Урок 115. Раздельное написание предлогов со словами

Цель: формировать умение раздельно писать предлоги с дру­гими словами в предложении.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске запись.)

Волки (на) кобыле. Львы (в) автомобиле. Зайчики (в) трамвайчике. Жаба (на) метле.

— Прочитайте. Из какого произведения эти строчки? (Из «Та-раканища».)

— Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуков­ский.)

— Как пишутся предлоги с другими словами?

— Сформулируйте тему урока. (Раздельное написание предлогов со словами.)

II. Чистописание

III. Работа по теме урока (Упр. 283.)

Прочитайте.

- Дома вы готовились к письму по памяти. А теперь закройте

учебники и запишите, выполнив задание. (Взаимопроверка.)

— Назовите предлоги. Как вы написали предлоги? (Отдельно от других слов.) Прочитайте правило на с. 39. Как пишутся предлоги?

(Упр. 285.)

■Прочитайте. Сколько предложений нужно составить? (Три.)

■Составьте первое предложение. (В марте из теплых стран возвращаются грачи.)

■Составьте второе предложение. (Они громко кричат на де­ревьях.)

• Составьте третье предложение. (Крик грача предвещает на­чало весны.)

— О ком этот текст?

— Что вы знаете о грачах?

(Предлагаем использовать школьный словарик «Птицы Рос­сии».)

Материал для учителя

Весной люди радостно сообщают друг другу: «Грачи прилетели!» Об этом даже в газетах пишут. И дело не только в том, что прилет гра­че И — верный признак наступившей весны. Грач — одна из самых по­лезных птиц: при массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их еще до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя — личинку жука-щелкуна.

Длина тела грача — около 45 см. Оперение черное с синим отливом. У взрослых грачей кожа у основания клюва голая. Грач распространен » центральной Европе и Азии. В нашей стране — к югу от Архангельска и Якутска.

Если будете весной в поле, посмотрите, как ходит грач по пашне. То и дело вытаскивает он клювом из распаханной земли насекомых.

Грач — птица прожорливая: много насекомых и их личинок надо ему съесть, чтобы насытиться. А когда появляются птенцы, «работать» приходится еще больше. Гнездятся грачи на высоких деревьях. Представьте себе, сколько вредителей уничтожит колония грачей в несколько сотен птиц!

— Что нужно помнить о предлогах, чтобы правильно их напи­сать? (Предлоги пишутся раздельно с другими словами в пред­ложении.)

Запишите текст.

IV.Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала (Упр. 286.)

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Какие орфограммы вам встретились? (Безударные гласные, парные согласные.)

— Объясните правописание этих слов. Подберите провероч­ные слова.

— Найдите в пословицах слова, которые нельзя проверить.

— Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памке. Урок 115. Раздельное написание предлогов со словами - student2.ru

— Выполните задание.

— Подберите еще две пословицы на эту же тему. Объясните их смысл. (Предлагаем использовать школьный словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

VI. Словарно-орфографическая работа

— Разгадайте кроссворд и узнаете, с каким словом мы сегодня познакомимся.

Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный! (Петух.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Невидимкой осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. (Мороз.)

4. Я землю копала — Ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и усТал. (Лопата.)

5. Палочка волшебная Есть у меня, друзья. Палочкою этой Могу построить я Башню, дом, и самолет,

И большущий пароход! (Карандаш.)

Льется речка — мы лежим,

Лед на речке — мы бежим. (Коньки.)

— Какое слово получилось в выделенном столбике? (Хорошо.)

— Найдите слово хорошо в орфографическом словаре. (Пред­лагаем использовать школьный орфографический слова­рик.)

Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните без­ударную гласную. Написание этого слова вы должны запомнить.

— Составьте предложение с этим словом.

VII. Итог урока

— Как пишутся предлоги?

Домашнее задание Упр. 282.

Наши рекомендации