Единицы системы словообразования
Простейшей единицей системы словообразования является производное слово (деривáт). Остальные единицы называются комплексными, так как состоят из 2 или более слов.
Словообразовательная пара – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например:
игр/а/ть → игрок,
чёрный и белый → чёрно-белый,
рисовать → нарисовать,
лес → лесистый,
иностранная фирма → инофирма,
шуметь → расшуметься,
выше указанный → вышеуказанный.
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности (мотивации), то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
учить → учитель → учительница,
куда → никуда → никудышный → никудышно,
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общую производящую базу и находятся от нее на расстоянии одного словообразовательного шага. Иными словами, сл. парадигма – это все дериваты, образованные от одного слова:
верблюд → верблюдица
верблюжонок
верблюжатина
верблюжий
Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодериватами. В словаре они находятся на одной вертикальной линии.
Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда (вершина) непроизводное, остальные слова – производные.
Образец словообразовательного гнёзда
В этом образце есть а) словообразовательные пары: жечь→жечься; жечь→жжение, жечь→жгучий; б) словообразовательные цепочки: жечь→выжечь→выжигать→выжигание и др. цепочки; в) словообразовательные парадигмы: самая крупная – первая вертикальная линия, дериваты образованы непосредственно от вершины гнезда, т. е. непроизводного слова:
жечь→ жечься
жжение
жгучий
выжечь
дожечь
зажечь
недожечь
ожечь
обжечь
пережечь
поджечь
Есть и более мелкие парадигмы (2 и 3 линии), образованные от производных слов:
обжечь → обжечься
обжигать → обжигаться
обжигание