Действительные причастия прошедшего времени с суффиксами на все-
гда твердый шипящий ш (-вш- и -ш-) имеют твердый тип склонения: де-
лавш/ыj, делавш/эго, делавш/эму... и т. д. Графически имеют окончания мяг-
кой разновидности: делавш/иj, делавш/эго, делавш/эму... и т. д.
Переход причастий в прилагательные и существительные
Причастия могут утрачивать глагольные признаки и переходить в при-
лагательные (адъективация причастий). Некоторые из них полностью пере-
шли в прилагательные и как причастия больше не употребляются: надмен-
ный, сокровенный, откровенный, обыкновенный и т. д. – полная адъектива-
ция. Другие могут употребляться и как причастия (блестящие на солнце ка-
пли росы), и как прилагательные (блестящий оратор) – частичная адъекти-
вация. При частичной адъективации, помимо утраты глагольных свойств,
часто происходит изменение лексического значения слова: выдающийся на
поверхности реки камень – выдающийся писатель и т. п.
В некоторых случаях адъективное прилагательное может субстантиви-
роваться, то есть переходить в существительные. Ср.: трудящиеся за стан-
ками люди – трудящиеся люди – трудящиеся вышли на митинг.
34)Дееприч ка форма глаг. Виды, образование. Варианты форм. Перех деепр в наречия
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающее добавоч-
ное действие, характеризующее главное действие, обычно выраженное ска-
зуемым: Мальчик читал, посмеиваясь. Оно соединяет в себе признаки глаго-
Ла и наречия.
1. Деепричастие сохраняет общее категориальное значение глагола –
значение процессуального признака (признака-процесса): читая, думая,
наклонясь.
2. Деепричастие имеет морфологические свойства, общие как с глаго-
лом, так и с наречием.
Глагольные признаки:
1) Сохраняет категорию вида: читая – несовершенный вид, прочитав
– совершенный вид.
2) В предложении выражает относительное время (см. ниже).
3) Может быть переходным и непереходным: читая (кого?, что?) – пе-
реходное, смеясь – непереходное.
4) Имеет возвратные формы: склонив (голову) – склонившись (над
книгой).
5) Сохраняет залог: Он сидел, чистя пуговицы – действительный залог;
Пуговицы, чистясь им каждый день, блестели на солнце – страдательный
залог.
6) Управляет падежом зависимых слов: рассматривая картинки (ви-
нительный без предлога), говоря о приятеле (предложный), спускаясь с горы
(родительный с предлогом).
Признаки наречия:
Неизменяемая форма глагола (наречие – неизменяемая часть речи). Основная синтаксическая функция деепричастия та же, что и у наре-
чия – функция обстоятельства.
Образование деепричастий
Образование деепричастий несовершенного вида
1) Большинство деепричастий несовершенного вида образуется от
формообразующей основы глагола настоящего времени при помощи формо-образовательного суффикса -а: читаj/ут – читаj/а, грем’/ат – грем’/а,
стуч’/ат – стуч’/а.
2) Обычно считается, что от глаголов с суффиксом -ва- деепричастия
несовершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего вре-
мени): узна/ва/т’ (узна/ва/ла) – узна/ва/j/а. Однако здесь непонятным оста-
ется происхождение суффикса настоящего времени -j-. Дело в том, что в этом
случае глаголы одного из непродуктивных классов (узнава/т’ – узнаj/ут) не
образуют деепричастие от реальной основы настоящего времени (узнаj/ут –
[узнаj/а]), а образуют его от гипотетической основы настоящего времени гла-
гола первого продуктивного класса (узнава/т’ – [узнаваj/ут] – узнаваj/а).
Точно так же: создава/т’ – [создаваj/ут] – создавj/а, отстава/т’ – [отста-
ваj/ут] – отставаj/а и т. п.
3) Некоторые глагол могут образовывать деепричастия несовершенно-
го вида от основы настоящего времени при помощи суффикса -учи: сид’/а и
сид’/учи, гляд’/а и гляд’/учи, играj/а и играj/учи, ед/учи и др. Формы на -учи
малоупотребительны в современном русском языке и встречаются, главным
образом, в старых текстах и фольклорных произведениях. Некоторые из них
полностью перешли в наречия и разошлись по значению с соответствующи-
ми формами с суффиксом -а. Ср.: играя в мячик и сделать что-нибудь иг-
раючи (‘легко, без усилий’).
4) Раньше возможны были образования деепричастий несовершенного
вида с помощью суффиксов деепричастий совершенного вида -ши, -в, -вши: евши, не имев, вязав, хохотав и т. п. В современном русском языке они не
употребляются.
5) Довольно значительное количество глаголов несовершенного вида
Вообще не образует соответствующих деепричастий: жать, тереть, пить,
Бежать, стричь, резать, писать, гаснуть, вянуть, брать, звать, лезть и
Др.
Образование деепричастий совершенного вида
Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего
Времени.
1) От основы на гласный звук при помощи суффиксов -в -вши: сказа/ла
– сказа/в и сказа/вши, пойма/ла – пойма/в и пойма/вши, отказа/ла – отка-
за/в и отказа/вши. Деепричастия с суффиксом -вши употребляются редко.
Но возвратные причастия имеют только этот суффикс: насмея/вши/с’, за-
кры/вши/с’, выспа/вши/с’.
2) От основы на согласный при помощи суффикса -ши: принес/ла –
принес/ши, вытер/ла – вытер/ши, изнемог/ла – изнемог/ши, запер/лас’ –
запер/ши/с’. У некоторых глаголов согласные перед суффиксом прошедшего
времени -л- выпадают (расцвет/ут – расцве[т]/ла – тасцве/ла), но сохра-
няются в соответствующем деепричастии: расцвет/ши.
3) От некоторых глаголов возможно образования деепричастий совер-
шенного вида от основы настоящего времени на согласный при помощи
суффикса несовершенного вида -а: увид’/ат – увид’/а (при обычном: уви-де/ла – увиде/в и увиде/вши). Многие из таких образований вошли в состав
фразеологизмов: спустя рукава, сломя голову и др.
4) От глаголов второго непродуктивного класса с суффиксом -ну-, ко-
торый выпадает в форме прошедшего времени (мерз/ну/т’ – мерз/ну/т –
мерз/л/а), допускается двоякое образование деепричастий совершенного ви-
да.
А) от основы инфинитива при помощи суффиксов -в -вши: высохну/т’
– высохну/в и высохну/вши, промокну/т’ – промокну/в и промокну/вши.
Б) от основы прошедшего времени при помощи суффикса -ши: вы-
сох/ла – высох/ши, промок/ла – промок/ши.
Временное значение деепричастий
В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое, обозначая
добавочное действие и относительное время его осуществления. Ср.: Мы
шли и разговаривали – мы шли, разговаривая. В первом предложении одно-
родными сказуемыми обозначаются равноправные действия, во втором – гла-
гол сказуемое обозначает основное действие, деепричастие, являясь обстоя-
тельством, обозначает добавочное действие, осуществляемое одновременно с
главным.
1. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают дейст-