Методика изучения орфографии. Орфограмма. Орфографический разбор, работа с орф.словарем
Методика орфографии - это раздел методики препода вания русского языка, в котором описывается процесс формиро вания у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в.
Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности , под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность - это уме ние пользоваться всеми действующими в настоящее время прави лами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность - это умение писать слова в соответст вии с изученными в школе орфографическими правилами, вклю чая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по оп ределенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографи ческую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание кото рых не регулируется правилами.
частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на осно ве этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь ников орфографии.
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепен ность и длительность работы по формированию у них относи тельной орфографической грамотности. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши пящих».
В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. В школе формируются следующие виды орфографических уме ний и навыков: - нахождение в словах орфограмм; - написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис ле слов с непроверяемыми написаниями; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок.
Принципы обучения орф.грамотности: 1. опора на связь изучени я орфографии с изучением грамматик и и фонетики. 2. опора на опознавательны е признак и орфограмм.
Словарно-орфографическая работа. Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее используются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, но имеющими те или иные трудности. Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфографические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обращение к ним. Слова берутся из проверенных учителем домашних упражнений, из контрольных диктантов, изложений и сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся при проверке домашнего задания, в обучающие упражнения, предлагаются в каче стве домашнего задания для запоминания их правописания. Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивани е правописани я трудны х сло в проис ходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представляемых в настенных таблицах, имеющихся на полях учебников. Словарно-орфографические диктанты -эффективное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Словники для них составляются учителем на ос нове затруднений конкретного классного коллектива учащихся, которые они испытывают в данное время при выполнении обу чающих упражнений, в процессе написания контрольных диктантов, изложений и сочинений. Словарно-орфографические диктанты являют ся обучающими.
В процессе изучения лексики в курсе средней школы, большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом