Правописание парных звонких или глухих согласных

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н».

Например: мороз– морозы, морозит, заморозил

город – города, за городом, загородил

снег – снега, снеговик, за снегом

Проверочными словами парных согласных могут быть:

1.Прилагательные: мёд – медовый,

2.Глаголы: рыбка – рыбачить,

3.Уменьшительно – ласкательные: кошка-кошечка,

4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови,

5.Множественное число: гриб – грибы,

6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Правописание безударных гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной (если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).

Например:соснá - сÓсны

веснá - вёсны

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru мосты- мÓст

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru моря - мÓре

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

10. Правописание непроизносимых согласных.

В некоторых словах буквы Д Т В Лне произносятся, пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный – звезда,
местный – место,
солнце – солнышко,
поздно – опоздать, позден,
праздник – празден,
сердце – сердечко, сердечный,
доблестный – доблесть,
грустный – грусть,
костный – кость,
устный – уста,
окрестности – крест,
местность – место,
свистнул – свист, свистит
известный – известие, вести,
прелестный – прелести, прелесть,
яростный – ярость,
честный – честь,
счастливый – счастье,

вестник – вести,
тростник – трость, трости,
капустный – капуста,
ненастный – ненастье,
радостный – радость,
частное – часть, части,
гигантский – гигант, гиганты,
областной – область,

властный – власть,
крепостной – крепость,
здравствуй – здравие, здоровье.

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно:
чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,
прекрасно, прекрасный – прекрасен, краса,
ужасно, ужасный – ужасен,
опасно, опасный – опасен,
напрасно, напрасный – напрасен,
вкусно, вкусный – вкусен,
интересно, интересный – интересен,
тесно, тесный – тесен,
пресно, пресный – пресен,
небесный – небеса,
парусный – паруса,
согласный – согласен,
безгласный – безгласен,
бессловесный – бессловесен,
безобразно, безобразный – безобразен,
любезно, любезный – любезен,
железно, железный – железо,
колхозный – колхозы,
серьёзно, серьёзный – серьёзен,
алмазный – алмазы.

11. Состав слова.

1. Корень– это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

                   
  Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
      Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
      Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
 
 

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

зима, зимушка, зимовать, зимовщик, перезимовать.

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: лес

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru лесной

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru лесник

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru лесничий

лесовичок – это родственные слова.

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru лес

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru леса

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru лесом

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru олесе

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru влесу– это форма одного и того же слова.

2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: читал (что?) книгу

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru рассказывал (о чём?) о книге

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru восхищался (чем?) книгой

 
  Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru 3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)

Существительные имеют такие суффиксы как:

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
-ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник-
-чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик- -щик-

4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: ходит, подходит, переходит, заходит.

                                           
  Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru   Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru

Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

5.Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: подснежники заморозки

12. Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

13.Мягкий знак после шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.

Например: дочь печь мышь дичь ночь – ж.р.

гараж сторож камыш ключ– м.р.

14.Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, чтосогласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

           
  Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
    Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
      Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru
 
 

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Например: подъезд съёмка объявление

15.Секреты речи.

1.Слова ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о и другие называются междометиями, что означает «между словами».

Междометия служат для выражения различных чувств:

1) удовольствия, восхищения (ой, ах),

2) радости (ура),

3) удивления (о),

4) неодобрения (фи, фу, брр).

2. В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты делают нашу речь образной,выразительной.

Сел в калошу – оказаться в смешном положении;

Голова как решето – всё забыть;

Льёт как из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь стрелой – бежать очень быстро;

Навострить уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть, сложа руки – ничего не делать;

Пропустить мимо ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять голову – забыть что – то;

Вешать нос – расстроиться;

Зарубить на носу – запомнить;

Клевать носом - опустить голову очень низко;

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Взять себя в руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить язык - быть молчаливым;
Как в рот воды набрал -

Ходить гоголем - гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;

Оставить с носом - обмануть;
Уши развесить -

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается – не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru Хлопать ушами - не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава – работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног - бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног -
Свалиться, как снег на голову – появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову -
Заговаривать зубы -
Смотреть сквозь розовые очки -
Беречь, как зеницу ока -
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами -

Правописание парных звонких или глухих согласных - student2.ru На один зуб - очень мало;
С гулькин нос -
Из рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать не с той ноги – быть в плохом настроении
Прикинулся овцой -
Опять двадцать пять -

16.Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборовв начальных классах.

Наши рекомендации