Типология синтаксических упражнений и задач
С помощью упражнений знания и умения закрепляются. Упражнения должны быть направлены на различение и определение синтаксических структур, а также на овладение различными синтаксическими моделями.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Упражнения:
- на определение структуры словосочетания: Найти главное слово, зависимое, определить вид подчинительной связи;
- на валентные свойства частей речи предупреждают ошибки на согласование и управление, приучают школьников говорить и писать распространенными предложениями (связь с морфологией);
- на выделение словосочетаний из предложения и отграничение их от однородных членов и грамматической основы[1];
- на выяснение грамматического значения словосочетаний (вспоминаем категориальные значения частей речи, образующих словосочетание – связь с морфологией):
Спелая пшеница, хороший урожай имеют грамматическое значение «предмет и его признак», которое соответствует категориальному значению слов, образующих словосочетание; читать книгу, пить чай – действие и признак, на который оно переходит; поспевающая рожь, прочитанная книга – предмет и его признак по действию; очень близко, весьма затруднительно – признак признака по степени.
Особое внимание в 8-9 классах нужно уделить случаям, когда грамматическое значение словосочетания не совпадает с категориальными значениями частей речи: рука друга, голос артиста – предмет и его признак (по принадлежности), мебель из дуба, компот из фруктов – предмет и его признак (по материалу), клубника со сливками, дом с мезонином - предмет и его признак (по наличию другого предмета), дорожка для бегунов, зал для тренировок - предмет и его признак (по назначению) и т.д.
Необязательно требовать, чтобы учащиеся определяли частные грамматические значения признака предмета, но обратить на них внимание – значит подготовить к усвоению несогласованных определений, разнообразных по строению и оттенкам значений.
Т. о., изучение словосочетания готовит почву для углубленного изучения строения и значения предложения (внутрипредметные связи).
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Данная тема нередко воспринимается как сугубо теоретическая: заучиваются определения типов ОП, выполняются упражнения на их узнавание, реже проводятся сопоставления одного типа ОП с другим, чтобы показать, какими богатыми ресурсами для выражения тончайших оттенков мысли обладают изучаемые конструкции.
Обычно в ходе обучения слабо учитывается взаимосвязь между основными семантико-грамматическими типами ПП. Каждый вид ОП изучается изолированно, вне связи с другими моделями предложений. При таком подходе речь учащихся недостаточно обогащается односоставными конструкциями. Однако во многих случаях они более уместны, чем двусоставные предложения, умение пользоваться ими делает речь более выразительной.
Учащиеся должны усвоить:
1) несмотря на значительные различия, односоставные предложения в целом противопоставлены двусоставным в том, что у них структурно обозначен только один главный член и он не допускает наличия второго главного члена;
2) несмотря на морфологические отличия, глагольные и именные односоставные предложения могут передавать близкие смысловые оттенки: Тихо. – Тишина. Мороз. – Морозит.
3) глагольные предложения объединяет общий признак – отрыв от деятеля: подлежащего в них нет и не должно быть: Ну, слушаю тебя. Ну Как живешь? – Учусь. Однако степень отрыва различна у разных типов односоставных предложений.
Определенно-личные предложения самой формой главного члена точно (определенно) указывают на лицо, совершающее действие, и поэтому это лицо нет необходимости называть: Слышишь меня? Верю вам. Принесите вещи! Посмотрим картину.
В неопределенно-личных предложениях деятель тоже не назван, но по другой причине. Главный член в таких предложениях обозначает действие, которое кто-то, какие-то люди совершают, но слушающему неважно, кто именно: В дверь постучали.
Безличные предложения характеризуются полным отрывом действия от действующего лица, указание на действующее лицо там невозможно – деятель совсем нет: Не сиделось. Не спалось. Думается. Смеркается.
Именные односоставные предложения представлены в школьной теории только назывными. Они обладают особой выразительностью и краткостью. С помощью назывных предложений можно экономно указать место и время действия, сделать яркие зарисовки отдельными броскими штрихами. Назывные предложения не передают действия, в них имеется только один главный член в форме подлежащего, они констатируют существование каких-то предметов или явлений: Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). Лес. Палатка. Плеск речной волны (А. Яшин).
4) Показать употребление ОП в различных стилях речи. Определенно-личные часто встречаются в научной и деловой речи: Докажем следующую теорему. Для этого построим чертеж. Приведем пример. Составляя заявление или телеграмму, пишущий также пользуется ОП из-за их краткости. Богатые смысловые оттенки безличных предложений часто используются в художественной речи и разговорной.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Активное владение этими конструкциями и понимание их важны для речевой подготовки учащихся.
Предупредить ошибки смешения с односоставными предложениями.
Неполные предложения непонятны без языкового фона, контекста:
– А на какой улице вы жили?
– На Степана Разина.
– И мы.
Продуктивность, смысловые и стилистические возможности неполных предложений.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Полипредикативность, смысловая и интонационная целостность.
Учатся строить СП, пользоваться им для выражения сложных суждений и мыслей с начальной школы. В 9 кл. дается научное понятие о СП и его структурно-семантических типах.
ССП. Усвоить признаки: наличие сочинительного союза, равноправие частей. Показать разнообразие смысловых оттенков отношений между простыми в ССП: ССП в союзом и общеупотребительны, стилистически нейтральны, союзы да, тоже, синонимичные союзу и, имеют разговорный оттенок, союз однако чаще употребляется в книжной речи. Тонкие оттенки значений имеют разделительные союзы: то…то указывает на чередование, смену явлений, а союз не то… не то указывает на нечеткое восприятие; союз либо со значением взаимоисключения имеет разговорный характер.
СПП. Учащиеся убеждаются, что подчинительная связь простых предложений в их составе характеризуется теми же значениями, что и в словосочетании (внутрипредметные связи), и определяет тип придаточного. Внимание к семантике СПП – внимание к выражаемой в предложении мысли, к точному ее определению и умению точно ее выразить.
Трудности вызывает определение обстоятельственных отношений, поскольку значения времени, места, образа действия, причины, цели и др. рассматривались только в 7 кл. при изучении наречий, а значения уступки, сравнения, условия, следствия и др. – только в 8 кл. при изучении второстепенных членов предложения и обособлений. Хуже других подготовлено усвоение значения присоединения, так как оно не свойственно ни лексическим, ни морфологическим единицам, а также словосочетаниям и члена предложения, а возникают только на уровне отношений простых предложений друг к другу. И это должно учитываться на уроке.
К 9 кл. школьники должны ориентироваться в СП, состоящих из 3-х и более простых, осложненных однородными членами, обособлениями, вводными словами, обращением.
БСП. Сложность состоит в том, что БСП не имеют основных показателей сочинения и подчинения – союзов и союзных слов. Вспомню ли зимние метельные вечера – тут же увижу и мать: она нам в эти долгие вечера рассказывала чудесные сказки (С. Шуртаков). В этом БСП между 1 и 2 предложениями возможны как подчинительные отношения (условия, времени), так и сочинительные (одновременности, перечисления), а между 2 и 3 – отношения причины, пояснения и отношения одновременности.
БСП имеют яркую разговорную окраску и отличаются большей экспрессивностью, чем союзные. Интонация восполняет приобретает особое значение для выражения смысловых и стилистических значений, восполняет отсутствующие союзы. Задача учителя: акцентировать внимание на правильном чтении БСП.
[1] В учебниках В.В. Бабайцевой дается понятие о сочинительных словосочетаниях.