Тема: анализ контрольного диктанта.
Зачет по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии.
Цели:
систематизировать знания по изученным в первом полугодии темам;
провести коррекцию знаний учащихся.
Ход урока.
I. Анализ ошибок диктанта
Даются общее представление о выполненной работе, количественный и качественный анализ допущенных ошибок. Учитель вместе с учащимися анализирует типичные и нетипичные ошибки, допущенные в контрольном диктанте.
II. Организация индивидуальной работы учащихся.
Необходимо дать учащимся время для самостоятельного подбора аналогичных примеров по данным орфограммам и пунктограммам (с использованием словарей, учебников, справок). Решение индивидуальных грамматических заданий. Выполнение самостоятельной работы, связанной с языковым разбором.
III. Зачет
Зачет можно провести в форме общественного смотра знаний но билетам, включающим наиболее важные вопросы из изученных в первом полугодии тем. Целесообразно предложить по два вопроса: теоретический и практический.
Примечание.
Общественный смотр знаний относится к нестандартным урокам. В связи с этим необходимо четко продумать виды работ, их оценку. Задания могут носить дифференцированный характер или быть однотипными для всех.
IV. Итог урока
Домашнее задание:
Работа над ошибками в диктанте.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ОРФОГРАФИЯ. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Цели:
повторить и обобщить сведения по употреблению прописных букв;
отработать навыки узнавания орфограммы «Прописная буква», условий ее выбора.
Ход урока.
I. Повторение орфограммы. Словарный диктант.
Пьедестал памятника Петру, архитектурный ансамбль Дворцовой площади, воплощение замысла Растрелли, здание в стиле барокко, Царскосельский лицей, по проекту Монферрана, Государственная Третьяковская галерея, станция метро Новослободская, санкт-петербургские мосты, черноморский берег, Сережины тетради, азовские волны, собор Василия Блаженного, Ломоносовские чтения, пушкинские стихи, знаменитая Ясная Поляна.
Учитель проверяет записанные словосочетания, объясняя употребление прописных букв. Обращается внимание учащихся, что прилагательные, образованные от имен собственных при помощи суффиксов -ов-(-ев-), -ин-, пишутся с большой (прописной) буквы, а прилагательные, образованные при помощи суффикса -ск-, — с маленькой. Исключения составляют прилагательные со значением имени кого-либо, памяти кого-либо (Нобелевская премия, Некрасовские чтения).
II. Работа по теме урока
Чтение § 31 и составление алгоритма применения орфографического правила. Выполнение упражнений 175 (устно) и 170 (письменно с последующей проверкой).
— Разберите слова по составу и впишите в таблицу.
Вооруженный второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, позолоченный, последовательность, приблизительный, разносторонний, рассказывают, подозрительный, расследование, зарубка, пересмотр, кошечка, книжник, поучение, небесполезный, наверху, приколотый, добавленный, молодой, молодость, запоминание.
Образец.
Приставка | Корень | Суффикс(ы) | Окончание |
Ис не-, -при- | -польз- -нужд- | -ов, -ани-, -ённ- | - е, - ый |
— Помогает ли знание морфемного состава переносить слова на письме? (Да, потому что мы переносим слова, ориентируясь не только на слоги, но и на морфемы.)
— Довольно часто в ученических работах встречаются ошибки, связанные с несоблюдением правил переноса слов. Что вы знаете о том, как можно и как нельзя переносить слова? (Переносить слова можно по слогам. Но, например, нельзя «отрывать» одну букву от приставки, корня или суффикса. Также нельзя оставлять на строке одну букву или переносить только согласные.)
В основе правил переноса лежит слоговой принцип, т. е. правильным считается перенос: по-то-лок, ка-ра-ван. Также следует учитывать морфемный состав слова: рас-кладывать, борщ-евой.
(Чтение § 32, заполнение таблицы и формулировка дополнительных условий переноса слов (беседа с классом).
Выполнение упражнения 176 и комментирование «по цепочке».)
III. Итог урока
Домашнее задание:
1. § 31, 32.
2. Вопросы на с. 112.
3. Упражнение 172.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: АНАЛИЗ ДИКТАНТА.
Цели:
проанализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте;
составить индивидуальный план коррекции грамотности на следующий учебный год.
Ход урока.
