Синтаксический разбор предложения в вузе и школе

С основными единицами и понятиями синтаксиса (члены предложения, простое и сложное предложение) учащиеся знакомятся уже в начальной школе и используют эти знания в младших классах средней школы, но систематическое изучение синтаксиса осуществляется в 8 и 9 классах. В 8 классе это словосочетание, простое предложение, прямая и косвенная речь. В 9 классе — сложное предложение и его виды. Отметим при этом, что объективная трудность в усвоении синтаксиса как наиболее сложно организованного языкового яруса усугубляется ситуацией, диктуемой базисным учебным планом. На изучение простого предложения (со всеми видами осложнения) отводится в 8 классе102 часа (или три урока в неделю), а в 9 классе на изучение всех видов сложного предложения, сложных синтаксических конструкций и строения текста — 68 часов (или 2 урока в неделю), из которых 16 часов — это повторение изученного в 5–9 классах.

В школьном курсе осуществляется структурно-семантический подход для описания явлений синтаксиса в линейном, систематическом изложении (от словосочетания к сложному предложению). Так, словосочетание изучается и с точки зрения его формального строения, способов связи слов в словосочетании, и с точки зрения его грамматического значения. При изучении простого предложения рассматриваются порядок слов, логическое ударение, значения и способы выражения главных и второстепенных членов, значение и строение двусоставных и односоставных простых предложений. Сложное предложение и его виды также описываются исходя не только из особенностей их устройства, но и с учетом смысловых отношений между частями. Кроме того, обращается внимание на сферу употребления (стилистические условия) той или иной синтаксической конструк-ции.

Все три комплекса предполагают параллельное, в отличие от дру-гих разделов, изучение синтаксиса (то есть синтаксис словосочетания и простого предложения является содержанием обучения в 8 классе во всех трех комплексах, а синтаксис сложного предложения — содержа-нием курса 9 класса) и включают одни и те же понятия, однако рассматривают некоторые из них различно. Особенностью изучения синтаксиса является и то, что в пределах комплекса существуют альтернативные учебники по синтаксису, составленные различными авторскими коллективами. Во-первых, это переживший более 20 изданий учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Чешко (этот учебник мы будем для краткости называть «учебник С. Г. Бархударова и др.»). Во-вторых, это начавший выходить в 2002 году учебник Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой (этот учебник мы в дальнейшем будем называть «но-вый учебник комплекса»). Эти учебники различаются в подходе к некоторым синтаксическим понятиям в пределах одного учебно-дидактического комплекса.

Пунктуация

Основы русской пунктуации. Пунктуация — это совокупность правил о постановке запятая, точка сзапятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзацный отступ, или красная строка.

Знаки препинания выполняют две основные функции: 1) отделения, 2) выделения. Одни из знаков препинания служат толькодля отделения (отделяющие знаки препинания); это знаков препинания.

Назначение пунктуации заключается в том, чтобы обеспечиватьчитающему правильное понимание смысла написанного. Посколькуправильное понимание текста зависит прежде всего от его смыслового членения (на предложения и различные их части), постолькуосновой пунктуации является смысловое членение речи. Так, например, в следующем тексте: Ночь. Тема спит нервно и возбужденно. Сон то легкий, то тяжелый. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря (Гарин-Михайловский) — с помощью точек разграничены предложения; кроме

того, с помощью запятых отграничены друг от друга однородныесказуемые (3-е апедложение) и главная и придаточная части сложноподчиненного предложения (последнее предложение).

Основаниемпостановки знаков препинания является именно смысловое членениеречи, которое может совпадать с грамматическим и интонационнымчленениями, но может и не совпадать с одним из них и даже противоречить ему.

Знаки препинания и их функции.В русской пунктуацииупотребляются следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, одиночныезнаки препинания: точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие; сюда же относится иабзацный отступ. С помощью этих знаков отделяются друг от другапредложения, предикативные части некоторых сложных предложений, иногда однородные члены и другие конструкции.

Другие знаки препинания служат только для выделения (выделяющие знаки препинания); это двойные знаки: скобки и кавычки.

С помощью этих знаков выделяются вводные и вставочные оборотыи предложения (скобки) и прямая речь (кавычки).

Третьи знаки препинания (запятая и тире) многофункциональны,то есть могут выступать и как отделяющие, и как выделяющие взависимости от конкретных условий, в которых они употребляются.

Так, с помощью запятой могут быть отделены друг от друга ичасти сложного предложения, и однородные члены; с помощьютире отделяются в ряде случаев части сложных предложений,однородные члены от обобщающего слова, одни члены предложенияот других в некоторых неполных предложениях и в других конструкциях.

С помощью запятых выделяются различные обособленные обороты, обращения, вводные слова; с помощью тире могут выделятьсявводные и вставочные предложения.

В ряде случаев, как, например, в предложениях с прямой речью,употребляются сложные комбинации выделяющих и отделяющихзнаков.

Указанные основные функции знаков препинания (отделение ивыделение) часто осложняются более частными, смыслоразличительными функциями. Так, знаки конца предложения не только отделяют одно предложение от другого, но выражают и то, каким

является данное предложение по цели высказывания или по степениэмоциональности. Ср.: Он не придет. Он не придет? Он не придет!

Показательно в этом отношении употребление знаков препинанияи в бессоюзных предложениях, в которых знаки препинания несути смысловую нагрузку, сигнализируют о грамматическом значениибессоюзных предложений. Так, например, в предложении Он неприходит, ждет она выражаются отношения перечисления, в предложении Он не приходит — ждет она — отношения противительные.

Методика изучения пунктуации.

Пунктуация - это раздел языкознания, в котором изучают­ся знаки препинания и правила их использования на письме. Зна­ки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуника­тивных единицах - предложении и тексте - для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение.

Методика пунктуации - раздел методики преподава­ния русского языка, в котором описывается процесс формирова­ния у учащихся пунктуационных умений и навыков. Научно- методические основы методики пунктуации были заложены еще в XIX в. в трудах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли в XX в. лингвисты А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, А.Б.Шапиро и другие. Методика пунк­ туации в современном ее виде сформировалась в 40-70-е гг. в тру­ дах С.И.Абакумова, Г.П.Фирсова, А.В.Дудникова, А.Ф.Ломи- зова, Г.И.Блинова, Л.Т.Григорян и других методистов.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе - сформиро­вать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное.

Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуаци­онная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использо­вать знаки препинания в авторских целях. Относительна я пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Школа ставит цель - достижение относительной пунктуацион­ной грамотности. Различают две группы целей: познава­тельные и практические.

Познавательные цели . Для овладения пунктуационны­ми нормами необходимы знания по пунктуации, на основе кото­рых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе: - раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания; - знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; - ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрез­ ков, требующих выделения их знаками препинания; - усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.

Практически е цели . Это цели, направленные на форми­рование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа ком­муникативных единиц. Перед школой стоят следующие практиче­ские цели: -развить у учащихся пунктуационную зоркость; - научить расставлять знаки препинания в соответствии с изу­ченными пунктуационными правилами; -развить умение обосновывать выбор знаков препинания; -научить детей находить пунктуационные ошибки и исправ­лять их. Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего на­ писанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.

Методика пунктуации, как и все другие разделы методики пре­подавания русского языка, опирается на общедидактические и методические принципы обучения. Особой специфики в примене­нии общедидактических принципов в данном разделе методики не наблюдается. Среди методических выделяются собственные прин­ципы методики пунктуации. Принципы методики пунктуации Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предмет­ными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации: наблюдения над значением, строением и звучанием предложения. Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания, как сказано выше, выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное са­мостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятель­но в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ПУНКТУАЦИОННЫМИ ПОНЯТИЯМИ С рядом пунктуационных понятий учащиеся знакомятся в V классе, так как в этом возрасте они изучают несколько частных пунктуационных норм. Это обстоятельство следует учитывать при организации работы по пунктуации. Знакомство со знаками препинания и их функциями. К началу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» школьники знают несколько знаков препинания и пунктуационные правила, регу­лирующие их постановку или непостановку. Из этого следует необходимость в повторении и закреплении известных детям знаний по пунктуации. Одновременно потребуется расширить сведения о знаках препинания: ввести новые знаки и дать представление о функциях знаков препинания. Этому правомерно отвести целый урок после прохождения синтаксической темы «Предложение». Данный урок можно построить по следующему плану: 1) называние детьми известных им знаков препинания (т.е. особых графических средств письма, расставляемых между слова­ ми в предложении и между предложениями в тексте); 2) сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными; 3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и но­ вые сведения по пунктуации; 4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и в предложении выполняют разные функции (разную роль): а) в конце предложений они завершают их на письме (при­ водятся примеры незавершенных предложений - без знаков пре­ пинания - и завершенных - со знаками препинания); знаки пре­ пинания в конце предложения называют знаками завершения (выполняется упражнение на расстановку знаков препина­ния в небольшом тексте, например: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из нее вышел незнакомый человек); б) внутри предложения они могут разделять слова (приводится пример с однородными членами без союзов) или выделять их (при­ водится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполня­ ются упражнения на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученно­ го - составляется таблица «Виды знаков препинания по функции»). МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПУНКТУАЦИОННЫМ ПРАВИЛОМ - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препи­ нания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффек­тивной организации работы по обучению пунктуации. В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися условий постановки или непостановки зна­ков препинания при пунктуационно-смысловых отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуацион­ного правила. Ознакомление учащихся с условиями постановки или непостановки знака (знаков) препинания.

Наши рекомендации