IV. Работа над орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова»

Знакомство с орфограммой.

Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что прави­ла, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).

Выполнение упражнений.

— Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущен­ные согласные там, где это необходимо. В случае затрудне­ний обращайтесь к орфографическому словарю.

Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а, гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (вы­пускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)-исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ал(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, алл­игатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, ком(?)уникация, дис­куссия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)ор, жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парал(?)ель, кор(?)идор, трол(?)ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, диф(?)еренциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.

(Выполнение упражнения 131.)

V. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Упражнения 139 и 140 (с. 90).

2. §27-30 (с. 93-104).

3. Повторить принципы русской орфографии (§ 18 на с. 62).

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ. Ъ, И ИЛИ Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК.

ЦЕЛИ:

ž отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения;

ž установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

— Какие принципы русской орфографии вы знаете?

— Охарактеризуйте морфологический принцип русской ор­фографии.

— Охарактеризуйте фонетический принцип русской орфо­графии.

— В чем состоит традиционный принцип русской орфографии?

— Как вы понимаете суть дифференцирующего принципа русской орфографии?

II. Работа по теме «Гласные и согласные в приставках»

Слово учителя.

- Правила, которые сегодня мы будем повторять, легко запом­нить, если знать, какому принципу орфографии отвечает каждое из них. Повторяя эти правила дома, вы, наверное, заметили, что одни из них основаны на единообразном написании приставки, другие — на принципе «пишется, как слышится», а третьи явно раз­личают значения похожих по звучанию, но разных по значению слов.

- Давайте попробуем правильно распределить приставки, пра­вописание которых вы должны помнить, по принципам русской орфографии и посмотрим, так ли эти правила трудны, если их упорядочить (таблица 8).

Правописание гласных и согласных в приставках

Принцип
Морфологиче­ский Фонетический Традиционный Дифференцирую­щий
над-, об-, от-, под-, перед-, в-, с-; за-, до-, на-, пере-, по- раз-, роз-; рас-, рос-; воз-, вое-; вз-, вс-; из-, ис-; без-, бес-; чрез-, чрес-; через-, черес-; низ-, нис-   пра-, про-; пре-, при-

Итак, на самом деле все не так и сложно. Приставки, оканчи­вающиеся на согласные (кроме з и с), подчиняются морфологи­ческому принципу, т. е. согласные и гласные в таких приставках не меняются на письме независимо от произношения. Приставки, оканчивающиеся на з/с, подчиняются фонетическому принципу: пишем их так, как слышим. То же самое относится и к гласным а/о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. А вот правописание приста­вок пра-, про-, а также пре- и при- зависит от значения, которые они привносят в слово.

— Приведите пример слова с приставкой пра-. Какое значение несет эта приставка? (Указывает на давность, древность лиц, эпох, явлений. Например, прабабушка.)

— Как различаются по значению приставки пре- и при-? (При-обозначает присоединение, приближение, неполное действие или действие, завершенное до конца, а пре-либо близка по зна­чению к пере-, либо обозначает высшую степень проявления чего-либо.)

Выполнение упражнений.

Упражнение 146 (с. 94) может выполняться либо в полном, либо в сокращенном варианте (в последнем случае в тетрадях за­писываются не предложения, а лишь слова с приставками).

Упражнение 151 (с. 96) выполняется под диктовку учителя.

III. Работа по теме «И и Ыпосле приставок».

Слово учителя.

Мы с вами рассмотрели правила правописания приставок. А теперь вспомним, как ведут себя гласные и и ы после приставок.

— Какому правилу подчиняется правописание гласных и и ы после приставок: какая гласная пишется после приставки, оканчивающейся на гласную, а какая — после приставки, оканчивающейся на согласную? После каких приставок вопреки правилу пишется И?

- Каким принципам орфографии подчиняется правило? (В ос­новном фонетическому: ипосле приставок на гласную, ыпосле приставок на согласную мы пишем потому, что так слышит­ся. После приставок меж- и сверх- ипишется по традиции.)

- Почему правило не распространяется на сложносокращен­ные слова, первая часть которых оканчивается на соглас­ную? (Потому что первая часть таких слов является не при­ставкой, а основой.)

Выполнение упражнения 157.

Наши рекомендации