Виды разбора при изучении фонетики

1)Фонетический разбор и 2)Фонетико-графический разбор(только у Разумовской!!!)

Берёза-разбор.

1)[б’ иэ р’ о з ъ] ; [б’] – согл., зв., мягкий ; [иэ] – гл., безуд. …. 6 звуков.

2)[б’ иэ р’ о з ъ] ; + обозначен буквой Б ; + обозначен буквой Е….6 букв ( буквы Е и А обознач. безуд. редуц. Гласные).

Связана с орфоэпией, графикой и орфографией. Также с лексикой (омонимия, ударение)и синтаксисом (интонация).

Графика (от греч. — пишу) в лингвистике определяется как "совокупность средств определенной письменности". В русском языке основными средствами письменности являются буквы и знаки препинания. Пробелы между словами, отступы на строке, знак ударения, дефис и т.д. — это небуквенные графические средства.

Последовательность букв определяет алфавит. В современном русском алфавите 33 буквы, основное назначение которых — передавать на письме звуки. Однако некоторые буквы русской графической системы обозначают два звука (буквы парных по твердости (мягкости) звуков) или не обозначают звука вовсе (Ь и Ъ).

Графика изучает не только систему графических средств, но и их соотношение со звуками языка. Младшие школьники овладевают системой русской графики с первых уроков основного этапа периода обучения грамоте: учатся читать (восстанавливать звучащее слово по его графической модели — буквенной записи), писать (обозначать звуки буквами в соответствии с законами русской графики). В современных букварях порядок изучения букв определяется принципом частотности, что обеспечивает максимально быстрое расширение доступного детям материала для чтения и письма.

В курсе русского языка знания и умения школьников из области графики совершенствуются и систематизируются. Эти умения оказывают значительное влияние на успешность овладения младшими школьниками русской орфографией.

Смешение понятий "звук" и "буква" остается по-прежнему стойкой ошибкой учителей, а вслед за ними — и школьников. Необходимо учесть, что только звуки могут характеризоваться как согласные и гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные.

Законы (правила) русской графики сводятся к трем основным, без постижения которых невозможно овладение чтением. Первый закон русской графики связан с обозначением звуков буквами. Второй закон получил название слогового, или позиционного. Его сущность состоит в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения, т.е. позиции в слове. Для учащихся этот закон может быть сформулирован так: чтобы правильно прочитать букву согласного, надо посмотреть на следующую букву гласного. Если это буквы А, У, О, Ы, Э, то буква согласного обозначает твердый согласный звук и читается твердо. Если это буквы Я, Ю, Е, И, Е, то буква согласного читается мягко, так как обозначает мягкий согласный звук. Третий закон связан с правилами обозначения звука [й]. Этот звук может быть обозначен тремя способами, выбор способа зависит от места звука [й] в слове.

Изучение фонетических явлений неразрывно связано с такими разделами, как орфоэпия и орфография. Необходимо учитывать случаи, когда неразличение твердости и мягкости согласных приводит к орфографическим ошибкам. Так под влиянием белорусского языка неправильно произносятся, а, как следствие, неправильно пишутся слова с конечными губными согласными: голубь («голуб»), кровь («кров») и др. Чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется: упражнения в произнесении конечных губных мягких согласных: сначала отдельных слов с ними, потом групп слов, оканчивающихся на один и тот же мягкий губной (в, м, ф), затем пар слов с одним и тем же губным в его мягком и твердом вариантах ( п– п’, м– м’ и т.п.) анализ пар слов, разные конечные согласные которых различают слова разных частей речи: грабь (глагол) - граб (существительное), готов (прил.) - готовь (глагол) и др. Отсутствие мягкого знака (орфографическая ошибка) в конце слова искажает его смысл. Для большей убедительности следует провести сравнение таких пар слов, которые безошибочно различаются учащимися: мел - мель, дал - даль, жар – жарь. Есть и второй случай, когда неразличение твердых и мягких согласных приводит к орфографическим ошибкам: пью, бью, семью («ъ» вместо «ь»). Что касается орфоэпии, то типичными ошибками являются: произношение согласных (д ), (т ) как (дз), (ц); конечного (г) как (γ), неразличение (р) и (р’ ) (произношение «зацвердзелага р»), произнесение (ч’) как (ч ), произношение (ш’ ) как (ш) или (шч) и др. Избежать подобных ошибок помогут различного рода упражнения: зрительные словарно-орфографические диктанты, скороговорки, хоровое чтение и т.д. Особого внимания требует работа над ударением, т.к. произвольное перенесение ударения в слове ведет не только к орфоэпическим ошибкам, но часто и к ошибкам орфографическим. Работа над ударением в речи учащихся должна носить не эпизодический, а постоянный характер. Опираться при этом приходится на языковое чутье, на слуховую память учащихся. Могут быть проделаны и специальные упражнения по расстановке ударений

Наши рекомендации