Правописание отрицательных частиц НЕ, НИ
НЕ(отрицательная) 1 .Значение отрицания чего-либо (не) Не был на уроке. Пришёл невовремя. Не эту книгу, а другую. 2. Двойное отрицание (не + не) =утверждение. Обязательно наличие слов не мог, нельзя Я немог несказать об этом. (= Я сказал об этом). Мне нельзя немечтать о ней. (= Я мечтаю о ней). | НИ(усилительная) 1. Значение усиленного отрицания чего- либо (не + ни) а) Частица нистоит перед словом в родительном падеже. Вокруг небыло нидуши (кого?чего? - Р.п.). Частица неможет быть заменена словом нет. Вокруг небыло нидуши. =(Вокруг нет нидуши). Частица неможет отсутствовать, её легко восстановить. Кругом нидуши! б) Если ниповторяется, она выступает в роли союза. Я немог нистоять, нисидеть, ниходить. Нельзяпользоваться ниподсказкой, нишпаргалкой. в) ниможет выступать в роли приставки. Нет никого. 2. Значение усиленного утверждения (см. ниже пункт 5) |
2.Запомниустойчивые сочетания с частицей ни;ни больше ни меньше, ни ухом ни рылом, ни пуха ни пера, ни то ни сё,
ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни свет ни заря, ни там ни сям, ни с того ни с сего, др. (запятой внутри фразы нет!):
куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори, во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало и др.
3.Различай: не раз (= много раз) - ни разу (=никогда); неодин (= много) – ниодин (= никто)
никто иной не(ничто иное не) - некто иной, как(нечто иное, как)
Не один он работал. Мы не раз были в музее. Никто иной не мог помочь. Победил не кто иной, как мой брат.
4.Частица непишется в риторических вопросах. (Вопросы, не требующие ответа).
Кто только непобывал в Москве? (= Все побывали). И какой же русский нелюбит быстрой езды? (= Все русские любят).
5. Чтобы грамотно написать сочетания кто не – кто ни , что не – что ни , куда не – куда ни и др., надо поставить вопрос к той части предложения, где стоит отрицание.
Если ответ отрицательный, то надо писать частицу не. | Если ответ положительный, то писать надо частицу ни. |
Кто не был на зачёте сегодня, придёт завтра. (Тот, кто придёт завтра, был сегодня на зачёте? Нет, не был.Значит, пишем не.) | Кто ни приходил сдавать зачёт, каждый получал пятерку. (Каждый, кто получал пятерку, приходил на зачёт? Да, приходил. Усиленное утверждение. Значит, пишем ни.) |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий строение словосочетания и предложения.
Пунктуация - это раздел лингвистики, изучающий правила постановки знаков препинания (ЗП).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (СС)
Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. СС состоит из главного и зависимого слов. От главного слова мы задаём вопрос к зависимому: интересная книга - книга (какая?) интересная.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:именные (старый сад- главное слово- существительное, очень скромный- главное слово- прилагательное, две подруги- главное слово- числительное, кто- то из ребят- главное слово- местоимение),глагольные (смотреть вдаль),наречные (вместе с сестрой, очень сильно).
Так как в СС одно слово зависит от другого, такой тип связи называется подчинением. Различаются три вида (способа) подчинительной связи:
СОГЛАСОВАНИЕ При согласовании зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей? и согласуется с главным в роде, числе и падеже. При изменении главного слова зависимое изменяется вместе с ним. | УПРАВЛЕНИЕ При управлении зависимое слово отвечает на падежные вопросы. При изменении главного слова зависимое слово остаётся в одной и той же форме. Управление может быть предложным (с предлогом) и беспредложным (без предлога). !!! Если между гл. и з.с. есть предлог - это точно управление. | ПРИМЫКАНИЕ Это связь неизменяемого слова с главным по смыслу |
мокрый луг по мокрому лугу поющий человек поющего человека любая вещь любую вещь мой багаж моего багажа этот день этим днем пятый элемент пятого элемента | оплатить проезд заплатить за проезд удивлен решением удивляться решению одеть ребенка надеть на ребенка писать о жизни описывать жизнь отзыв о книге рецензия на статью | ехал быстро (нар.) писал не задумываясь (деепр.) цвет хаки (неизм.прил.) кричать громче (нар.) книга его (притяж.мест.) цветы ее (притяж.мест.) приказ наступать (инф.) кофе по-турецки (нар.) очень далеко (нар.) |
В качестве зависимых слов могут выступать прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения. | В качестве зависимых слов могут выступать существительное, местоимение. Например: увидел прохожего. | Примыкают: наречие, деепричастие, инфинитив, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение. |
ВНИМАНИЕ! Не являются словосочетаниями:
1) грамматическая основа предложения: Пришлавесна;
2) однородные члены предложения: мороз и вьюга;
3)сущ. с предлогом: вокруг дома, около сада;
4) обособленные определения в сочетании с определяемым словом: мальчик, /играющий во дворе/.
ВНИМАНИЕ!!! Замена способа связи в СС (такое задание есть в ОГЭ):
1) заменить согласование на управление: деревянная шкатулка - шкатулка из дерева, отцовскаявещь - вещьотца
(прил. → сущ. с предлогом или без).
2) заменить управление на согласование: шарф в полоску - полосатыйшарф (наоборот).
3)заменить примыкание на управление: радостно встретить - встретить с радостью,помочь по-дружески- помочьдругу (нареч. → сущ. с предлогом или без).
4) заменить управление на примыкание: воскликнуть с возмущением - возмущённовоскликнуть (наоборот).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - это главная единица синтаксиса, содержащая законченную мысль. Главный признак предл. - грамматич. основа (подлежащее и/или сказуемое).