Методика изучения морфологии в школе.
В разделе «Морфология» представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражательные слова. Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения).
В тему «Имя существительное» включены следующие понятия: одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные, род существительных, склонение, падеж, число, несклоняемые существительные, разносклоняемые существительные. Два понятия даны описательно: существительные, употребляющиеся только в единственном числе, и существительные, употребляющиеся только во множественном числе. Тема «Имя прилагательное» располагает следующими понятия ми: разряды прилагательных по значению - качественные, относи тельные и притяжательные; краткие и полные прилагательные; степени сравнения прилагательных (простая и составная), падеж, число, род. О теме «Имя числительное» сообщаются такие понятия: количественные и порядковые, простые и составные; количественные числительные - дробные, собирательные; склонение, падеж. Одно понятие дается не в виде термина, а описательно: количественные числительные, обозначающие целые числа.
В тему «Глагол» включены две группы понятий, характеризующих все слово и его отдельные формы, неопределенная форма; совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, спряжение; непостоянные признаки: наклонение - изъявительное, повелительное, условное; разно спрягаемые глаголы, лицо, число, время. Через учебник введено понятие возвратные глаголы. У причастий указываются постоянные признаки: вид, переходность, время, действительные и страдательные - и непостоянные: полные и краткие, падеж, число, род; у деепричастий - вид и переходность.
О теме «Наречие» в школе сообщаются скудные сведения. В программу включены только степени сравнения - простая и со ставная. Категория состояния описывается с точки зрения ее синтаксической функции. О служебных частях речи в школьный курс русского языка во шли понятия, характеризующие способ строения термина, а также их лексико-синтаксическую, лексико-структурную или лексико- семантическую особенность.
Предлоги - непроизводные и производные, простые и составные. Союзы - сочинительные: соединительные, разделительные, про тивительные; подчинительные: причинные, временные, определи тельные и т.д.; простые и составные. Частицы - формообразующие, отрицательные и модальные. Междометие как часть речи не дифференцируется. Через учебник предлагается отграничивать их от звукоподражательных слов.
Синтаксис
(Бабайцева В.В. Современный русский язык)
Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют дляобозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синт а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупностьдействующих в языке закономерностей, регулирующих построениесинтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это разделграмматики, освещающий синтаксический строй языка, строение изначение синтаксических единиц.
«Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис какнаука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как онисоставляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.
Синтаксические единицы —это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединенысинтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупностиобразуют морфологическую парадигму слова.
Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.
Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половинаночи, начинать моросить и т. п.
Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения:С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).
Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, изпредложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можнообразовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши — у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветердул с суши, у берега вода была спокойна.
Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое. Например: Наш народ всегда любил, знал и цениллес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучихлесах.
Основные виды синтаксической связи — сочинение и подчинение.
При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении — синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой — как зависимый. Сочинительнойсвязью соединяются однородные члены и части сложносочиненныхпредложений, подчинительной — словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.
Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности.
Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.
Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектныеи обстоятельственные). Они могут возникать между компонентамивсех синтаксических единиц.
Средства синтаксической связи и построения синтаксическихединиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы,интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформлениясинтаксических связей и отношений.
Основной функцией о к о н ч а н и я является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.
Для строения синтаксических единиц очень важен п о р я д о к ихкомпонентов, который определяется семантическими и структурнымифакторами. В русском языке порядок компонентов синтаксическихединиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный(свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном —компоненты могут изменять свое место.
Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и нт о н а ц и я, составные элементы которой — мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм,темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее впредложении информативный центр.
Все синтаксические единицы и их компоненты имеютл е к с и ч е с к и е (речевые, индивидуальные) и г р а м м а т и ч е с к и е (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.
Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической играмматической семантикой на примере некоторых словосочетаний ипредложений.
В школьной и вузовской практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» четко не противопоставлены, но и неотождествляются. Они рассматриваются как две стороны одного явления,взаимосвязанные и взаимодополняющие. В соответствии с этим в качестверодового названия значений в с е х единиц языка часто используется термин «языковая семантика», а для различных уровней системы языка —специфические обозначения. Для единиц морфологии и синтаксиса (разделовграмматики) общим термином является термин «грамматическая семантика», который может быть дифференцирован: «морфологическая семантика» для частей речи (категориальное значение), «синтаксическая семантика» — для единиц синтаксиса.
В школьном учебнике рассматриваются грамматические значения как словосочетаний (с. 22—23), таки предложений (с. 31) 2 Грамматические значения словосочетаний связаныс их строением, а предложений — со значениями наклонений глагола-сказуемого.
Коммуникативный аспект изучения синтаксиса. Наиболеесущественным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяются «данное» (тема, основа высказывания) и «новое» (рема, предицируемая часть)1 Особенно отчетливо «данное» и «новое» разграничиваются в вопросо-ответной форме диалога. Например:Где ты работал летом? — Летом я работал | на целине. Говорящий ставит вопрос, исходя из известного («данного») факта:он знает, что собеседник работал летом, но не знает где. Именноэто и выясняется вопросом. В ответе «данное» — летом я работал, «новое» — на целине.
