Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (1 курс)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ
Понятийно – терминологический аппарат
§ 1. Возникновение языкознания
§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
Выводы
Основная и дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
МОДУЛЬ 1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА
Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Понятийно – терминологический аппарат
§ 4. Критика биологической концепции языка
§ 5. Язык как общественное явление
§ 6. Функции языка
§ 7. Язык и мышление
§ 8. Язык и речь
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА
Понятийно – терминологический аппарат
§ 9. Знаковая природа языка
§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы
§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц
Выводы
Основная и дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
МОДУЛЬ 2. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА
Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Понятийно – терминологический аппарат
§12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение
§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию
§14. Основные различия между гласными и согласными звуками
§15. Артикуляционная классификация согласных
§16. Артикуляционная классификация гласных
§17. Фонетическая транскрипция
§18. Фонетические процессы (явления)
§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы
§20. Правила выделения фонем
§21. Фонетическая транскрипция
§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика)
§23. Слог и слогоделение
§24. Речевой такт и ударение
§25. Фраза и интонация
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Понятийно – терминологический аппарат
§26. Лексикология, ее предмет и разделы
§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения
§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы
§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты
§30. Лексическое значение и понятие
§31. Внутренняя форма слова
§32. Этимология. Народная этимология
§33. Проблема системности в лексике
§34. Синонимы
§35. Антонимы
§36. Полисемия
§37. Омонимы
§38. Фразеология
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Понятийно – терминологический аппарат
§39. Вводные замечания
§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
§43. Способы словообразования
§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 7. ГРАММАТИКА
Понятийно – терминологический аппарат
§45. Грамматический строй языка, его единицы
§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
§47. Грамматическая категория
§48. Части речи и члены предложения
§49. Словосочетание и предложение
Выводы
Основная и дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
МОДУЛЬ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ
Понятийно – терминологический аппарат
§50. Теории происхождения языка
§51. Процессы дивергенции и конвергенции
§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Понятийно – терминологический аппарат
§54. Понятие структурного сходства
§55. Морфологическая классификация языков
§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие)
§57. Агглютинативные языки
§58. Флективные языки
§59. Полисинтетические языки
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Понятийно – терминологический аппарат
§60. Понятие языкового родства
§61. Сущность сравнительно – исторического метода
§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские
Выводы
Основная и дополнительная литература
Глава 11. ПИСЬМО
Понятийно – терминологический аппарат
§64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма
§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
§66. Алфавит, графика, орфография
§67. Транскрипция и транслитерация
Выводы
Основная и дополнительная литература
Контрольные вопросы и задания
Методические рекомендации
Цитированная и отсылочная литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Введение в языкознание занимает особое место в системе дисциплин, изучаемых на факультетах филологического профиля высших учебных заведений. Значение этого курса определяется тем, что в нем излагаются сведения принципиальной важности, на которых строится изучение любой языковедческой дисциплины. Нельзя не согласиться с академиком В.В. Виноградовым в том, что «этот курс должен служить методологической базой для построения всех курсов языковедческого цикла. Вооружая филолога знанием основных положений языкознания, настоящим пониманием главных категорий и понятий лингвистического исследования, этот курс затем – в процессе усвоения дисциплин той или другой языковедческой специальности – конкретизируется и углубляется» [6, с. 190].
Цель курса – ознакомить студентов с теоретическими основами учения о языке, важнейшими понятиями и соответствующими им терминами общелингвистической науки, способствуя тем самым развитию у них умений и первоначальных навыков наблюдения и самостоятельного анализа языкового материала.
Нужно хорошо понять, что введение в языкознание ставит своей задачей усвоение студентами особенностей не какого-то конкретного языка, например, русского или киргизского, а человеческого языка вообще, т.е. тех общих черт, которые присущи всему многообразию человеческих языков. Вместе с тем очевидно, что общие закономерности строения, функционирования и развития языков могут быть по-настоящему понятны и осмысленны лишь на основе исследования конкретных, отдельных языков. Знание современного состояния теоретической лингвистики необходимо филологу в его непосредственной практической деятельности, в повышении культурного уровня и совершенствования его методического мастерства. Без правильного осмысления законов внутреннего устройства, функционирования и исторического развития языка нельзя пробудить у учеников чувство языка, научить правильному использованию его единиц, пониманию богатства и красоты языка.
Общелингвистическая подготовка студента-филолога не заканчивается курсом «Введение в языкознание». По мере углубления знаний и расширения своего лингвистического кругозора через частное языкознание, частные лингвистические дисциплины, предусмотренные учебными планами (имеются в виду такие курсы, как современный русский язык, старославянский язык, история русского языка, диалектология и др.), студент-филолог вновь встречается с общим языкознанием на завершающей ступени обучения. Углубление знаний достигается здесь как за счет знакомства с общелингвистическими концепциями ученых (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др.), достижениями различных научных школ и направлений, так и за счет постановки и обсуждения спорных вопросов и вновь обозначившихся проблем, главным образом на стыках лингвистики с другими науками.
Итак, путь от введения в языкознания на I-м курсе к общему языкознанию на завершающем этапе учебы пролегает через комплекс частнолингвистических дисциплин, что схематически отражено на приведенном ниже рисунке (читается снизу вверх):
Учебно-методическое пособие состоит из 11 глав, 10 из которых объединены в три модуля.
Первый модуль, объединяющий 2-ю и 3-ю главы, охватывает круг теоретических вопросов, относящихся к характеристике природы, сущности, функций языка и его внутреннего устройства.
Второй модуль, охватывающий материал 4-й, 5-й, 6-й и 7-й глав, целиком посвящен анализу и характеристике различных аспектов языковой системы, составляющих проблематику микролингвистики.
Третий модуль,в который входят 8-я,9-я, 10-я и 11-я главы, содержит материал, относящийся к проблемам происхождения языка, закономерностей исторического развития языков и их классификации по генеалогическому и типологическому основаниям.
Первая глава,посвященная языкознанию как науке о языке, не вошла ни в один из модулей, поскольку выполняет функцию вводного раздела к курсу в целом, обрисовывая контуры его проблематики, содержание которой раскрывается в материалах последующих глав.
Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ
Понятийно-терминологический аппарат:
Языкознание, частное языкознание, общее языкознание, предлингвистика, микролингвистика, экстралингвистика, описательная (дескриптивная, синхроническая) лингвистика, историческая (диахроническая, генетическая) лингвистика, типологическая лингвистика; ярусы (уровни) языка; разделы языкознания: фонетика, лексикология, словообразование, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис); классификация языков: генеалогическая, типологическая, типология уровневая, типологические универсалии; методы: описательный, исторический, типологический, методы и методики.