол – | крыло – |
звено – | колос – | сын – |
перо – | прут – | звено – |
полено – | брат – | полоз – |
друг – | клин – | крыло – |
прут – | ком – | сук – |
клок – | лист – | стул – |
кол – | колос – | ком – |
Игроки должны написать слова, обозначающие много предметов. Каждый записывает только одно слово и передаёт карточку сидящему рядом.
IV. Итог урока.
? Разгадайте кроссворды.
1. Снежная буря. (Вьюга.)
2. Домики для пчёл. (Ульи.)
3. Мать, отец, дети. (Семья.)
4. Животное. (Обезьяна.)
5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)
1. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь.)
– Что общего во всех словах-отгадках?
– Чем они отличаются?
Домашнее задание: упражнение 190.
Урок 65
Тема: чистописание
Цели: упражнять в написании строчных и заглавных букв н, ю, Н, Ю.
Ход урока
I. Подготовка руки к письму.
1. Массаж пальчиков.
2. Обведение «в воздухе» узоров, прописывание их в тетради.
II. Работа над формой буквы н.
1. Анализ буквы, обратить внимание на наклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми.
2. Работа в тетрадях:
– прописывание строки буквы н под счёт;
– прописывание соединений:
Физкультминутка
III. Работа над формой строчной буквы ю.
1. Анализ буквы (обратить внимание на движение руки вниз от конца узелка).
2. Работа в тетради.
– Написание буквы ю под счёт:
– запись соединений:
– запись слов с образца:
IV. Работа над формой заглавной буквы Н.
Анализ буквы (обратить внимание на равнонаклонность основных элементов движения и одинаковый размер петель).
Прописывание буквы «в воздухе» под счёт.
2. Работа в тетради.
– Прописывание строки буквы Н под счёт:
– запись предложений с образца:
Физкультминутка
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
(Поочерёдно растирают пальчики.)
V. Работа над формой заглавной буквы Ю.
1. Анализ буквы (обратить внимание на форму и наклон овала).
2. Работа в тетради:
– прописывание буквы Ю;
– списывание с образца:
– Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните своё решение.
VI. Итог урока.
– Что получилось на уроке?
– Над чем поработаете дома?
Урок 66
Тема: слова с разделительным ь
Цель: развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь.
Ход урока