Тема: Типы сложноподчиненных предложений. Нерасчлененная структура
К данному типу СПП относятся предложения с придаточными определительными, изъяснительными и образа действия, меры и степени.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными присубстантивно-атрибутивными. К этому типу относятся сложноподчиненные предложения, в которых придаточные распространяют существительные (с указательным местоимением или без него), присоединяются относительными местоимениями и выражают атрибутивные (в широком смысле) отношения.
Среди этих сложноподчиненных предложений, в зависимости от их строения и значения, выделяются две группы: 1) с придаточными, выражающими атрибутивно-выделительные отношения, и 2) с придаточными, выражающими атрибутивно-распространительные отношения; ср.: 1) К больному пригласили того врача, который был в прошлый раз; 2) К больному пригласили врача, который сразу поставил диагноз.
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими атрибутивно-выделительные отношения. Используются относительные местоимения который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда, например: 1) Расскажи ту сказку, которую мама любила.
2. Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими атрибутивно-распространительные отношения.
Такие придаточные прикрепляются к одному из существительных в главной части при помощи относительных местоимений который, какой, чей, где, куда, откуда. Они служат не для выделения предмета, а для сообщения о нем чего-то нового. Поэтому перед существительным, к которому относится придаточная часть, не бывает (и нельзя вставить) указательных слов тот, такой и др., например: 1) В одном месте мы вспугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. 2) Из редакции Антошка пошел на Невский, где купил дорожный, военного фасона, костюм. Главная часть оформляется как независимая, а придаточная как зависимая (односторонняя зависимость). Все это создает условие для выражения добавочного присоединительного значения.
Для предложений присубстантивно-атрибутивного типа характерна постпозиция придаточной части по отношению к тому слову, которое она распространяет (см. все примеры выше).
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сюда относятся сложноподчиненные предложения с придаточной частью, которая распространяет одно из слов главной, нуждающееся в объектном разъяснении. Значение таких слов без дополнения в простом предложении или без придаточной части в сложноподчиненном оказывается недостаточным для выражения смысла предложения; ср.: 1) Он сказал правду или Он сказал, что это правда; 2) Он сделал больше меня или Он сделал больше, чем от него требовали. Это СПП с придаточной частью, которая распространяет (изъясняет) одно из слов главной части, и присоединяется изъяснительным союзом (что, чтобы, как, как бы, будто, как будто) или относительно-вопросительным местоимением.
Слова, нуждающиеся в изъяснении (глаголы, прилагательные, слова категории состояния, существительные), обозначают процессы речи, восприятия, мысли, различные чувства и внутренние состояния, в том числе и модальные, побуждение; сюда же относятся слова со значением бытия, начала, конца действия; например: говорить, рассказывать, сообщать, писать, читать, видеть, слышать, слышаться, казаться, заметить, узнать, думать, понимать, радоваться, горевать, бояться и мн.др.
В зависимости от своего строения и грамматического значения изъяснительно-объектные сложноподчиненные предложения делятся на два вида: 1) предложения с сообщением и косвенно-вопросительным значением.
Наиболее продуктивными являются предложения с синтаксическим союзом что. Придаточная часть в таких предложениях выражает достоверно-реальный объект, безотносительно к его характеру, например: 1) Пусть думает, что знакомство с ней мне не так уж интересно.
В сложноподчиненных предложениях с союзом как придаточная часть распространяет главным образом глаголы со значением речи, мысли, восприятия. По своему значению данные предложения близки к конструкциям с союзом что (выражают реальный объект).
Если придаточная часть с союзом чтобы присоединяется к глаголам со значением побуждения (приказать, велеть, молить и др.), то в предложении выражается косвенное побуждение; например: Осипов распорядился, чтобы гимназистов освободили.
В косвенно-вопросительных предложениях для связи придаточной части с главной служат относительно-вопросительные местоимения кто, что, какой, как, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др. и частица-союз ли (ли... или), например: С бульвара повернули к павильону и пошли по берегу и долго смотрели, как фосфорится море. Неизвестно, был ли он дома или нет. Во всех изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложениях придаточные обычно постпозитивны по отношению к распространяемому слову. Основная смысловая нагрузка падает на них.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. Они отвечают на вопросы КАК? СКОЛЬКО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Присоединяются при помощи союзов что, чтобы, как, точно, будто, словно и союзных слов насколько, сколько, как. Значение ме5ры выражается с помощью слова столько в главной части. – Ребята наносили столько воды, что бабушка даже руками всплеснула. Значение степени выражается с помощью слов настолько, так, до того, такой, до такой степени. – Подъем на вершину оказался настолько крутым, что мы вынуждены были карабкаться. Это вырвалось так искренне, что Рома покраснел. Значение образа действия выражается с помощью слов так, таким образом – Никто не может рассказать о жизни художника так, как сделал это сам художник.
Позиция по отношению к главной части у всех этих придаточных – пост-пре-интерпозиция.