Тема: Язык как общественное явление

Вопросы:

1.Социальная сущность языка.

2. Отличие языка от других общественных явлений.

3. Функции языка.

4. Язык и речь.

5. Язык и мышление.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №1).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 13].

Методические рекомендации к составлению конспекта:

Прежде чем конспектировать интересующий вас раздел учебника, необходимо внимательно прочитать все, что предстоит кратко изложить. После того, как уяснены основные мысли конспектируемого труда, логика их развития и аргументации, можно приступить к краткому письменному изложению. NB: не приступайте к записям сразу же по ходу чтения! Рекомендуется оставлять поля, соблюдать красную строку, выделяя ею абзацы, соответствующие очередному этапу рассуждения, доказательства и т.д. Необходимо назвать источник, указав данные учебника или монографии, рекомендованной в качестве дополнительной. Свидетельством активной работы над конспектом являются замечания на полях, письменно зафиксированное отношение к идеям конспектируемой работы, отсылка к материалам, посвященным той же проблеме, что и конспектируемый труд. Основные положения, формулировки, выводы следует выписывать без изменения, как цитаты, заключая в кавычки, а менее существенные пересказать своими словами.

Неделя 2

Тема: Язык как знаковая система особого рода

Вопросы:

1. Понятие о знаке.

2. Основные признаки знака.

3. Конвенциональность и мотивированность знаков.

4. Знаковые функции.

5. Языковые и неязыковые знаки.

6. Тенденции в развитии знаковых систем.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №2).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. семинарское занятие №1.

Неделя 3

Тема: Классификация звуков речи

Вопросы:

1. Деление гласных по ряду и подъему.

2. Дифтонгоиды, дифтонги, трифтонги.

3. Деление согласных по способу артикуляции, активному органу, месту артикуляции и участию голосовых связок.

4. Дополнительные артикуляции согласных: палатализация, веляризация, лабиализация.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №3).

Выучите артикуляционные характеристики гласных и согласных звуков русского языка.

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 9, 13].

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Усвойте принципы классификации звуков речи и научитесь «чувствовать» работу своих произносительных органов. Заучивая классификационные признаки звука, произносите его вслух и анализируйте особенности артикуляции.

Неделя 4

Тема: Взаимодействие звуков в речевом потоке

Вопросы:

1. Что такое «фонетический процесс (изменение, модификация)»?

2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков?

3. Что такое ассимиляция? Ее виды.

4. Чем вызвана диссимиляция? Может ли результат диссимиляции стать фактом литературного языка?

5. В чем сущность аккомодации? Ее виды.

6. Назовите другие комбинаторные изменения.

7. Чем вызваны позиционные модификации звуков?

8. Виды позиционных изменений.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №4).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 9, 13].

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Рассматривая вопрос об анализе комбинаторных изменений, постарайтесь понять логический ход рассуждения. Не стремитесь запомнить примеры, разобранные в учебнике, проиллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями.

Неделя 5

Тема: Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология.

Вопросы:

  1. Понятие фонемы как единицы языка.
  2. Функции фонемы.
  3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.
  4. Позиции фонем: сильные и слабые.
  5. Фонемы и варианты фонем (аллофоны).
  6. Понятие о противопоставлениях (оппозициях) фонем и дифференциальных признаках.
  7. Нейтрализация фонем.
  8. Понятие о системе фонем.
  9. Фонологические школы.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №5).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 9, 13].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. семинарское занятие №1.

Неделя 6

Тема: Основные понятия морфемики. Функциональное словообразование

Вопросы:

  1. Понятие морфемы.
  2. Что такое морф? Виды морфов.
  3. Омосемия и омонимия морфем.
  4. Какие существуют типы морфем?
  5. Классификация сегментных морфем.
  6. В чем различие между словообразовательными и словоизменительными аффиксами?
  7. Регулярность словообразовательных аффиксов.
  8. Формообразовательная парадигма.
  9. Формообразующая основа. Виды основ.

Задания:

Подготовьте конспект разделов основных учебников по указанной теме. Выучите выписанные в словарь новые лингвистические термины (см. задания к СРС №6).

Литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21].

Методические рекомендации к выполнению заданий: см. семинарское занятие №1.

Неделя 7

Наши рекомендации