Синтаксический разбор предложения в вузе и школе
С основными единицами и понятиями синтаксиса (члены предложения, простое и сложное предложение) учащиеся знакомятся уже в начальной школе и используют эти знания в младших классах средней школы, но систематическое изучение синтаксиса осуществляется в 8 и 9 классах. В 8 классе это словосочетание, простое предложение, прямая и косвенная речь. В 9 классе — сложное предложение и его виды. Отметим при этом, что объективная трудность в усвоении синтаксиса как наиболее сложно организованного языкового яруса усугубляется ситуацией, диктуемой базисным учебным планом. На изучение простого предложения (со всеми видами осложнения) отводится в 8 классе102 часа (или три урока в неделю), а в 9 классе на изучение всех видов сложного предложения, сложных синтаксических конструкций и строения текста — 68 часов (или 2 урока в неделю), из которых 16 часов — это повторение изученного в 5–9 классах.
В школьном курсе осуществляется структурно-семантический подход для описания явлений синтаксиса в линейном, систематическом изложении (от словосочетания к сложному предложению). Так, словосочетание изучается и с точки зрения его формального строения, способов связи слов в словосочетании, и с точки зрения его грамматического значения. При изучении простого предложения рассматриваются порядок слов, логическое ударение, значения и способы выражения главных и второстепенных членов, значение и строение двусоставных и односоставных простых предложений. Сложное предложение и его виды также описываются исходя не только из особенностей их устройства, но и с учетом смысловых отношений между частями. Кроме того, обращается внимание на сферу употребления (стилистические условия) той или иной синтаксической конструк-ции.
Все три комплекса предполагают параллельное, в отличие от дру-гих разделов, изучение синтаксиса (то есть синтаксис словосочетания и простого предложения является содержанием обучения в 8 классе во всех трех комплексах, а синтаксис сложного предложения — содержа-нием курса 9 класса) и включают одни и те же понятия, однако рассматривают некоторые из них различно. Особенностью изучения синтаксиса является и то, что в пределах комплекса существуют альтернативные учебники по синтаксису, составленные различными авторскими коллективами. Во-первых, это переживший более 20 изданий учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Чешко (этот учебник мы будем для краткости называть «учебник С. Г. Бархударова и др.»). Во-вторых, это начавший выходить в 2002 году учебник Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой (этот учебник мы в дальнейшем будем называть «но-вый учебник комплекса»). Эти учебники различаются в подходе к некоторым синтаксическим понятиям в пределах одного учебно-дидактического комплекса.
Пунктуация
Основы русской пунктуации. Пунктуация — это совокупность правил о постановке запятая, точка сзапятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзацный отступ, или красная строка.
Знаки препинания выполняют две основные функции: 1) отделения, 2) выделения. Одни из знаков препинания служат толькодля отделения (отделяющие знаки препинания); это знаков препинания.
Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечиватьчитающему правильное понимание смысла написанного. Посколькуправильное понимание текста зависит прежде всего от его смыслового членения (на предложения и различные их части), постолькуосновой пунктуации является смысловое членение речи. Так, например, в следующем тексте: Ночь. Тема спит нервно и возбужденно. Сон то легкий, то тяжелый. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря (Гарин-Михайловский) — с помощью точек разграничены предложения; кроме
того, с помощью запятых отграничены друг от друга однородныесказуемые (3-е апедложение) и главная и придаточная части сложноподчиненного предложения (последнее предложение).
Основаниемпостановки знаков препинания является именно смысловое членениеречи, которое может совпадать с грамматическим и интонационнымчленениями, но может и не совпадать с одним из них и даже противоречить ему.
Знаки препинания и их функции.В русской пунктуацииупотребляются следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, одиночныезнаки препинания: точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие; сюда же относится иабзацный отступ. С помощью этих знаков отделяются друг от другапредложения, предикативные части некоторых сложных предложений, иногда однородные члены и другие конструкции.
Другие знаки препинания служат только для выделения (выделяющие знаки препинания); это двойные знаки: скобки и кавычки.
С помощью этих знаков выделяются вводные и вставочные оборотыи предложения (скобки) и прямая речь (кавычки).
Третьи знаки препинания (запятая и тире) многофункциональны,то есть могут выступать и как отделяющие, и как выделяющие взависимости от конкретных условий, в которых они употребляются.