Учитель анализирует типичные ошибки, проводит словарную и пунктуационную работу «по следам» ошибок.
Далее учащиеся делают работу над собственными ошибками и составляют индивидуальный план коррекции грамотности на следующий учебный год (учитывая те ошибки, которые повторялись в 10 классе). Работу по составлению плана можно закончить дома.
Ночь в тайге
Ночь была такая тихая, что даже осины замерли, не трепетали своими постоянно дрожащими листьями, не касались ветками, не склонялись друг к другу. В сонном воздухе слышались какие-то неясные звуки, точно кто-то вздыхал, шептался, где-то капала вода, чуть слышно трещали кузнечики. По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. Красные отблески костра неровно ложились по земле, и за их границей ночная тьма казалась ещё чернее. Костёр догорал.
Я подложил дров в огонь и стал делать записи в дневнике. В это время обе собаки подняли головы и стали глухо ворчать, а потом вскочили. Я тоже поднялся со своего места, осмотрелся и хотя ничего не увидел, но зато услышал удаляющийся шорох. Напряжение возрастало. (По В. Арсенъеву.)
(112 слов. Корни с чередующимися гласными. Не с разными частями речи. Неопределенные местоимения и наречия. Однородные члены предложения. Сложные предложения.)
776. Природные сообщества
В чём же выражается культура природы? Прежде всего она живёт обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми. Сосны, например, имеют соседями определённые лишайники, мхи, грибы и т. д. Это помнит каждый грибник. Деревья тянутся к солнцу по-разному: иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, иногда раскидисто, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растёт сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая своё дело ольха. Я наблюдал этот многолетний процесс под Ленинградом в Токсове, где во время первой мировой войны были вырублены все сосны и сосновые леса сменились зарослями ольхи, которая затем прилелеяла под своими ветвями молоденькие сосенки. Теперь там снова сосны. (Д. Лихачёв.)
(119 слов.Приставки. Наречия. Сложные предложения.)
Чувство досады
Сорок четвёртый год так же, как и минувший, начался под грохот орудий в разгар нашего зимнего наступления. Но тогда война шла ещё в глубине России, в междуречье Волги и Дона, а теперь уже шагнула далеко на запад.
Удовлетворение сделанным соседствовало в сознании людей с предчувствием предстоящего. От всё растущей уверенности в нашем, теперь уже бесповоротном военном превосходстве над немцами всё чаще казалось, что приближающееся четвёртое лето войны будет последним. Во всяком случае, хотелось так думать...
Только испытав это чувство, можно понять всю меру досады и тревоги военного человека, вдруг в это самое время силою случайных обстоятельств вырванного из гущи войны и очутившегося сначала на операционном столе, а потом на больничной койке. Разбившись на «виллисе», Серпилин попал в госпиталь с переломом ключицы и лёгким сотрясением мозга и теперь третью неделю долечивался в подмосковном военном санатории в Архангельском. Выл уже конец мая, а впереди всё ещё оставалось целых десять дней до врачебной комиссии и возвращения в армию, если пустят. (По К. Симонову.)
(157 слов. Прописная буква. Непроизносимые согласные. Нн в прилагательных. Числительные. Частицы.)
Встреча
Про крымские дела Серпилин был достаточно наслышан, как и все люди, жившие войной. Освобождение Севастополя на пороге четвёртого лета войны казалось ему счастливым предзнаменованием на будущее. Он знал, что армия Батюка действовала там, в Крыму, на главных направлениях, но в первую минуту встречи запамятовал, что Батюк был не только награждён за эти бои Суворовым первой степени, но и получил первое за войну повышение в звании — генерал-полковника. Об этом неделю назад было напечатано во всех газетах.
«Поздравляю тебя вдвойне», — сказал он, пожимая руку Батюку. Батюк довольно улыбнулся: после успешных действий в Крыму он наконец-то обрёл на войне положение, которое считал для себя давно заслуженным.
То, что он командовал теперь гвардейской армией и имел орден Суворова первой степени и звание генерал-полковника, а Серпилин оставался генерал-лейтенантом, делало Батюка в его собственных глазах как бы вновь старшим по отношению к Серпилину, несмотря на их одинаковые должности командармов. (По К. Симонову.)
(143 слова. Прописная буква. Сложные слова. Обособленные члены.)