Проблема структуры (строения) языкознания

Языкознание и практическое изучение языков – принципиально разные вопросы. Можно знать несколько языков, даже быть полиглотом, но не иметь никакого представления о лингвистике, ее проблемах и методах. Сложная структура современного языкознания является отражением сложного устройства самого языка, составляющих его подсистем и единиц различной степени абстракции, многообразия связей языка с обществом, мышлением, психикой, отношением к оси времени и т.п.

Опираясь на добытые в этой области знания, современное строение лингвистики как науки можно представлять в виде следующей обобщенной схемы (см. табл.1).

ЧЛЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИКИ КАК НАУКИ

Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru

Аспект

                           
  Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru
 
    Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru

Подаспект

                       
  Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru
 
    Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru

Объем

языкового

материала

                       
  Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru
 
    Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru   Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru

Ось времени

 
  Проблема структуры (строения) языкознания - student2.ru

Комментарии к таблице. Языкознание (макролингвистика) состоит из трех основных разделов – предлингвистики, микролингвистики и экстралингвистики.

Предлингвистика изучает акустико-артикуляционную природу звуковой речи.

Микролингвистика сосредоточивает внимание на внутренней стороне языка как системы – его звуковом, морфологическом, словарном и синтаксическом строе.

Экстралингвистика изучает все многообразие связей языка с обществом, мышлением, с собственно коммуникативной стороной языка, эмоциональным, эстетическим и др. его аспектами.

По отношению к оси времени внутренняя лингвистика подразделяется на описательную, историческую и типологическую.

Описательная лингвистика замыкается рамками синхронной плоскости языка, т.е. предполагает изучение системной организации языка в единстве двух аспектов – аналитического (внутреннее устройство) и динамического (закономерности функционирования). Синхронъя – это одна точка на оси времени, т.е. состояние языка на определенном этапе его функционирования как системы одновременно существующих элементов. Например, современный испанский язык.

Историческая (диахроническая) лингвистика изучает развитие языковой системы во времени. Диахронъя – это минимум две генетически связанные точки на оси времени, минимум два синхронных среза языка, например, строй современного русского языка в сравнении со строем древнерусского языка эпохи Киевской Руси.

Типологическая лингвистика изучает структурные и функциональные свойства языков независимо от характера генетических отношений между ними и безотносительно к оси времени. Этот аспект называется панхроническим ( от слова панхрония), что означает рассмотрение лингвистических явлений как всеобщих (универсальных), вневременных, т.е. как присущих человеческому языку вообще [3],[4].

В зависимости от объема языкового материала описательную лингвистику можно подразделить на собственно описательную, изучающую систему одного языка; и сопоставительную (контрастивную), имеющую дело с системным сопоставлением строя двух (что чаще) или более языков независимо от наличия или отсутствия генетических связей между ними.

Историческую лингвистику, как и описательную, в зависимости от объема языкового материала подразделяем на собственно историческую, когда объектом описания является один язык; и сравнительно-историческую, когда объектом изучения является сравнение строя двух или более генетически родственных языков.

Из возможных подразделений типологической лингвистики заострим внимание на лингвистике уровневой типологии (типология звукового строя, лексическая типология, морфологическая типология и т.п.) и лингвистике универсальной типологии (универсалии, свойственные всем или большинству языков).

Из дисциплин, относящихся к внешней лингвистике (экстралингвистике), следует назвать социолингвистику, этнолингвистику, психолингвистику, паралингвистику.

Наши рекомендации