Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Чтение § 53. Составление таблицы.

Глагольные признаки   Признаки наречия   Собственные признаки  
     

Суффиксы деепричастий.

Ученики составляют таблицу 18.

Таблица 18

Суффиксы деепричастий  
Несовершенного вида Совершенного вида
-а- -в-  
-я- -вши-  
  -ши-  

Орфоэпическая минутка.

— Произносите правильно.

идЯ, клевещА, крОя, мОя, ненавИдя, отрЁкшись, отчАявшись, по­нЯв, принЯв.

Морфологический разбор деепричастия (с. 192-193).

V. Упражнения на закрепление изученного.

Выполнение упражнений 300, 302 письменно, 301 - устно. Упражнение на различение деепричастий и наречий (знаки препинания не стоят):

(1 )Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизг­нув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забро­сить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (б)Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)3а городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10 - обособляем одиночные дееприча­стия; 3, 5, 6, 8 - наречия не обособляются.)

Учащиеся записывают устойчивые сочетания (деепричастия, перешедшие в наречия):

Судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, по­путно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Работа с таблицей 19.

Таблица 19

Деепричастие Предлог
Не смотря назапись, сделанную и тетради,.... Не взирая на(устар.) = не смотря на Несмотря на непогоду,мы пошли в горы (вопреки непогоде). Невзирая на(устар.) = несмотря на

Задание: заменить глагол деепричастием, поставить знаки пре­пинания, деепричастный оборот выделить графически.

1. Возчик (отворотиться) от меня угрюмо сидел на облучке.

2. Море играет маленькими волнами (украшать) их багро­вой пены.

3. Офицер (соблазниться) хорошей погодой велел оседлать своего коня.

4. В небе неподвижно стоят ястребы (распластать) крылья.

5. Партизан (сидеть) на завалинке разбирает наган.

6. Джигит (оседлать) коня выехал из аула.

7. Пастухи (сгонять) животных в одно место громко щелкают кнутами.

8. (Читать) письма он вспомнил детство.

9. Подросток трусливо (вбирать) голову в плечи побежал к лошади.

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

1- § 53.

2. Упражнение 303.

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ.

Цель: повторить разряды наречий, степени сравнения и пра­вописание наречий.

Ход урока.

I. Опрос - повторение знаний о наречиях

- Вспомните морфологические признаки наречий.

- На какие разряды по значению делятся наречия?

- Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

II. Работа по теме:

Выполнение упражнения.

- Сколько наречий в предложении? Запишите предложение, найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните на­речия как члены предложения:

В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение § 54.

Выполнение морфологического разбора наречия из предло­жения.

Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий.

Тест.

1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к на­речию.

а) наречие — это служебная часть речи;

б) в предложении наречия бывают обстоятельствами, ска­зуемыми, определениями;

в) наречие — это самостоятельная часть речи;

г) наречия не изменяются;

д) наречие объясняет предмет;

е) наречие обозначает признак действия и признак при­знака.

2. Найдите и укажите наречия.

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определите группу наречий меры и степени.

а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;

б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло

в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.

4. Найдите словосочетание, в котором употреблено наречие цели.

а) оскорбили нарочно; в) работали дружно;

б) шли наугад; г) вернулись невзначай.

5. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Внезапно он понял.

а) причины; в) цели;

б) времени; г) образа действия.

Трижды он приходил к нему.

а) причины; в) меры и степени;

б) времени; г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины; в) меры и степени;

б) времени; г) образа действия.

6. Найдите ошибку в определении значения наречия.

а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины); г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий.

а) туда, где-то, нигде; в) там, оттуда, тогда;

б) всюду, издалека, везде; г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметьте отрицательные наречия.

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

4. Правописание наречий.

Учащиеся обращаются к материалу учебника (с. 198—202, § 55) и составляют конспект по теме «Слитное, дефисное и раздельное правописание наречий».

Наши рекомендации