Тема: имя прилагательное как часть речи. правописание прилагательных.
Цели:
повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного;
отработать умение производить морфологический разбор имени прилагательного;
повторить правило «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».
Ход урока.
I. Этимологическая разминка:
— Являются ли историческими родственниками пары слов?
Дохнуть - дышать, край - раскроить, лопать - лапоть, пять - пунш, прах - порох, перстень - перчатка, металл - метать, кров - крыша, рубль - рубить, риск - рис, утеха - тихий, улитка - улей.
Примечание.
При выполнении разминки желательно иметь этимологический словарь. Учащиеся анализируют слова, доказывают свою точку зрения. Затем идет проверка по словарю.
II. Проверочная работа.
Диктовка учителя с выделением условий выбора орфограмм.
Булочник, здоровьечко, имечко, рассказчик, меньшинство, толщина, человечище, соломинка, стрельбище, смазчик, шарманщик, меховщик, сватьюшка, семечко, чайничек, толкотня, ларчик, именьице, текстильщик, свояченица, жижица, учрежденьице, характерец, лужица, теснота, ширина, упаковщик, банщик, свежесть, новизна, студенчество, листочек, футлярчик, Сонечка, горюшко, человечишко.
Поставить слова в форму Р. п.
Дыня, пашня, купальня, жаровня, бойня, барышня, яблоня, дно, простыня, кочерга.
III. Работа по новой теме:
Повторение разрядов имен прилагательных по значению.
Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.
Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).
- Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
- Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?
— Могут ли имена прилагательные менять разрядное значение? От чего это зависит?
— Имена прилагательные какого разряда обозначают признак, способный проявляться в предмете в большей или в меньшей степени?
2. Чтение материала учебника(с. 137).
После прочтения — задание: образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных: красивый, счастливый, требовательный.
Учитель обращает внимание класса на ударение в словах (например: красивее).
Задание: записать предложения на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и пунктограммы и произвести морфологический разбор имени прилагательного (порядок разбора дан на с. 139).
И еще одна черта пленяет меня в ней: относясь ко всему житейскому с презрением, она не презирает людей. Помимо чемоданов и саквояжей, на перрон вынесли складной велосипед, гимнастические гири и связки с книгами на разных языках.
3. Чтение§ 38 и анализ данных таблицы на страницах142—143. Выполнение упражнения 226. Выписать из предложений словосочетания «существительное + прилагательное», выделить окончания прилагательных, указать падеж.
IV. Итог урока. Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение по теме «Имя прилагательное как часть речи».
2. Упражнение 220.
Текст для изложения.
УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться! (По книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».)
УРОК _________ Дата_____________________