Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ, НЕПРОИЗНОСИМЫХ И ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ.

Цели:

ž обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы;

ž закрепить навыки графического обозначения орфограммы, умение работать с ор­фографическим словарем.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит распределительный диктант (можно двух человек вызвать к доске). В первый столбик записываются слова с правописанием о после шипящих, во второй — е и ё.

Пшенка, бечевка, холодцом, танцевать, бойцом, зачет, трещот­ка, чопорный, шел, глянцевый, крыжовник, черный, ожог (третьей степени), ранцем, обжора, ситцевый, грушовка, тушенка, шерстка, шорох, щетка, шов, леденцом, шок, поджег (сарай).

Проверка диктанта — устно или с помощью записи на доске. Повторение правил правописания о, ё после шипящих.

II. Работа над орфограммой «Сомнительные согласные».

Слово учителя.

— Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правопи­санием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Со­мнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.) Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях со­гласные в корне произносятся четко, а в каких — нет.

(Чтение § 24, с. 83.)

(Делается вывод о том, что согласные, как и гласные, могут находиться в сильной и слабой позициях по глухости/звонкости. В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например: вода. В слабых позициях согласный ста­новится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор со­гласного звука зависит от его положения (сильная или слабая по­зиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.

По тексту параграфа составляется таблица «Сомнительные согласные».)

Таблица 7 «Сомнительные согласные».

Сильная позиция по глухости/звонкости Примеры Слабая позиция по глухости/звонкости Примеры
Перед гласным звуком Стол На конце слова Дуб[п]
Перед сонорными согласными л, м, н, р ступня Перед шумным звонким согласным (происходит озвончение) Косьба [з'б]
        Перед шумным глухим согласным (происходит оглушение) Ковш [фш]

- Как же правильно установить, какой согласный нужно писать? (Подобрать проверочное слово, в котором согласный звук стоял бы в сильной позиции: перед гласным звуком или сонорными л,м,н,р.)

(Учитель обращает внимание, что в ряде случаев это общее правило не работает. Это касается слов типа абстракция или транскрипция. По правилу нужно было бы проверять их словами абстрагировать и транскрибировать, однако в существительных тракция и транскрипция пишется глухой согласный.)

Закрепление изученного.

Упражнение 123 выполняется на доске. При выполнении упражнения 124 нужно обязательно указы­вать морфему, в которой обнаружена сомнительная согласная. Дело в том, что сомнительные согласные в словах из упражне­ния сосредоточены не только в корнях (брош-ка, ковриж-ка), но и в приставках (пред-чувствие, под-толкнуть). Важно понимать, то ее можно проверить. В случае, если сомнительная согласная находится в корне, проверять нужно путем подбора однокоренного слова, если же в приставке, то проверять можно словом с той же приставкой (это необязательно может быть однокоренное слово). Например, орфограмму в слове под-толкнуть можно проверить словом подо-ждать. Такая проверка не распространена в школь­ной практике, но суть ее остается той же, что и при проверке со­мнительной согласной в корне: нужно поставить сомнительную согласную в сильную позицию.

III. Работа над орфограммой «Непроизносимые согласные».

Знакомство с орфограммой.

Чтение § 25 (с. 84). Учащиеся выделяют два блока. Первый — это непроизносимая согласная в корне слова, которую можно про­верить, подобрав слова, где согласный стоял бы перед гласной и, следовательно, слышался бы четко. Второй — непроизносимые согласные в сочетаниях сч, зч, жч и подобных, где непроизно­симый согласный появляется на стыке двух морфем: приставки и корня, корня и суффикса.

Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют задание:нужно определить, есть ли не­произносимая согласная в слове, подобрать проверочное слово.

Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, закулис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрестный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, диле­тан(?)ский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.

Дополнить содержание параграфа необходимо тем, что пра­вописание непроизносимых согласных в ряде случаев зависит от лексического значения слова.

Учащиеся выполняют задание:нужно определить, есть ли не­произносимая согласная в корне; различаются ли слова в парах по своему лексическому значению; составить по одному словосо­четанию (или предложению) с каждым словом и подобрать про­верочные слова, исходя из лексического значения анализируемых слов.

Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный - косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать, чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - впе­ремешку.

— Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? (Паронимы.)

Наши рекомендации