Методика изучения глагола и его форм. Морфологический разбор глагола, прич, деепр, нар
лагол в курсе русского языка– одна из важнейших тем. Изучается: в I(II) классе – знакомство со словами, обозначающими действие; во II(III) классе – общее понятие о Г. и изменение по временам; в III(IV) классе – спряжение Г.; в IV(V) классе – не с Г., неопределенная форма, виды Г., спряжение, правописание окончаний I и II спряжений; в V(VI) классе – разноспрягаемые Г., переходные и непереходные Г., наклонения Г., безличные Г., словообразование. Г.; в VI (VII) классе – причастие и деепричастие; в VII (VIII) классе – синтаксическая роль глагола; в VIII (IX) классе – обобщающее повторение. Программа изучения Г. построена ступенчато. Трудности изучения в школе: виды Г., соотношение видовых пар в инфинитиве и в форме настоящего времени; основы Г.; не с Г.; правописание безударных личных окончаний I и II спряжений в настоящем и будущем временах; образование причастий, их склонение, правописание
Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа: сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.
При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида, хотя нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).
Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.
С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.
С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.
Напомним непостоянные признаки глагола:
он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы),
имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении),
формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы),
формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят),
формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте),
в предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.
Запомните, где ученики могут сделать ошибку.
у безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков;
все возвратные глаголы являются непереходными;
лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл);
выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят);
иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).
3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).
В рамках школьного филологического образования, на уроках русского языка в VI классе (см.учебные комплексы М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой; В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой; М.М. Разумовской и П.А. Леканта), учащиеся осваивают систему видов и времен глагола, хотя общие представления о данных грамматических категориях формируются еще в начальной школе. На занятиях русского языка в VI классе учащимся предлагается, во-первых, выяснить различия между глаголами совершенного и несовершенного вида (значение глаголов совершенного вида – действие, достигшее своего предела, и глаголов несовершенного вида – действие без указания на его предел; эти значения свойственны всем глагольным формам); во-вторых, совершенствовать умения и навыки определять той или иной глагольной формы – по вопросу и значению законченности/незаконченности действия. Учитель с целью повышения грамотности школьников и расширения их кругозора может познакомить и с другими способами определения вида глагола, которые являются дополнительными (например, возможностью сочетания формы буду с инфинитивом того или иного глагола). И лишь в завершении разговора о категории вида глагола упоминается ее связь с другой глагольной категорией – категорией времени, поскольку глаголы совершенного и несовершенного вида имеют разное число временных форм (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени; кроме того, у глаголов совершенного вида форма будущего времени образуется только аналитическим способом, тогда как у глаголов несовершенного вида – синтетическим; ср.: напишу – буду писать).
Что касается категории времени, то также в рамках школьной программы для VI класса учащиеся знакомятся, во-первых, с общим значением категории времени и системой временных форм глагола (глагольная категория времени выражает отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета; настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи; будущее – последующее по отношению к моменту речи; прошедшее – предшествующее моменту речи); во-вторых, со способами и средствами образования временных форм русского глагола. В дальнейшем, при повторении ранее изученного материала в начале курса русского языка в VII-IX классах, школьники выполняют упражнения, нацеленные на актуализацию уже имеющихся знаний в области категории вида и времени глагола.
Как видим, в рамках школьного курса русского языка учащиеся получают базовые знания о таких категориях, как категории вида и времени, причем рассматриваются они по отдельности, не во взаимосвязи. Изучение видо-временных форм в системе будет способствовать расширению знаний учащихся о грамматических категориях глагола и глаголе как части речи в целом, повышению познавательного интереса к предмету.