Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий
Есть ли зависимые слова?
Да Нет
Есть ли приставка (кроме не)?
Да Нет
Образовано от глагола совершенного вида?
Да Нет
Оканчивается на -ованный (-еванный)!
Да Нет
НН Н
III. Закрепление материала
Словарная работа.
Задание: записать словосочетания под диктовку, графически обосновать выбор н, нн.
Бешеный порыв ветра, брошенное слово, домотканое полотно, испеченный хлеб, некованый конь, нагруженная повозка, прощеное воскресенье, путаный ответ, званные на ужин гости, свежемороженые продукты, топленное в горшке молоко, штопаное-перештопанное белье, незваные гости, свежезамороженная рыба, тяжелораненый боец, легко раненный воин.
Выполнение упражнений.
- Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.
Подлинный писатель-это человек всегда деятельный, совершенно лишенный той маститости, солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу (К. Паустовский).
- От данных глаголов образуйте страдательные причастия и отглагольные прилагательные.
Воспитать, организовать, сковать, изыскать, рассеять, сдержать, возвысить, согласовать, сосредоточить, путать, пугать, учить.
Выполните упражнение 298.
Ваше задание: выписать слова с орфограммами причастий, графически объяснить написания.
IV. Итог урока.
Домашнее задание
1. § 50—52.
2. Упражнение 297, ответить на вопросы на с. 191 (подготовиться к проверочной работе).
Сочинение-рассуждение
1. 1. Рассмотрите репродукцию картины, написанной В.Г.Перовым под впечатлением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (см.иллюст.).
2. Прочитайте снова заключительный абзац романа «Отцы и дети». Сопоставьте его содержание и картину Перова.
3.Как вы думаете, чем можно объяснить (аргументировать) «отступления» художника от текста романа?
4. Опишите картину. Предварительно наметьте основные микротемы. Например: 1) Уголок небольшого сельского кладбища. 2) Один из дней ещё не поздней осени. 3) Старики родители на могиле сына (их одежда; позы; чувства, думы).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМА ГЛАГОЛА.
Цели:
проверить качество знаний учащихся по теме «Причастие»;
повторить лексико-грамматические разряды деепричастий.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Фронтальная беседа по вопросам на с. 191 учебника.
II. Проверочная работа
Учитель напоминает учащимся, что страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -нн-от глаголов на -ать, -ять и суффикса -енн- от глаголов на -ить.
— Объясните написание причастий в следующих предложениях.
Я извинился, как мог, назвал себя и предложил ему птицу, застрел..иную в его владениях.
Из передней, закле..нной разными пестрыми картинками, завешанной клетками, вошли мы в небольшую комнату.
III. Диктант
Каждое утро отец Игнатий приходил в гостиную, окидывал одним взглядом пустую клетку и всю знакомую обстановку комнаты, садился в кресло, закрывал глаза и слушал, как молчит дом. Это было странное что-то...
В окно он видел залитую солнцем площадь, мощенную круглыми, ровными камнями, и напротив каменную стену длинного, без окон, сарая. На углу стоял извозчик, похожий на глиняное изваяние. И непонятно было, зачем он стоит здесь, когда по целым часам не показывалось ни одного прохожего.
(74 слова) (Л. Андреев)
Задание: графически обозначить орфограммы и пунктограм-мы; сделать морфологический разбор причастий.
IV. Работа по теме урока