Так, с помощью запятой могут быть отделены друг от друга ичасти сложного предложения, и однородные члены; с помощьютире отделяются в ряде случаев части сложных предложений,однородные члены от обобщающего слова, одни члены предложенияот других в некоторых неполных предложениях и в других конструкциях.
С помощью запятых выделяются различные обособленные обороты, обращения, вводные слова; с помощью тире могут выделятьсявводные и вставочные предложения.
В ряде случаев, как, например, в предложениях с прямой речью,употребляются сложные комбинации выделяющих и отделяющихзнаков.
Указанные основные функции знаков препинания (отделение ивыделение) часто осложняются более частными, смыслоразличительными функциями. Так, знаки конца предложения не только отделяют одно предложение от другого, но выражают и то, каким
является данное предложение по цели высказывания или по степениэмоциональности. Ср.: Он не придет. Он не придет? Он не придет!
Показательно в этом отношении употребление знаков препинанияи в бессоюзных предложениях, в которых знаки препинания несути смысловую нагрузку, сигнализируют о грамматическом значениибессоюзных предложений. Так, например, в предложении Он неприходит, ждет она выражаются отношения перечисления, в предложении Он не приходит — ждет она — отношения противительные.
Методика изучения пунктуации.
Пунктуация - это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах - предложении и тексте - для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение.
Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков. Научно- методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX в. в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли в XX в. лингвисты А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, А.Б.Шапиро и другие. Методика пунк туации в современном ее виде сформировалась в 40-70-е гг. в тру дах С.И.Абакумова, Г.П.Фирсова, А.В.Дудникова, А.Ф.Ломи- зова, Г.И.Блинова, Л.Т.Григорян и других методистов.
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе - сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительна я пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Школа ставит цель - достижение относительной пунктуационной грамотности. Различают две группы целей: познавательные и практические.
Познавательные цели . Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе: - раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания; - знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; - ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрез ков, требующих выделения их знаками препинания; - усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.
Практически е цели . Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели: -развить у учащихся пунктуационную зоркость; - научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; -развить умение обосновывать выбор знаков препинания; -научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их. Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего на писанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.
Методика пунктуации, как и все другие разделы методики преподавания русского языка, опирается на общедидактические и методические принципы обучения. Особой специфики в применении общедидактических принципов в данном разделе методики не наблюдается. Среди методических выделяются собственные принципы методики пунктуации. Принципы методики пунктуации Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предметными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации: наблюдения над значением, строением и звучанием предложения. Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания, как сказано выше, выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ПУНКТУАЦИОННЫМИ ПОНЯТИЯМИ С рядом пунктуационных понятий учащиеся знакомятся в V классе, так как в этом возрасте они изучают несколько частных пунктуационных норм. Это обстоятельство следует учитывать при организации работы по пунктуации. Знакомство со знаками препинания и их функциями. К началу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» школьники знают несколько знаков препинания и пунктуационные правила, регулирующие их постановку или непостановку. Из этого следует необходимость в повторении и закреплении известных детям знаний по пунктуации. Одновременно потребуется расширить сведения о знаках препинания: ввести новые знаки и дать представление о функциях знаков препинания. Этому правомерно отвести целый урок после прохождения синтаксической темы «Предложение». Данный урок можно построить по следующему плану: 1) называние детьми известных им знаков препинания (т.е. особых графических средств письма, расставляемых между слова ми в предложении и между предложениями в тексте); 2) сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными; 3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и но вые сведения по пунктуации; 4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и в предложении выполняют разные функции (разную роль): а) в конце предложений они завершают их на письме (при водятся примеры незавершенных предложений - без знаков пре пинания - и завершенных - со знаками препинания); знаки пре пинания в конце предложения называют знаками завершения (выполняется упражнение на расстановку знаков препинания в небольшом тексте, например: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из нее вышел незнакомый человек); б) внутри предложения они могут разделять слова (приводится пример с однородными членами без союзов) или выделять их (при водится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполня ются упражнения на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученно го - составляется таблица «Виды знаков препинания по функции»). МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препи нания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации. В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися условий постановки или непостановки знаков препинания при пунктуационно-смысловых отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного правила. Ознакомление учащихся с условиями постановки или непостановки знака (знаков) препинания.