Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (1 курс)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ

Понятийно – терминологический аппарат

§ 1. Возникновение языкознания

§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»

§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин

Выводы

Основная и дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

МОДУЛЬ 1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Понятийно – терминологический аппарат

§ 4. Критика биологической концепции языка

§ 5. Язык как общественное явление

§ 6. Функции языка

§ 7. Язык и мышление

§ 8. Язык и речь

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА

Понятийно – терминологический аппарат

§ 9. Знаковая природа языка

§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы

§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц

Выводы

Основная и дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

МОДУЛЬ 2. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Понятийно – терминологический аппарат

§12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение

§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию

§14. Основные различия между гласными и согласными звуками

§15. Артикуляционная классификация согласных

§16. Артикуляционная классификация гласных

§17. Фонетическая транскрипция

§18. Фонетические процессы (явления)

§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы

§20. Правила выделения фонем

§21. Фонетическая транскрипция

§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика)

§23. Слог и слогоделение

§24. Речевой такт и ударение

§25. Фраза и интонация

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Понятийно – терминологический аппарат

§26. Лексикология, ее предмет и разделы

§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения

§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы

§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты

§30. Лексическое значение и понятие

§31. Внутренняя форма слова

§32. Этимология. Народная этимология

§33. Проблема системности в лексике

§34. Синонимы

§35. Антонимы

§36. Полисемия

§37. Омонимы

§38. Фразеология

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Понятийно – терминологический аппарат

§39. Вводные замечания

§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем

§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания

§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры

§43. Способы словообразования

§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 7. ГРАММАТИКА

Понятийно – терминологический аппарат

§45. Грамматический строй языка, его единицы

§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения

§47. Грамматическая категория

§48. Части речи и члены предложения

§49. Словосочетание и предложение

Выводы

Основная и дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

МОДУЛЬ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

Понятийно – терминологический аппарат

§50. Теории происхождения языка

§51. Процессы дивергенции и конвергенции

§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху

§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Понятийно – терминологический аппарат

§54. Понятие структурного сходства

§55. Морфологическая классификация языков

§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие)

§57. Агглютинативные языки

§58. Флективные языки

§59. Полисинтетические языки

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Понятийно – терминологический аппарат

§60. Понятие языкового родства

§61. Сущность сравнительно – исторического метода

§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания

§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские

Выводы

Основная и дополнительная литература

Глава 11. ПИСЬМО

Понятийно – терминологический аппарат

§64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма

§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография

§66. Алфавит, графика, орфография

§67. Транскрипция и транслитерация

Выводы

Основная и дополнительная литература

Контрольные вопросы и задания

Методические рекомендации

Цитированная и отсылочная литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Введение в языкознание занимает особое место в системе дисциплин, изучаемых на факультетах филологического профиля высших учебных заведений. Значение этого курса определяется тем, что в нем излагаются сведения принципиальной важности, на которых строится изучение любой языковедческой дисциплины. Нельзя не согласиться с академиком В.В. Виноградовым в том, что «этот курс должен служить методологической базой для построения всех курсов языковедческого цикла. Вооружая филолога знанием основных положений языкознания, настоящим пониманием главных категорий и понятий лингвистического исследования, этот курс затем – в процессе усвоения дисциплин той или другой языковедческой специальности – конкретизируется и углубляется» [6, с. 190].

Цель курса – ознакомить студентов с теоретическими основами учения о языке, важнейшими понятиями и соответствующими им терминами общелингвистической науки, способствуя тем самым развитию у них умений и первоначальных навыков наблюдения и самостоятельного анализа языкового материала.

Нужно хорошо понять, что введение в языкознание ставит своей задачей усвоение студентами особенностей не какого-то конкретного языка, например, русского или киргизского, а человеческого языка вообще, т.е. тех общих черт, которые присущи всему многообразию человеческих языков. Вместе с тем очевидно, что общие закономерности строения, функционирования и развития языков могут быть по-настоящему понятны и осмысленны лишь на основе исследования конкретных, отдельных языков. Знание современного состояния теоретической лингвистики необходимо филологу в его непосредственной практической деятельности, в повышении культурного уровня и совершенствования его методического мастерства. Без правильного осмысления законов внутреннего устройства, функционирования и исторического развития языка нельзя пробудить у учеников чувство языка, научить правильному использованию его единиц, пониманию богатства и красоты языка.

Общелингвистическая подготовка студента-филолога не заканчивается курсом «Введение в языкознание». По мере углубления знаний и расширения своего лингвистического кругозора через частное языкознание, частные лингвистические дисциплины, предусмотренные учебными планами (имеются в виду такие курсы, как современный русский язык, старославянский язык, история русского языка, диалектология и др.), студент-филолог вновь встречается с общим языкознанием на завершающей ступени обучения. Углубление знаний достигается здесь как за счет знакомства с общелингвистическими концепциями ученых (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др.), достижениями различных научных школ и направлений, так и за счет постановки и обсуждения спорных вопросов и вновь обозначившихся проблем, главным образом на стыках лингвистики с другими науками.

Итак, путь от введения в языкознания на I-м курсе к общему языкознанию на завершающем этапе учебы пролегает через комплекс частнолингвистических дисциплин, что схематически отражено на приведенном ниже рисунке (читается снизу вверх):

Учебно-методическое пособие состоит из 11 глав, 10 из которых объединены в три модуля.

Первый модуль, объединяющий 2-ю и 3-ю главы, охватывает круг теоретических вопросов, относящихся к характеристике природы, сущности, функций языка и его внутреннего устройства.

Второй модуль, охватывающий материал 4-й, 5-й, 6-й и 7-й глав, целиком посвящен анализу и характеристике различных аспектов языковой системы, составляющих проблематику микролингвистики.

Третий модуль,в который входят 8-я,9-я, 10-я и 11-я главы, содержит материал, относящийся к проблемам происхождения языка, закономерностей исторического развития языков и их классификации по генеалогическому и типологическому основаниям.

Первая глава,посвященная языкознанию как науке о языке, не вошла ни в один из модулей, поскольку выполняет функцию вводного раздела к курсу в целом, обрисовывая контуры его проблематики, содержание которой раскрывается в материалах последующих глав.

Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ

Понятийно-терминологический аппарат:

Языкознание, частное языкознание, общее языкознание, предлингвистика, микролингвистика, экстралингвистика, описательная (дескриптивная, синхроническая) лингвистика, историческая (диахроническая, генетическая) лингвистика, типологическая лингвистика; ярусы (уровни) языка; разделы языкознания: фонетика, лексикология, словообразование, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис); классификация языков: генеалогическая, типологическая, типология уровневая, типологические универсалии; методы: описательный, исторический, типологический, методы и методики.

Наши рекомендации