Рассмотрим основные способы выделения коммуникативногоцентра высказывания:
1. Л о г и ч е с к о е (или «фразовое») у д а р е н и е позволяетвыделить информативный центр предложения при любом порядкеслов. Например, в предложении Расцвели цветы в нашем садусмысловым центром могут быть разные члены предложения.
2. Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является п о р я д о к с л о в .
Функции порядка слов в русском языке разнообразны. Из нихнаиболее существенными являются структурная (грамматическая),коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между темпорядок слов способен быть средством выражения коммуникативной,стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядкаслов, выявленного в структурном аспекте.
Подлежащее обычно предшествует сказуемому. Порядок второстепенных членов, как правило, связан с правилами расположения слов в словосочетаниях. Согласованное определение стоитперед определяемым словом, а несогласованное — после него. Перед сказуемым стоит обстоятельство образа действия, если после сказуемого есть другие члены предложения (но: Солнце садилосьмедленно, _нехотя (Фогель). Обстоятельства времени и места стоятв'начале предложения, если определяют содержание предложенияв целом. Остальные члены предложения обычно постпозитивны.
Изменение прямого порядка слов (инверсия) происходит в томслучае, если говорящий (пишущий) хочет привлечь внимание кинверсированным словам, а также при построении более сложныхсинтаксических единиц, когда части по своему строению приспосабливаются друг к другу. Таким образом, встречающийся иногдатермин «свободный порядок слов» по отношению к русскому языкуявляется условным, мнимым.
Потребность в актуализации компонентов семантическойструктуры предложения обусловила появление и существованиенекоторых синтаксических конструкций, главной функцией которых и является выделение, усиление информативной значимоститех явлений действительности, о которых идет речь. К ним относятся н е п о л н ы е предложения, в о п р о с и т е л ь н ы е предложения в монологической речи, многие разновидности о д н о с о с т а в ных предложений, п р и с о е д и н е н и е , в с т а в н ы е констр у к ц и и ; обороты, построенные по схеме «Что к а с а е т с я...то...», и др. Например:
Что же касается поэзии, то говорить о ней я немогу. Каждое мое слово покажется вам ничтожным или темным.(Паустовский).
Необходимо разграничивать т и п и ч н ы е синтаксические единицы и их разновидности,обладающие полным набором дифференциальных признаков, и п ер е х о д н ы е (синкретичные) явления с совмещением признаков.
Как для синтаксических исследований, так и для практики преподавания чрезвычайно важно не стремиться «втиснуть» синкретичныеявления в прокрустово ложе типичных случаев, а допускать варианты в их квалификации и классификации, отмечать сочетающиесясвойства. Это позволит преодолеть догматизм в практике преподавания, а в теоретических исследованиях повлечет более свободную, гибкую и глубокую трактовку синтаксических явлений.
М е т о д и ч е с к о е п р и м е ч а н ие . В школьном синтаксисе отмечается возможность постановки нескольких вопросов к одному и томуже члену предложения (см. примеч. на с. 64, 72 и др.). Внимание к многозначным членам предложения не только расширяет круг знаний уча-
щихся, но и способствует развитию их языкового чутья, познавательнойдеятельности, мышления и речи. Однако в школе не следует делатьцентром изучения многозначные члены предложения, хотя о существовании их учитель должен знать, чтобы не требовать однозначного ответатам, где возможно двоякое толкование.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание как единица синтаксиса. В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложенийв общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно. Некоторые ученые (Ф. Ф. Фортунатов,А. М. Пешковский и др.) считали основной единицей синтаксисасловосочетание, а предложение рассматривали как разновидностьсловосочетания. Другие (А. А. Потебня, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов и др.) считали основной синтаксической единицей предложение. Эта точка зрения в настоящее
Словосочетание и слово (словоформу) сближают следующие свойства:
а) как и слово, словосочетание не является коммуникативнойединицей, оно входит в речь только в составе предложения;
б) как и слово, словосочетание не имеет предикативных значений, интонации сообщения;
в) как и слово, словосочетание выступает как номинативноесредство языка, то есть называет предметы, их признаки, действияи т. д. Это свойство словосочетаний обусловило появление некоторых разновидностей фразеологизмов, сложных слов (точитьлясы, разводить турусы: на колесах и т. д.; широкий в плечах - широкоплечий, двенадцати лет — двенадцатилетний);
г) как и слово, словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм главного слова, и начальную форму,которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учитьсяв школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.).
Словосочетание о т л и ч а е т с я от слова более сложнойструктурой. Оно образуется на основе подчинительной связимежду знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное (стержневое), другое —зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.(Главный компонент словосочетания условно обозначается крестиком.)
В большинстве учебных пособий и в школьных учебниках распространенной является так называемая номинативная точка зрения, которая получает теоретическое обоснование в трудах В.В.Виноградова (позднее в работах Н.Н.Прокоповича, Н.Ю.Шведовой и др.). Согласно указанной точке зрения, под словосочетанием понимаются "грамматические единства, образуемые посредством соединения двух и большего количества слов, принадлежащих к знаменательным частям речи, и служащие обозначением какого-нибудь единого, но расчлененного понятия или представления".
