IV. Работа над орфограммой «Удвоенные согласные в корне слова»
Знакомство с орфограммой.
Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что правила, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).
Выполнение упражнений.
— Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущенные согласные там, где это необходимо. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.
Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а, гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (выпускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)-исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ал(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, аллигатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, ком(?)уникация, дискуссия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)ор, жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парал(?)ель, кор(?)идор, трол(?)ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, диф(?)еренциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.
(Выполнение упражнения 131.)
V. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Упражнения 139 и 140 (с. 90).
2. §27-30 (с. 93-104).
3. Повторить принципы русской орфографии (§ 18 на с. 62).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ. Ъ, И ИЛИ Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК.
ЦЕЛИ:
отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора и графического обозначения;
установить принципы орфографии, которым подчиняются изучаемые на уроке правила.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
— Какие принципы русской орфографии вы знаете?
— Охарактеризуйте морфологический принцип русской орфографии.
— Охарактеризуйте фонетический принцип русской орфографии.
— В чем состоит традиционный принцип русской орфографии?
— Как вы понимаете суть дифференцирующего принципа русской орфографии?
II. Работа по теме «Гласные и согласные в приставках»
Слово учителя.
- Правила, которые сегодня мы будем повторять, легко запомнить, если знать, какому принципу орфографии отвечает каждое из них. Повторяя эти правила дома, вы, наверное, заметили, что одни из них основаны на единообразном написании приставки, другие — на принципе «пишется, как слышится», а третьи явно различают значения похожих по звучанию, но разных по значению слов.
- Давайте попробуем правильно распределить приставки, правописание которых вы должны помнить, по принципам русской орфографии и посмотрим, так ли эти правила трудны, если их упорядочить (таблица 8).
Правописание гласных и согласных в приставках
Принцип | |||
Морфологический | Фонетический | Традиционный | Дифференцирующий |
над-, об-, от-, под-, перед-, в-, с-; за-, до-, на-, пере-, по- | раз-, роз-; рас-, рос-; воз-, вое-; вз-, вс-; из-, ис-; без-, бес-; чрез-, чрес-; через-, черес-; низ-, нис- | пра-, про-; пре-, при- |
Итак, на самом деле все не так и сложно. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с), подчиняются морфологическому принципу, т. е. согласные и гласные в таких приставках не меняются на письме независимо от произношения. Приставки, оканчивающиеся на з/с, подчиняются фонетическому принципу: пишем их так, как слышим. То же самое относится и к гласным а/о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. А вот правописание приставок пра-, про-, а также пре- и при- зависит от значения, которые они привносят в слово.
— Приведите пример слова с приставкой пра-. Какое значение несет эта приставка? (Указывает на давность, древность лиц, эпох, явлений. Например, прабабушка.)
— Как различаются по значению приставки пре- и при-? (При-обозначает присоединение, приближение, неполное действие или действие, завершенное до конца, а пре-либо близка по значению к пере-, либо обозначает высшую степень проявления чего-либо.)
Выполнение упражнений.
Упражнение 146 (с. 94) может выполняться либо в полном, либо в сокращенном варианте (в последнем случае в тетрадях записываются не предложения, а лишь слова с приставками).
Упражнение 151 (с. 96) выполняется под диктовку учителя.
III. Работа по теме «И и Ыпосле приставок».
Слово учителя.
Мы с вами рассмотрели правила правописания приставок. А теперь вспомним, как ведут себя гласные и и ы после приставок.
— Какому правилу подчиняется правописание гласных и и ы после приставок: какая гласная пишется после приставки, оканчивающейся на гласную, а какая — после приставки, оканчивающейся на согласную? После каких приставок вопреки правилу пишется И?
- Каким принципам орфографии подчиняется правило? (В основном фонетическому: ипосле приставок на гласную, ыпосле приставок на согласную мы пишем потому, что так слышится. После приставок меж- и сверх- ипишется по традиции.)
- Почему правило не распространяется на сложносокращенные слова, первая часть которых оканчивается на согласную? (Потому что первая часть таких слов является не приставкой, а основой.)
Выполнение упражнения 157.