Урок как основная форма обучения. Виды уроков

Урок является основной формой обучения одного и того же коллектива учащихся по определенной программе. При оптимальной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала - знаний и умений. Для этого урок должен быть целенаправленным.

Цели и содержание конкретного урока русского языка

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания. Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того, темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем уроков используются формулировки тех или иных умений. Тема урока определяет его специальные цели, дидактический же материал - упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны – определяет общепредметные цели урока.

Структурные элементы урока и их функции.Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительносамостоятельных видов совместной деятельности учителяи учащихся, которые составляют его особые структурныеэлементы: оргмомент, проверка домашнего задания, объяснениенового материала, формирование умений и навыков, подведениеитогов урока, задавание домашней работы. Каждый из них выполняетспецифические функции и имеет свое содержание.Время урока распределяется, между структурными элементамив соответствии с их функциями и содержанием. Практика веденияуроков русского языка определила следующие временные пропорции:на проверку домашнего задания достаточно отвести пятуючасть (9-10 мин), на объяснение нового материала – третьючасть (до 15 мин), на формирование умений и навыков – такжетретью часть (до 15 мин), на остальные структурные элементы -по 2-3 мин. Соблюдение этих временных пропорций, выработанных

практикой, обеспечивает четкий ритм в работе,' осознание и усвоение на уроке нового материала большинством учащихся.

Виды уроков русского языка.Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствиис этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.

Уроки сообщения нового материалапредназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа. Последний структурный элемент обычно не реализуется на уроках в конце недели перед выходным днем или перед праздничными днями.

Уроки формирования умений и навыковслужат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее 2 ч и если тема предлагает формирование умений. В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях. Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (его еще называют уроком закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденногопредназначены для воспроизведения и закрепления ранее удвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Уроки работы над ошибками учащихся.Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме - закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

- уроки работы над орфографическими ошибками;

- уроки работы над пунктуационными ошибками;

- уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

- контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

- контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

- контроль за овладением навыками связной речи.

Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений.Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы,требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различиитех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразнопроводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, напримерпосле ознакомления со всеми именами, после изученияместоимений (для сопоставления с именами), после изучения всехглагольных форм и т.п.Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящеевремя осуществляется попутно с проверкой орфографических

и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся.Проверка орфографической грамотности учащихсяосуществляется с помощью контрольных диктантов. В качествеконтрольных диктантов используются диктанты без изменения.Им не предшествует никакая подготовительная работа.Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельныепредложения. Текст диктанта сначала читается целиком,чтобы дети поняли его смысл, затем - по предложениям. В концеработы текст вновь читается целиком, чтобы дать возможностьдетям проверить написанное.Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые вданном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксическиеструктуры, которые требуют пунктуационного оформления всоответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихсяпредназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения. Для контрольных сочинений предлагаются темы в соответствии с возрастом и содержанием обучения детей (включая жанровые и стилевые особенности текстов, которые должны создать учащиеся). Уроков контрольных сочинений не должно быть более двух-трех в течение учебного года. На таких уроках учитель предлагает одну - три темы. Учащиеся составляют планы – простые или сложные - будущих текстов и рабочие материалы к ним, затем пишут первые (черновые) варианты текстов, редактируют (улучшают) написанное и переписывают его набело.

Комбинированные уроки- это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.

Наши рекомендации