В учебных целях предлагается взять за основу номинативную концепцию словосочетания, поскольку она представлена в большинстве школьных учебниках.
По номинативной концепции многие из возможных в речи сочетаний слов не являются словосочетаниями:
1) сочетания знаменательных и служебных слов, как не отвечающие определению словосочетания (н.: у дороги. не видел);
2) сложные формы одного слова (буду читать, буду ходить, более высокий, умнее всех и др.);
3) фразеологизмы (золотые руки, голова кругом идет, что есть силы);
4) грамматическая основа предложения, так как между подлежащим и сказуемым наблюдаются предикативные отношения;
5) составные сказуемые: составное именное и составное глагольное (должен поехать, была красива, продолжала говорить, пустился бежать, начал читать);
6) сочиненные ряды слов (с союзной и бессоюзной связью), т.е. однородные члены предложения;
7) полупредикативные сочетания определяемого и определяющего, возникающие в предложении при обособлении членов предложения (т.е.главное слово + причастный оборот, главное слово + деепричастный оборот);
8) обращение и лексический состав предложения;
9) вводные и вставные конструкции и слова, к которым относятся названные конструкции. Эти конструкции не представляют собой словосочетаний потому, что каждая из них является средством осложнения всего предложения;
10) детерминанты с составом предложения (н.: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады);
11) дуплексивы и слова, к которым они относятся (н.: Мать пришла грустная);
12) так называемые несвободные сочетания, которые выступают в позиции одного члена предложения.
Среди несвободных сочетаний выделяют: а) синтаксически неделимые, т.е. цельные,
б) терминологически связанные. К цельным сочетаниям относятся следующие типы: 1) количественно-именные сочетания с главным словом - числительным (пять минут, мало друзей, груда камней и др.); 2) сочетания с общим значением избирательности с предлогом из (один из студентов, трое из нас); 3) сочетания с общим значением совместности с предлогом с (мать с сыном, нитка с иголкой); 4) сочетания, состоящие из словоформ: с глазами, с носом, с лицом и др. (девушка с голубыми глазами, мужчина среднего роста); 5) семантически неразложимые сочетания (был он человеком вольным). Терминологически связанные сочетания - составные наименования (поваренная соль, февральская революция, "Комсомольская правда" и др.), а также фразеологизмы (белая ворона, у черта на куличках, спустя рукава).
Структурные типы словосочетаний.
В учебных целях предлагается различать следующие количественно-структурные типы словосочетаний:
1) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (загородная прогулка, недостаточно прочный, очень веселый). Сюда относятся также словосочетания, в составе которых имеются аналитические формы слова: прийти позже всех, самый интересный сюжет. Как правило, простые словосочетания двучленны (двусловны);
2) усложненные словосочетания, в которых позицию зависимого слова занимает несвободное сочетание: человек низкого роста, офицер с загорелым лицом, девушка шестнадцати лет. Семантически такие словосочетания равноценны двусловным: низкорослый человек, загорелый офицер, шестнадцатилетняя девушка и т.д. К такому же типу близки словосочетания с фразеологизированными глагольными образованиями канцелярского, книжного характера: производить осмотр помещения (осматривать помещение), проявлять интерес к делу (интересоваться делом), оказывать помощь другу (помогать другу), вести спор с оппонентом (спорить с оппонентом);
3) сложные словосочетания представляют собой различные соединения простых словосочетаний (или слова и простого словосочетания): читать интересную книгу, часто применяемый в клинике.
Сложные словосочетания делятся на словосочетания
а) с соподчинением (настойчиво просить о помощи), в которых подчинительные связи исходят от одного слова, и
б) с последовательным подчинением (бороться с сильным соперником), которые образуются на основе связей, исходящих от разных главных слов.
Грамматическое значение словосочетания.
По характеру синтаксических (смысловых) отношений словосочетания относятся к следующим типам:
1) атрибутивные (определительные), указывающие на предмет и его признак: красивая девушка, дом напротив, желание учиться; большой дом, рубашка навыпуск; пятый день; отцов портфель, заячий след;
2) объектные, указывающие на действие и предмет, на который действие переходит прямо или косвенно или только ориентируется на него: купить картину, съесть яблоко; возвратить учителю, писать карандашом, поссориться с другом;
3) обстоятельственные, указывающие на действие и его признак или на признак признака:
а) образ действия - говорить тихо, идти быстро; б) временные -учиться год, отдыхать летом; в) пространственные - ехать полем, жить в городе; г) причинные - покраснеть от волнения, не прийти из-за болезни; д) целевые - уехать для лечения, подарить на память; е) значение степени - очень устать, втрое увеличить.
Необходимо учитывать, что смысловые отношения могут быть одного типа, но могут и совмещаться друг с другом. Н.: дверь на балкон - атрибутивные + пространственные отношения; путевка на месяц - атрибут. + временные; драка из-за мяча - атрибут. + причинные; т.е. речь идет о синкретичных членах предложения.