Методика изучения морфологии

Морфология— раздел языкознания, изучающий систему частей речи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи.

По традиционной программе в начальной школе изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Учатся различать части речи на основе общего значения, вопросов, форм словоизменения (склонения, спряжения). Союзы изучаются в связи с предложением.

Изучается склонение существительных с ударными окончаниями по падежам. Учатся различать падежи по вопросам.

Знакомятся с терминами «глаголы 1 и 2 спряжения». Видовые различия изучаются практически (по вопросам), термин «вид» не сообщается. С возвратными глаголами знакомятся практически.

С наречиями знакомятся практически, термин «наречие» не вводится. Правописание большинства наречий усваивается в словарной работе.

Знакомятся с частицей НЕ.

В среднем звене морфология изучается в несколько этапов, начинается с изучения наиболее частотных частей речи:

5 кл. – существительное, прилагательное, глагол.

6 кл. – повторяется изученное, добавляется числительное, местоимение.

7 кл. – причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Каждая часть речи изучается в следующих аспектах:

• грамматические категории

• способы словообразования,

• орфограммы,

• стилистические особенности.

Связь с другими разделами школьного курса

С орфографией: из 71 орфограммы 50 изучается на морфологии. Морфологические умения должны формироваться раньше орфографических и пунктуационных!!!

С синтаксисом: квалификация слова как части речи требует учета синтаксических связей слова.

Культура речи. Речь учащихся обогащается использованием отыменных предлогов, причастий, деепричастий, составных союзов. Учащиеся обучаются сознательно и правильно:

• употреблять существительные на –мя,

• согласовывать словоформы различных частей речи,

• употреблять сложные прилагательные,

• образовывать краткую форму и степень сравнения прилагательных;

• расставлять ударения в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесена),

• строить предложения с причастными и деепричастными оборотами,

• употреблять собирательные числительные, слова «оба, обе»,

• использовать в речи наречия-синонимы, союзы-синонимы, предлоги-синонимы,

• выразительно читать предложения с модальными частицами и междометиями,

• совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным материалом (избегать неоправданного повтора, употреблять глаголы настоящего и будущего времени при сообщении о событиях прошлого, употреблять местоимение 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, верно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста; верно употреблять инфинитив в значении разных наклонений глагола).

Изучение морфологии на синтаксической основе.

Типичные грамматические (морфологические) ошибки:

а) ошибки в образовании словоформы:

– множественного числа существительного (шофера, делов, чулков, носок

– степени сравнения: красившее, более интереснее;

– личных форм глагола и форм наклонения: жгет, ложит, хочут, ляжь, вылазь;

– изменение неизменяемых слов: польты, кином, на пионине;

– употребление словоформ с предлогами: согласно приказа, благодаря мамы;

б) ошибки, связанные с употреблением форм в предложении:

– несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола: Где ни появится Чапаев, всюду собиралось много народу. В конце романа видим Ниловну, которая на вокзале распространила листовки.

– злоупотребление многочленными словосочетаниями (нанизывание падежей): для решения задачи успешной уборки урожая хлеба;

– смешение форм повелительного наклонения с формой 2 л. Мн. Ч настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: выберите себе книгу / когда выберете товар, пройдете к кассе.

– неверное употребление деепричастных оборотов.

Содержание

Класс Базовые морфологические понятия

5 Часть речи: грамматическое значение; знаменательная / служебная часть речи, изменяемые/неизменяемые части речи, морфологический разбор.

Имя существительное: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, склонение, род, число, падеж.

Имя прилагательное: качественные/относительные/притяжательные, степени сравнения, склонение, род, число, падеж.

Местоимения личные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные.

Числительные простые/составные, количественные/порядковые, падеж.

Глагол: вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число.

Причастия действительные и страдательные, краткая и полная форма, род, число, падеж.

6 Наречие, степени сравнения. Слова категории состояния.

7 Служебные части речи. Простые и составные союзы и предлоги, вопросительные и отрицательные частицы, модальные слова, междометие.

Порядок изучения конкретных частей речи может быть различным в действующих программах.

Цель и практическое значение

- выработать представление о морфологии родного языка как об организованной системе, в которой слова объединены в грамматические классы, функционирующие по определенным законам в синтаксических конструкциях,

– научить пользоваться составом частей речи, обогатить речь школьников формами, не свойственными детской речи;

– способствовать формированию правописания.

Обучающие задачи

1. Дать понятие о:

• морфологии как разделе лингвистики;

• частях речи и принципах объединения слов в части речи и семантико-грамматические группы внутри частей речи;

• морфологической системе РЯ (о частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают словоформы РЯ).

2. Сформировать основные морфологические понятия.

3. Научить:

• задавать к слову частеречный вопрос;

• соотносить слово с частью речи, определять его лексико-грамматическое значение, формальные признаки и функцию в предложении;

• разграничивать формы одного слова и разные слова с одинаковым корнем;

• приводить все формы данного слова;

• разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

• определять грамматическое значение слова и средства его выражения;

• указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;

• употреблять части речи в соответствии с их системой словоизменения (склонять, спрягать, образовывать необходимые в речи словоформы);

• стилистически правильно использовать грамматические единицы в речи с учетом цели и ситуации общения;

• видеть явления переходности;

• пользоваться толковым и грамматическим словарями.

4. Обеспечить усвоение морфологической нормы.

5. Выработать орфографические умения, которые требуют знаний по морфологии.

Развивающие задачи:

1. Развивать абстрактное и логическое мышление через:

– формирование теоретических понятий,

– организацию наблюдения, построение классификаций, использование операций анализа, синтеза, сравнения,

– использование грамматического материала для группировки, обобщений и выводов.

2. Развивать контроль и самоконтроль за речью (чтобы устранить из речи морфологические ошибки и речевые недочеты).

Принципы изучения^

Лексико-грамматический принцип предполагает:

– с одной стороны, последовательное разграничение грамматической и лексической семантики,

– с другой стороны, семантизацию грамматического разбора: объектом морфологического анализа является слово в его конкретном значении, т.е. его лексико-грамматический вариант.

Беготня: ЛЗ – «быстрое перемещение на ногах», ГЗ – «опредмеченное действие».

Парадигматический – противопоставление косвенных форм исходной.

Морфолого-синтаксический – соотнесение части речи и члена предложения.

Текстовый:

– любое морфологическое явление должно рассматриваться в тексте;

– средствами выражения морфологических признаков могут быть как флексии, так и согласуемые со словом лексемы;

– одно и то же слово в разных значениях обладает различными морфологическими признаками (существительное гений в значении «свойство ума» неодушевленное, а в значении «человек, носитель признака» - одушевленное; прилагательное живой как антоним к слову мертвый изменяется по полноте-краткости, но не изменяется по степеням сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения.

Анализ нового морфологического явления следует начинать с опорного повторения известных признаков, в т.ч. с опорой на языковое чутье.

Наши рекомендации