Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.
Учитель должен акцентировать внимание учащихся на том, что безударную гласную в корне слова, как правило, нельзя проверять формами глагола несовершенного вида на-ыва(ть)/-ива(ть), потому что в них обычно происходят чередования в корнях, например: просочиться — просачиваться (о/а). Если безударную гласную в слове просочиться мы проверим глаголом просачиваться, то допустим грубую ошибку.
Задание: выбрать проверочное слово для слова с орфограммой.
Оп..здание (опаздывать или поздно), выраб..тка (вырабатывать или работник), выкр..йка (выкраивать или раскройщик), стр..итель (стройка или отстраивать), настр..ение (настраивать, настрой).
Работа с правилом: корни с чередующимися гласными.
Корней, в которых чередуются гласные, довольно много. Самое трудное во всех правилах на чередующиеся гласные в корне слова — правильно сориентироваться в условиях выбора орфограммы. Сделать это непросто: правописание одних гласных зависит от ударения, правописание других — от суффикса после корня, третьих — от значения корня. Но если обобщить все эти многочисленные правила, то окажется, что все не так и сложно: правила правописания чередующихся гласных в корнях можно свести всего к четырем.
(На основе всех правил учитель вместе с учениками составляет таблицу «Корни с чередующимися гласными». Материал закрепляется с помощью упражнений.)
Примечание.
Ход урока на этом этапе можно варьировать. Учитьс учащимися может составить не одну, а четыре таблицы на тему с радующиеся гласные в корне». Обобщив знания о первом блоке правил (чередование гласной зависит от ударения), учащиеся могут выполнить первый блок упражнений, рассмотрев второй блок правил - второй блок упражнений и т. д. Если же учащиеся хорошо шлют материал и прекрасно в нем ориентируются, то часть урока можно посвятить составлению целой таблицы, а оставшуюся часть— скреплению всех повторенных и обобщенных орфограмм.
Виды заданий по всем четырем блокам темы «Чередующиеся гласные в корне»:
1) выбор гласной зависит от ударения - упражнения 101, 102 (с. 70-71);
2) выбор гласной зависит от суффикса — упражнения 98, 99, 100 (с. 68-70);
3) выбор гласной зависит от конечной согласной корня — упражнение 103 (с. 71—72);
4) выбор гласной зависит от значения корня — упражнения 104, 105 (с. 73).
Примечание.
Объем этих упражнений довольно велик, поэтому учитель может дать их на выбор, в зависимости от количества оставшегося времени.
III. Итог урока
Резюме урока. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание
1. Установить, какому принципу орфографии подчиняется каждое из рассмотренных на уроке правил.
2. Упражнение 107 (с. 74).
3. §21,22.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Цели:
обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания);
отрабатывать навыки «узнавания» орфограммы, условий ее выбора, графического обозначения;
учить учащихся видеть нюансы лексического значения слова.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Орфограммы из домашнего упражнения объясняются учащимися по цепочке или по выбору учителя. Одновременно несколько человек работают с карточками. Общее задание к каждой карточке состоит в следующем. Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора орфограммы (к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы).
Карточка 1
Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить уравнение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, глубокое впеч..тление, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.
Карточка 2
Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко угов..рить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.
Карточка 3
Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..хать сухари в мол..ко, ст..н..виться взрослым, нач..нающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.
Карточка 4
Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.
II. Работа по теме урока
Введение в проблему.
Учащимся раздаются листы с упражнением.
1.а) Расч..ска с редкими зубьями, ч..рствый хлеб, тонкая беч..вка, ж..сткий характер, частая реш..тка, звонкая пощ..чина, ш..лковистая ш..рстка, ч..рный цвет, ж..лчный человек, ж..луди на земле, ч..порная дама, зач..т по географии, спелый крыж..вник, тихий ш..рох;
б) горький ш..колад, играть на бандж.., недавно проложенное ш..ссе, искусный ж..нглер.
2.а) Старый сундуч..к, старая одеж..нка, озорной мальч..нка;
б) камыш..вый кот, холщ..вый мешок, плюш..вый мишка, моч..ные яблоки, испеч..нный пирог;
в) в комнате было свеж.., говорить общ.., проверить ещ.. раз.
3.а) Ковш..м, гараж..м, товарищ..м, плеч..м, сторож..м, левш..й, ловкач..м, шалаш..м;
б) стриж..т, печ..шь, береж..т;
в) рыж..го, колюч..го, горюч..го, лучш..го, чуж..го.
Для начала учитель предлагает ученикам просмотреть текст упражнения и определить, почему его материал разделен на три группы (а внутри групп еще на несколько частей). Делается вывод о том, что орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих, сосредоточены в корнях, суффиксах, а также окончаниях слов разных частей речи.
Далее учащиеся определяют правило, которому подчиняется каждая группа слов в упражнении, и выполняют упражнение.
Материал упражнения дает возможность обобщить материал по теме. Для закрепления знаний учитель может предложить учащимся самостоятельно разработать таблицу, в которой в систематизированном виде будут представлены все правила правописания гласных после шипящих и в морфемах слов разных частей речи.
Таблица 6 «Буквы о, е, ё после шипящих».
Примечание.
Для ускорения работы учитель может предложить ученикам распечатанную шапку таблицы, в которую ученики впишут правила.
Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворение «Арбатский дворик» Б. Окуджавы. Определяется главная мысль стихотворения.
Во время второго прочтения ученики записывают в тетрадях невесь текст, а только слова, которые содержат в себе изучаемую науроке орфограмму. Учащиеся должны графически обозначить условия выбора орфограммы: поставить, где это необходимо, ударение, выделить морфему, в которой обнаружена орфограмма.
Арбатский дворик
...Агоды проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
И я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
Для дальних дорог не прошу,
Но маленький дворик арбатский
С собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
Лежит в уголке небольшой
Не слывший, как я, безупречным
Тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще? Ничего.
Я руки озябшие грею
О теплые камни его.
Учащиеся должны выписать следующие слова: вещ-ев-ом (прил.), небольш-ой (прил.), душ-ой (сущ.), ещё (нареч., искл.).
III. Итог урока.
УРОК _________ Дата_____________________