Система морфем русского языка. Морфемный анализ слова.
Цели:
повторить и обобщить знания о морфемах русского языка;
отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове;
изучать стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы.
Ход урока.
I. Закрепление изученного в разделе ранее.
Словарный диктант.
Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авторитет, агрегат, адвокат, аккомпанемент, аккумулятор, аллегория, амфитеатр, аналогия, анонимный, аплодисменты, аромат, атмосфера, аудиенция, багаж, бинокль, бойкот, бокал, бутерброд, вакуум, вакцина, вентилятор, вестибюль, ветеран, винегрет, виртуоз, вокал.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя. Общие черты и различия морфемы и слова.
Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от «дирижировать»; «режиссёр» от «режиссировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание -о обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).
Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предложения.
Система морфем русского языка.
Ученики перечисляют известные им типы морфем, которые последовательно отражаются в схеме. Примечание.
1. Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например, окончание — флексия, приставка — префикс. По желанию учитель может использовать любой из вариантов названий.
2. Учитель должен четко противопоставить корни остальным морфемам (аффиксам), поскольку у них разные функции. В корнях заключается основное значение родственных слов, а аффиксы конкретизируют его.
3. Традиционно в школе не используется термин «постфикс», однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суффиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся, однако в науке постфиксами считаются и -то, -либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.
4. По желанию учитель может использовать термин «интерфикс» вместо термина «соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежуточное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).
Схема 4
Морфемы русского языка
Морфемы
Корни Аффиксы
Аффиксы основы Окончание (флексия)
(приставка, суффикс, постфикс, интерфикс)
3. Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.
Примечание.
При указании на формообразующие аффиксы необходимо уточнить, что по окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:
1) в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во-вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность;
2) у глагола в прошедшем времени — суффикс -л: бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;
3) у причастий и деепричастий как особых формглагола — суффиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ;-а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;
4) при образовании степеней имен прилагательных: сравнительная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше (-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;
5) в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формообразующем постфиксе, при образовании возвратного глагола - о словообразующем. Можно предложить учащимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими. В первом случае имеем дело с возвратным глаголом (действие возвращается на его производителя: старушка самаподнимает себя),следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднимает, а его поднимают рабочие),следовательно, постфикс -ся формообразующий.
— Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)
— В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.
Выполнение упражнений.
1. С упражнением 58 (с. 46) можно работать у доски или по цепочке.
Если выбран первый вид работы, то у доски работают двое учеников: один выписывает слова со словообразующими аффиксами, а другой - с формообразующими. Если же выбран второй вариант работы, то один из учащихся работает с одним словом, определяя его место в таблице (смотрите текст упражнения) и аргументируя свой выбор. Кроме того, желательно выделять основу в каждом слове. Это важно, поскольку формообразующие суффиксы в основу не входят. В последующем это поможет правильно проводить морфемно-словообразовательный анализ слова такого, например, типа: пришел«- прийти *- идти.
2. Упражнение 60 (с. 46) выполняется на доске и в тетрадях.
Примечание.
Упражнение это важно, поскольку позволяет разграничить важные понятия: материально выраженное окончание, нулевое (невыраженное материально в данной форме слова) окончание, отсутствие окончания. К сожалению, учащиеся часто отождествляют «нулевое окончание» и «нет окончания». Поэтому необходимо объяснить: отсутствие окончания характерно для неизменяемых слов (или слов неизменяемых частей речи), а нулевое окончание показывает лишь материальную невыраженность его в данной грамматической форме слова. Стоит изменить это слово, как окончание тут же появляется, например:
И. п. стол;
Р. п. стола;
Д. п. столу и т. д.
3. Выполнение упражнения 64 (с. 49) самостоятельно.
Морфемный разбор слова.
Работа со схемой и образцом морфемного разбора.
Упражнение 66 (с. 49) учащиеся начинают выполнять в классе.
III. Итог урока
Домашнее задание:
1. Закончить упражнение 66 (с. 49). Выполнить письменно упражнения 61 (с. 46) и 62 (с. 46-47).
2. Используя материалы упражнений, ответить на вопросы 5 и 6 (с. 47).
3. Повторите основные способы словообразования (§ 16).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Цели:
обобщение знаний о способах словообразования (морфологических и неморфологических);
распознавание и различение словообразования и формообразования;
морфемный и словообразовательный анализ слова.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Одновременно с проверкой письменного домашнего задания проводится работа по карточкам с несколькими учениками.
Общие задания к карточкам: словообразование или формообразование иллюстрирует каждая из приведенных ниже пар слов? В каждом слове выделите основу (не забудьте, что формообразующие аффиксы в основу не входят).
Карточка 1
Иду - идет, писать - писал, окно - подоконник, красивый - красивее, бежать - бег.
Карточка 2
Красивый - красивейший, искра - искорка, живу - живешь, ходить - ходьба, писать - пишущий.
Карточка 3
Умывать - умываться, уверенно - увереннее, снег - снеговик, учить - учишься, подметать - подмети.
Карточка 4
Близко - ближе, давай - давайте, радость - радостный, сделав -сделать, летать - лететь.
Карточка 5
Утро - утром, любить - любовь, телефон - телефонный, переходить - переход, законспектировал - конспектировать.
Примечание.
В четвертой карточке находим видовую пару глаголов, что соответствует словообразовательному значению аффиксов. В пятой карточке встречаем образование наречия (утром) от формы творительного падежа имени существительного.
II. Работа по теме урока
Фронтальный опрос.
— Что изучает словообразование?
— Как связаны между собой морфемика и словообразование? В чем состоит их различие?
— На какие группы делятся способы словообразования?
— Назовите морфологические способы словообразования.
— Какие неморфологические способы словообразования вам известны?
Составление таблицы.
Можно предложить учащимся заполнить таблицу 4: дать способы словообразования, виды и примеры. Анализируя эти три колонки, учащиеся должны определить путь словообразования и изменение части речи. Подобная работа может проводиться коллективно, в малых группах или парах.
Таблица 4
Способы словообразования, виды, путь и изменение части речи
Способ словообразования | Виды | Путь словообразования | Изменение части речи | Примеры |
Морфологические способы | ||||
Аффиксация | Приставочный | Приставка присоединяется к производящему слову, при этом производящее слово не изменяется | Производное слово относится к той же части речи, что и производящее | Лететь — прилететь. Бабушка — пра-бабушка. Веселый — раз-веселый. Что — кое-что. Весело — невесело. |
Суффиксаль-ный | К основе производящего слова присоединяется суффикс | Чаще слова относятся к другой части речи. Основной способ образования имен существительных, прилагательных, наречий | Сил-а — сил- щ-а. Берез-а — берез-ов-ый. Заготови-ть — заготов-к-а. Весел-ый в-есел-о. Внук - внуч- ок | |
Приставочно-суффиксаль-ный | Одновременное при- соединение к основе производного слова приставки и суф- фикса | Часто образуются суще- ствительные, глаголы с постфиксом -ся, наречия | Ехать — разъ- ехать-ся. Закон — у-закон-и-ть. Свеча — под- свеч-ник. Деловой — по-делов-ому | |
Безаф- фиксный | От производящего слова отбрасывается оконча- ние, либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс | Чаще образуются слова другой части речи | Зеленый - зелень. Синий — синь. Ходить - ход. Отлететь —отлет. Повторить —повтор | |
Сложение основ и слов | Сложение целых слов | Соединение в одном слове двух слов. Результат — сложные слова | Часть речи не изменяется | Диван + кровать — диван- кровать Летчик + испытатель — летчик-испытатель |
Сложение основы слов без соеди- нительной гласной | ||||
Сложение основы слова с соедини- тельной глас- ной | Чаще всего образуются имена существительные | Спортивная площадка - спортплощадка. Летать к звездам — звездолет | ||
Сложение основы слова с целым словом | Чаще всего образуются имена существительные | Снег + падать — снегопад. Земля + копать — землекоп | ||
Сложение основы с одновременным присоединением суффикса | Образуются существительные, прилагательные | Железо + бетон — железобетон. Жилищный + бытовой — жилищно-бытовой | ||
Образуются существительные, прилагательные | Три этажа — трехэтажный. Земля + делать — земледелие | |||
Аббревиация | Сложение слогов или частей слов | Образуются имена существительные | Специальный корреспондент — спецкор | |
Сложение названий начальных букв | Московский государственный университет — МГУ | |||
Сложение начальных звуков | Высшее учебное заведение — вуз | |||
Смешанный способ | Главный комитет — главк | |||
Неморфологические способы | ||||
Слияние слов | Чаще всего образуются имена прилагательные | Вечно зеленый — вечнозеленый. Трудно + доступный — труднодоступный. Перекатить поле — перекати-поле | ||
Переход слов из одной части речи в другую | Слово приобретает иное категориальное значение, теряет ряд грамматических призна- ков | Изменение части речи производящего слова | Больной человек — больной лежал на кровати. Присутствующие люди — все присутствующие встали | |
Распадение слова на омонимы | Слово приобретает новое Лексическое значение | Часть речи не изменяется | Долг — обязанность. Долг— задолженность | |
Примечание.
Распадение слов на омонимы отличается от всех остальных тем, что образование омонимов — длительный исторический процесс.
Выполнение упражнений.
Выполняются упражнения 69 (с. 52), 71 (с. 52), 76 (с. 55).
4. Словообразовательный разбор слова.
Работа со схемой и образцом словообразовательного разбора.
(Можно предложить учащимся следующий алгоритм определения словообразовательной структуры слова.)
1. Выделите морфемы.
2. Если основа нечленимая, то либо произошел переход из одной части речи в другую, либо слово непроизводное.
3. Если основа членимая, то отбрасываем по одному аффиксу и смотрим, есть ли такое слово. Запомните! Для образования новых слов всегда используется минимум словообразовательных средств: сокруши-тельн-ый от сокрушить, а не от крушить.
4. При определении способа словообразования лучше использовать прямое толкование слов: горож-анин — житель города, стол-ик — маленький стол.
5. В парах глагол — существительное, прилагательное — существительное производящим является слово, значение которого совпадает с частеречным значением: призыв от призывать (а не наоборот), синь от синий.
III. Итог урока
Резюме урока, оценка работы учащихся. Можно начать выполнение упражнения 77 (с. 55).
Домашнее задание
Закончить упражнение 77 (с. 55).
УРОК _________ Дата_____________________