Роль синтаксических фигур в плакатных текстах социальной рекламы
Стилистические фигуры (греч. schema, лат. figura – очертание, внешний вид; оборот речи) – система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Они используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
Анализ практического материала показал, что наиболее частотными в плакатных текстах социальной рекламы являются приведенные ниже синтаксические фигуры.
Анафора
Анафора (единоначатие) – стилистический прием; повторение начальных частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения. Анафора, как и многосоюзие, с которым она иногда смыкается, имеет не только интонационную, но и смысловую функцию: либо воплощает образные антитезы, либо порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности. Помимо этого, анафора, как любой повтор, служит средством акцентуации высказываемой мысли, а также средством привлечения внимания читателя к повторяемому элементу текста.
Например, в антирасистской социальной рекламе на рис. 34 при помощи анафоры (l’enfant) ставится акцент на понятии «ребенок», при этом подчеркивается общность всех людей не зависимо от цвета кожи. В данном примере анафора сочетается с антитезой (noir/blanc) и показывает, что ни чернокожий ребенок, ни ребенок со светлой кожей ничем иным друг от друга не отличаются, и цвет кожи ни в коем случае не должен являться причиной для презрения, отвращения и угнетения, так как во всех людях течет одна кровь. И она красного цвета.
Другой пример анафоры находим в плакате, изображенном на рис. 35, который посвящен привлечению внимания к проблемам экологии. Существительное «urgence», употребленное как самостоятельное предложение, используется в качестве призыва к незамедлительным действиям. Слоган «Urgence sociale! Urgence écologique! Urgence démocratique!» создает ощущение опасности: человечество должно забить тревогу, только благодаря немедленным действиям можно спасти планету от гибели.
Ярким примером анафоры является слоган на плакате членов Союза феминисток Мартиники, гласящий:
«Libres de nos choix. Libres de nos vies. Libres de dire NON!!!».
Акцент в нем делается на понятии «свобода», выраженном прилагательным libre.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анафора помогает расставить интонационные и смысловые акценты во фразах, а также привлечь внимание к обсуждаемой проблеме.
Рис. 35 |
Эпифора
Эпифора – это стилистический прием; повторение частей, звуков, отдельных слов или оборотов речи в конце предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. Рифма – разновидность эпифоры. Рис. 36 демонстрирует пример употребления эпифоры в тексте социальной рекламы, посвященной борьбе за чистоту окружающей среды. Иконический компонент, как и в большинстве других примеров, здесь поясняет смысл слогана. На иллюстрации изображена фея, которая держит в руке волшебную палочку в виде веточки с зелеными листьями. Слоган
Tous à vos baguettes
Рис. 36 |
призывает каждого внести свой вклад в сохранение здоровья и состояния планеты зависит от наших усилий. Незатейливость рифмы (baguettes – planète, écocitoyenneté – priorité) придает слогану ритм детского двустишия, что в сочетании с соответствующим рисунком создает атмосферу легкости, убеждает, что каждый человек, регулярно выполняя несложные действия (речь идет о сортировке бытовых отходов), может стать своего рода волшебником и внести свою лепту в судьбу планеты.
Сочетание непритязательной рифмы и тяжких последствий человеческой небрежности в слогане
Paul a tourné sans clignotant,
il n’y a plus d’enfant»
создает трагический эффект. Текст призывает быть бдительным на дороге, тщательно соблюдать правила дорожного движения: малейшая невнимательность со стороны водителя может привести к необратимым результатам.
Эпифора
Bien manger
pour bien bouger
придает энергичность слогану.
Парцелляция
Парцелляция – это стилистический прием; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова.
Одним из ярких примеров парцелляции служит плакат на рисунке рис. 37, который говорит о необходимости регулярно проходить стоматологический осмотр. Слоган, состоящий из одного предложения, визуально и ритмически поделен на три части, что придает динамизм, вносит оттенок беспрекословности требования и сближает его с разговорной репликой.
Рис. 37
В процессе анализа корпуса примеров нами был сделан вывод о том, что основная функция парцелляции в слогане социальной рекламы – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.
Риторический вопрос
Риторический вопрос – это особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Риторические вопросы не требуют ответа. Часто предложения с риторическим вопросом бывают восклицательными по интонации (?!).
Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной идеи.
В процессе анализа практического материала нами было установлено, что риторические вопросы и риторические восклицания отличаются высокой частотностью употребления в плакатных текстах социальной рекламы.
Рис. 38 |
Рис. 39 |
Ответ на риторический вопрос «A qui a-t-on arraché ce que vous portez?» (рис. 40) не требуется. Шокирующая правда представлена в иконическом компоненте. Плакат посвящен защите животных.
Рис. 40 |
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм состоит в одинаковом построении нескольких рядом расположенных предложений. Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).
Примером синтаксического параллелизма можно считать вторую часть слогана членов Союза феминисток Мартиники: «… Ne nous assassinez pas. Ne nous harcelez pas. Ne nous humiliez pas».
На основе приведенного примера можно сказать, что с его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль.