Виды (типы) подчинительной связи.

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого компонента совпадают с формами рода, числа и падежа главного слова.

Согласование бывает полным и неполным. При полном согласовании зависимое слово - прилагательное (а также местоимение, числительное, причастие) употребляется в той же форме, что и главное (новый дом, пятое число, весь народ, кто-то серый). При неполном согласовании уподобление зависимого слова главному осуществляется не во всех формах (ср.: новые дома (реки, села) - согласование в числе и падеже; на озере Байкал - согласование только в числе; село Горки - согласование только в падеже).

Кроме собственно грамматического, существуют и другие приемы согласования, к которым относятся: а) смысловое согласование, при котором форма зависимого слова отражает не грамматические категории главного слова, а непосредственно реальные признаки обозначаемого им лица или предмета (страшный плакса - страшная плакса); б) условно-грамматическое согласование - традиционно сложившаяся форма "приспособления" зависимого слова к главному, не имеющему рода и числа (громкое ура); в) ассоциативно-грамматическое согласование с нарицательным (несклоняемым) существительным (главная авеню, трудный хинди).

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором главное слово "требует" от зависимого определенной формы. В этом случае между словами могут устанавливаться разного рода отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

В зависимости от частеречной характеристики главного слова, управление может быть: а) приглагольным (купить книгу); б) приименным (стакан молока), в) принаречным (наедине с братом).

А.М.Пешковский ввел в научный обиход термины - сильное и слабое управление.

При сильном управлении главное слово предопределяет обязательное появление при нем определенной падежной формы. Такой необходимой связи требуют, например, переходные глаголы, а также некоторые другие части речи (послать письмо, нарушить тишину, уйма времени, полный надежд). Между словами здесь обычно устанавливаются объектные отношения. При слабом управлении наличие управляемых форм факультативно (ср.: поливать цветы (сильное)- поливать из лейки (слабое).

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором к главном слову (чаще всего - глаголу, имени или наречию) присоединяется компонент, не имеющий форм словоизменения: наречие, компаратив, деепричастие, инфинитив, неизменяемое прилагательное (читать вслух, ехать быстрее, сидеть согнувшись, желание учиться, цвет беж).

Связь между словами - смысловая, грамматически выражается с помощью порядка слов: К дому слева / подъехала
машина; К дома / слева подъехала машина.

Словосочетания с м е с т о и м е н и е м в роли главногослова.В качестве главного слова непредикативных словосочетаниймогут выступать неопределенные местоимения — существительныетипа: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что,некто, нечто и др. Например: кто-то из студентов, кто-нибудьдругой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас,любой из слушающих и т. д.

Словосочетания г л а г о л ь н ы е . Они образуют самуюбольшую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинятьодновременно до семи слов. Правда, валентные свойства глаголаредко реализуются полностью в одном предложении.

Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в разных падежахс предлогом и без предлога: читать книгу, стремиться к знаниям, читать вслух, громко читать, скрыться в лесу, хотетьпутешествовать, говорить улыбаясь и т. д.

Словосочетания н а р е ч н ы е (или адвербиальные) — снаречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных,откуда-то из темноты и др.

Словосочетания с к а т е г о р и е й с о с т о я н и я в ролиглавного слова: больно руку, очень больно, мне грустно, труднос тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т. п.

Выявляя грамматические значения словосочетаний, нужно иметьв виду существование синонимичных словосочетаний, разных построению, но близких по грамматическому (типовому) значению,например: сцена театра — театральная сцена, пожар в лесу —лесной пожар.

Знание синонимичных словосочетаний помогает при синтаксическом разборе предложения. Ср.: берег моря и морской берег.

Существительное море в предложении выполняет роль несогласованного определения. Это легко доказывается преобразованием егов прилагательное — согласованное определение.

Значение определения зависимое слово имеет в следующих случаях:

1. Главное слово называет предмет, а зависимое — лицо, которому этот предмет принадлежит: дом отца, книга брата, альбомсестры и т. д. Значение определения у зависимых существительных можно наглядно показать, заменив их согласованными определениями (отцовский дом, сестрин альбом), но такая заменавозможна не во всех случаях: книга брата —... Для этих случаев важно знать типовое значение словосочетания — «предмети его признак по принадлежности».

2. Главное слово называет часть предмета, а зависимое — весьпредмет: ножка стола, ножка ребенка, лапа медведя; крыша дома, ступень лестницы, порог крыльца; лист клена, листоккалендаря; приклад винтовки, ствол пулемета, стена окопаи т. д.

3. Главное слово называет лицо, а зависимое — учреждениеили коллектив, к которым данное лицо имеет отношение: командир полка, начальник цеха, старшина роты, комсорг группы,староста класса и т. д.

4. Главное слово называет совокупность предметов, а зависимое — предметы, из которых эта совокупность состоит: стадо коров, стая воробьев, толпа людей, груда камней и т. д.

5. Главное слово имеет категориальное значение опредмеченного действия, а зависимое обозначает деятеля (такой родительный падеж называется «родительным субъекта»): полет летчика,приказ командира, распоряжение директора и т. д.

6. Главное слово называет признак, а зависимое — лицо илипредмет, обладающее этим признаком: белизна снега, красотадевушки, простодушие ребенка, сырость болота, любознательность студентов и т. д. Типовое значение этих словосочетаний — «признак и его носитель».

Цельные словосочетания. По степени семантической спаянности различаются синтаксически свободные и синтаксическинесвободные (цельные) словосочетания. Синтаксически свободныесловосочетания характеризуются тем, что каждый их компонентвыполняет в предложении роль отдельного члена предложения.

Цельные словосочетания, как и синтаксически свободные,имеют структурную схему, обладают определенным грамматическим значением; их компоненты связаны между собой однимиз способов подчинительной связи: согласованием, управлением,примыканием.

Особую группу цельных словосочетаний с общим значением избирательности образуют сочетания числительных (илиместоимений) и существительных (или местоимений) с предлогомиз: один из студентов, двое из группы, кто-нибудь из присутствующих, любой из нас и т. д. Например: А кто из детей нехочет стать взрослым? (Студеникин);

Одним из видов цельных словосочетаний с общим значением совместности являются сочетания существительных илиместоимений, объединенных предлогом с: мать с сыном, мы стобой, нитка с иголкой и т. д. В саду березки с кленами встречают нас поклонами... (Матусовский);

При характеристике человека часто в роли одного членапредложения (несогласованного определения, именной части сказуемого, обстоятельства образа действия и др.) выступают словосочетания, состоящие из словоформ с глазами, с носом, с лицом, ростаи под. и определяющих их прилагательных: Это был уже немолодой, сухопарый, среднегороста человек с умным лицом и глубоко посаженными серымиглазами (Фогель)

Особую группу цельных словосочетаний образуют сочетанияприлагательного и причастия с существительным, называющим родовое понятие: Тщеславный человек всегда бывает низок (Чайковский); Был он человеком вольным, одиноким (Паустовский).

Об исконной связи синтаксиса и лексики свидетельствуютцельные словосочетания, в которых главное слово своим лексическимзначением соответствует члену предложения, а зависимое — раскрывает это значение: в тяжелых обстоятельствах, по причине болезни, в пятом часу, в целях безопасности, в тихом месте, при этомусловии и т. д. Например: Летней порой в степи нередко уже утромвозникают миражи... (Фогель);

Цельные словосочетания представляют собой составные(и сложные) сказуемые: начать петь, продолжать играть, хотетьучиться; рад поговорить, должен передать, готов поверить; нужноидти, лень идти, грустно слушать и т. д.

Например: Верят там, где не могут знать (Луначарский);

Как один член предложения можно разбирать словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. д. Например:С улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (Пушкин); По лицу земли туман стелется (Кольцов).

Фразеологические сочетания. Синтаксически свободные инесвободные (цельные) словосочетания нужно отличать от фразеологизмов, которые не являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении. По своему значению фразеологизмы соответствуют слову и часто могут быть заменены им (смотреть сентябрем — хмуриться, держать камень за пазухой — угрожать и т. д.), в то время как словосочетания заменить одним словом обычно нельзя. Если словосочетания образуются по языковым схемам, то фразеологизмы память хранит в готовом виде.

М е т о д и ч е с к о е п р и м е ч а н и е . Словосочетание является сквозной темой школьной программы. Учащиеся практически знакомятся с нимуже в начальной школе (при выделении пар слов), понятие о словосочетании получают при изучении синтаксической темы в IV классе, углубляют идополняют полученные сведения при изучении морфологии в V—VI классах и вновь обращаются к этой теме в VII классе, где знакомятся со строением и грамматическим значением словосочетания, изучают связи слов в словосочетаний (согласование, управление, примыкание), учатся выделять словосочетания из предложения. Изучение словосочетания в VII классе готовитучащихся к углубленному изучению предложения, способствует развитию их речи.

Предложение

Основные признаки предложения.

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения).

При образовании предложения из «строительного материала» слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями, отражающими отношения, которые существуют между явлениями с реальной действительности. Так, из слов и словосочетаний: скошенный луг, река, покрыться отавой, густая отава, сонная отава — можно образовать следующее предложение: Скошенный луг за рекой покрылся густой и сочной отавой (Мусатов).

Чтобы получить предложение, необходимо грамматически оформить связи и отношения между словами и словосочетаниями, используя в качестве средств связи предлоги и союзы, изменяя слова так, как этого требует предложение. Таким образом, для предложения характерна грамматическая организованность. Кроме того, в двусоставном предложении обязательно должно быть предикативное сочетание, имеющее модально-временной план. Таким сочетанием является сочетание подлежащего и сказуемого.

Предложение отличается также семантической и интонационной завершенностью и может стать единицей общения и сообщения. Рассмотрим другой подход к предложению — от текста. При этом подходе количество предложений (в том числе и «частей» сложных предложений) определяется по наличию предикативных сочетаний, имеющих определенное строение — структурные схемы.

Легко выделяются предикативные сочетания со спрягаемыми формами глагола, которые могут быть только сказуемыми (их выделяют в первую очередь). Кроме спрягаемой формы глагола, вычленяют существительные в именительном падеже. В качестве примера возьмем текст без знаков препинания и вычленим из него предложения: Пляж кончился потянулись пустынные берега рыбачьего поселка на полях сушились сети лежали перевернутые баркасы. В этом тексте 4 предикативных сочетания, следовательно, 4 простых предложения.

Предложение — самая многоаспектная единица синтаксиса. Оно характеризуется поэтому совокупностью признаков, которые можно разделить на две группы:

1) структурный признак — грамматическая организованность, которая включает специальные структурные схемы, особые способы выражения строевых элементов схемы и грамматически оформленные синтаксические связи и отношения;

2) семантический признак — предикативность (отнесенность со-держания предложения к действительности в модально-временном плане. Содержание (семантика) предложения определяется прежде всего характером выражаемой мысли. Для предложения характерна семантическая завершенность.

В процессе образования предложения происходит выбор структурной схемы и ее наполнение лексическим материалом («реализация структурной схемы») Предложение образуется тогда, когда есть потребность в выражении мысли. Обычно такая потребность обусловлена актом общения. В этом раскрывается коммуникативная сущность предложения. Выбор схемы определяется формой мысли и характером ее членимости. Членение предложения на «данное» и «новое» дополняет логико-структурное членение в акте коммуникации. Совокупность всех отмеченных свойств и характеризует предложение как единицу языка и речи.

Понятие предикативности.

Рассмотрим две трактовки предикативности:

а) предикативность как отнесение содержания предложения к действительности;

б) предикативность как специфические отношения между компонентами предложения.

Эти точки зрения дополняют друг друга, лежат в основе многочисленных вариаций трактовок предикативности в лингвистической и лингвометодической литературе.

По мнению В. В. Виноградова, общее значение предикативности, расчленяясь, выражается в синтаксических категориях модальности, времени и лица. Развивая положения В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведова разграничивает объективную и субъективную модальность.

Объективная модальность — отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности: то, о чем сообщается, мыслится как реальное (в настоящем, прошедшем или будущем времени) или как ирреальное, то есть возможное, желаемое, должное или требуемое6 Примеры предложений с реальной модальностью: На улице пляшет дождик. Там тихо, темно и сыро (Кедрин);

Примеры предложений с ирреальной модальностью: Я б хотел забыться заснуть! (Лермонтов);

Объективная модальность может сопровождаться субъективной модальностью, которая имеет свои лексико-грамматические средства выражения (вводные конструкции, частицы и т. д.). Субъективна я модальность — отношение говорящего к сообщаемому. К субъективно-модальным относятся значения усиления (подчеркивания, акцентирования), экспрессивной оценки, уверенности или неуверенности, согласия или несогласия и др.

Так, в предложении Конечно, я сдам экзамен объективная модальность (реальность сообщаемого в плане будущего времени) дополняется субъективной модальностью (уверенностью говорящего в реальности сообщаемого). Объективная модальность характеризует содержание всего предложения, а субъективная модальность может дополнять лишь часть сообщения. Ср.: Конечно, я сдам экзамен; Конечно, я сдам экзамен; Конечно, я сдам экзамен. Третьим компонентом предикативности является синтаксическое лицо, которое выражается формами глагола, личными местоимениями и другими средствами. Каждое предложение есть высказывание говорящего лица.

Говорящий присутствует в каждом предложении/высказывании. Именно говорящий определяет характер предложения: его содержание, структуру, разграничивает объективное и субъективное. Выражая объективное, говорящий как бы отстраняется от излагаемого содержания, но несомненно, что именно он определяет характер объективной модальности; при выражении субъективного говорящий, с разной степенью полноты, также присутствует в высказывании. Таким образом, объективная модальность, синтаксическое время и синтаксическое лицо не существуют друг без друга и вместе составляют предикативность.

С понятием предикативности связано учение о парадигме предложения Н. Ю. Шведовой, которая определяет парадигму как систему форм предложения, выражающих категорию предикативности. Отдельные формы предложения связаны с частными модально- временными значениями. Полная парадигма предложения семичленна. Не все разновидности предложений имеют полную парадигму. Вопрос о парадигме предложения является дискуссионным. Однако очевидно, что выяснение характера парадигмы того или иного типа предложений показывает его системные связи с другими типами предложений.

Согласно второй точке зрения, предикативность трактуется как соотнесение двух компонентов для того, чтобы вторым определить первый. Внимание к этой стороне предикативности позволило более четко осознать форм у предикативности — расчленение семантической структуры предложения на определяемое и определяющее, предмет л его модально-временной признак. Основные варианты этой точки зрения можно свести к трем: а) предикативность — связь (отношение) между субъектом и предикатом (логический аспект), б) между темой и ремой (коммуникативный аспект), в) между подлежащим и сказуемым (грамматический аспект).

Предикативные отношения — это отношения между предметом речи (мысли) (определяемым) и определяющим его модально-временным признаком. Отнесение содержания предложения к действительности реализуется благодаря установлению предикативных отношений.

Для односоставных и нечленимых предложений характерна как предикативность, так и предикативные отношения, но они проявляются не так ярко, как в двусоставных предложениях. Нет предложений без определяемого и определяющего. Во всяком предложении содержится характеристика предмета мысли (речи), хотя определяемое может быть и не выражено словом, а включается в семантическую структуру предложений в виде наглядно-чувственных образов (представлений, восприятий и ощущений), которые в письменной речи могут быть описаны в контексте. Например: С полей несло запахом меда и еще него-то невыразимо сладкого и приятного. Из-под ног, как резиновые, упруго вспрыгивали кузнечики. Кругом неумолчно звенело и стрекотало.— Хорошо-то как! — вырвалось у Маши (Мусатов).

При любом понимании предикативности основным ее носителем является сказуемое, так как именно формами глагола и глагольных связок выражаются значения наклонения и времени. Поэтому предикативность иногда отождествляется со сказуемостью (глагольностью). Предикативность имеет специальные языковые средства для своего выражения. К ним относятся формы наклонения и времени, частицы, интонация. Система форм предложения образует парадигм у предложения. У некоторых предложений те или иные формы могут отсутствовать. Это обусловлено структурно-семантическим типом предложения, степенью его распространенности, речевым смыслом предложения (его лексическим наполнением) и т. д.

Наиболее полной парадигмой обладают двусоставные предложения, у односоставных предложений более ограничен круг форм, нечленимые предложения вообще не имеют парадигмы, так как они представлены одной формой. В заключение еще раз подчеркнем, что во всяком предложении предикативность находит свое полное или частичное выражение. Универсальным средством оформления предикативности является интонация.

Наши рекомендации