Междометия используются для выражения
1. эмоций (страх, радость, удивление, восторг, грусть, тревога и др.):
ах, боже мой, браво, вот это да, да ну, ну и ну, ай-ай-ай, фу, о, ой и др.
2. команды, приказа:
фас, тсс, алле оп, кыш, марш, тпру, стоп, ау, шабаш, цыц, чу и др.
3. знания речевого этикета (приветствие, прощание, пожелание, благодарность, просьба и др.):
здравствуй(те), до свидания, благодарю, спасибо, мое почтение, прости, пожалуйста и др.
Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Ура! Мы ломим, гнутся шведы {А. Пушкин).
2. Алло! Не разбираю имя я... А! Это ты! Привет, любимая! (Б. Маяковский).
3. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин).
4. «Брр... - сказал он. - Мороз, братцы...» (И. Крылов).
5. - Эй, борода! Как проехать к Плюшкину? (Я. Гоголь).
3. Устное выполнение упражнения 351 на различение междометий и звукоподражательных слов.
4. Ответы на вопросы (с. 229).
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1-§ 65. 2. Упражнение 354. 3. Подготовиться к контрольному диктанту.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ с грамматическим заданием по теме «Морфология, орфография»
Цель: определить уровень знаний учащихся.
Ход урока.
I. Подготовка к диктанту. Диктант.
Загадки природы.
Присмотрись к живым существам в природе и обнаружишь столько тайн, секретов, ключ к которым искать и искать! В последнее время становится ясно,что еж, например,изучен недостаточно. Нам, преследуемым аллергиями, страдающим даже от некоторых лекарств, в пору позавидовать ходячим колючкам. В действительности еж защищен мощнее, чем зримой своей оградой. Нетпока ответа на простой вопрос: что позволяет ежу безболезненно выдерживать, например, чудовищные дозы ядов? Гадюка укусит - пустяк. Расправится по-свойскисо змеей, и хоть бы что. Для кого множественные укусы пчел гибельны, ежу все на здоровье. Разпри опытах ежа ужалили одновременно пятьдесят две пчелы. Лошади бы смерть неминучая, а ежик по-прежнему бодри деловит.
И помни, пожалуйста:ежу совсем неплохо живется дома, в лесу, не стремится он к вам в городскую квартиру.
(124 слова)
II. Выполнение грамматического задания
— Выполните орфографический анализ наречий: одновременно, по-прежнему, неплохо, безболезненно, по-свойски.
- Выполните морфологический разбор одного наречия и слова категории состояния.
- Определите синтаксический статус выделенных слов (является ли членом предложения, если является, то каким).
III. Итог урока.
Домашнее задание:
Подготовиться к итоговому тестированию по теме «Морфология и орфография».
Итоговый тест по русскому языку. 10 класс. Ответы.
1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?
А) ы, я, ю.
Б) а,о,у,
В) ч, ж, х,
Г) ц, ф, э,
Д) я, ю, е, ё.
2. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:
А) молчание,
Б) сдержанный,
В) опасно,
Г) городской,
Д) давненько.
3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (притворно)скромный взгляд;
В) (прекрасно)душное настроение;
Г) (юго)восточный регион;
Д) (культурно)историческое наследие.
6. Как склоняется числительное 90?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.
8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) решать;
Б) побелеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.
9. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.
10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
А) Что это она все смеется?
Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.
В) Пусть бор бушует под дождем.
Г) Да здравствуют знания!
Д) Давайте завтра отправимся в парк.
11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
12. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор, и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:
А) Ты поступил (не)лепо.
Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.
В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.
Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.
Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.
14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…
Ответы.
д | а | б | д | в | г | в | б | в | а | г | б | а | д | в |
Приложение 1
Лист обратной связи
В начале урока
1. Мое настроение (оцени по шкале).
2. Мое самочувствие (оцени по шкале).
3. Мой уровень подготовки к сегодняшнему уроку (оцени по шкале).
В конце урока
1. Мое настроение (оцени по шкале).
2. Мое самочувствие (оцени по шкале).
3. Мой уровень подготовки по итогам сегодняшнего урока (оцени по шкале).
4. Сегодня на уроке у меня не получилось ______________________
___________________________________________________________
Почему?_________________________________________________
___________________________________________________________
5. Сегодня на уроке мне удалось добиться успеха в ______________
___________________________________________________________
Приложение 2
ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ,
подлежащий проверке на ЕГЭ по русскому языку
А агЕнт алфавИт аэропОрты, им. п. мн. ч. Б балОванный, прич. баловАть балУясь бАнты, им. п. мн. ч бОроду, вин. п. ед. ч. бралА бралАсь бухгАлтеров, род. п. мн. ч. В вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь вОвремя ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт Г гналА гналАсь граждАнство | Д давнИшний дефИс диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха Е еретИк Ж жалюзИ, ср.р.и мн.ч. ждалА жилОсь З завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА зАняло занятА | зАнятый заселЁн запертА зАтемно звалА звонИм звонИт звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло И избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать К каталОг квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы, кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий |
Приложение 3
Словарные диктанты