Методика изучения морфологии
Морфология— раздел языкознания, изучающий систему частей речи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи.
По традиционной программе в начальной школе изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Учатся различать части речи на основе общего значения, вопросов, форм словоизменения (склонения, спряжения). Союзы изучаются в связи с предложением.
Изучается склонение существительных с ударными окончаниями по падежам. Учатся различать падежи по вопросам.
Знакомятся с терминами «глаголы 1 и 2 спряжения». Видовые различия изучаются практически (по вопросам), термин «вид» не сообщается. С возвратными глаголами знакомятся практически.
С наречиями знакомятся практически, термин «наречие» не вводится. Правописание большинства наречий усваивается в словарной работе.
Знакомятся с частицей НЕ.
В среднем звене морфология изучается в несколько этапов, начинается с изучения наиболее частотных частей речи:
5 кл. – существительное, прилагательное, глагол.
6 кл. – повторяется изученное, добавляется числительное, местоимение.
7 кл. – причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Каждая часть речи изучается в следующих аспектах:
• грамматические категории
• способы словообразования,
• орфограммы,
• стилистические особенности.
Связь с другими разделами школьного курса
С орфографией: из 71 орфограммы 50 изучается на морфологии. Морфологические умения должны формироваться раньше орфографических и пунктуационных!!!
С синтаксисом: квалификация слова как части речи требует учета синтаксических связей слова.
Культура речи. Речь учащихся обогащается использованием отыменных предлогов, причастий, деепричастий, составных союзов. Учащиеся обучаются сознательно и правильно:
• употреблять существительные на –мя,
• согласовывать словоформы различных частей речи,
• употреблять сложные прилагательные,
• образовывать краткую форму и степень сравнения прилагательных;
• расставлять ударения в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесена),
• строить предложения с причастными и деепричастными оборотами,
• употреблять собирательные числительные, слова «оба, обе»,
• использовать в речи наречия-синонимы, союзы-синонимы, предлоги-синонимы,
• выразительно читать предложения с модальными частицами и междометиями,
• совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным материалом (избегать неоправданного повтора, употреблять глаголы настоящего и будущего времени при сообщении о событиях прошлого, употреблять местоимение 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, верно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста; верно употреблять инфинитив в значении разных наклонений глагола).
Изучение морфологии на синтаксической основе.
Типичные грамматические (морфологические) ошибки:
а) ошибки в образовании словоформы:
– множественного числа существительного (шофера, делов, чулков, носок
– степени сравнения: красившее, более интереснее;
– личных форм глагола и форм наклонения: жгет, ложит, хочут, ляжь, вылазь;
– изменение неизменяемых слов: польты, кином, на пионине;
– употребление словоформ с предлогами: согласно приказа, благодаря мамы;
б) ошибки, связанные с употреблением форм в предложении:
– несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола: Где ни появится Чапаев, всюду собиралось много народу. В конце романа видим Ниловну, которая на вокзале распространила листовки.
– злоупотребление многочленными словосочетаниями (нанизывание падежей): для решения задачи успешной уборки урожая хлеба;
– смешение форм повелительного наклонения с формой 2 л. Мн. Ч настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: выберите себе книгу / когда выберете товар, пройдете к кассе.
– неверное употребление деепричастных оборотов.
Содержание
Класс Базовые морфологические понятия
5 Часть речи: грамматическое значение; знаменательная / служебная часть речи, изменяемые/неизменяемые части речи, морфологический разбор.
Имя существительное: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, склонение, род, число, падеж.
Имя прилагательное: качественные/относительные/притяжательные, степени сравнения, склонение, род, число, падеж.
Местоимения личные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные.
Числительные простые/составные, количественные/порядковые, падеж.
Глагол: вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число.
Причастия действительные и страдательные, краткая и полная форма, род, число, падеж.
6 Наречие, степени сравнения. Слова категории состояния.
7 Служебные части речи. Простые и составные союзы и предлоги, вопросительные и отрицательные частицы, модальные слова, междометие.
Порядок изучения конкретных частей речи может быть различным в действующих программах.
Цель и практическое значение
- выработать представление о морфологии родного языка как об организованной системе, в которой слова объединены в грамматические классы, функционирующие по определенным законам в синтаксических конструкциях,
– научить пользоваться составом частей речи, обогатить речь школьников формами, не свойственными детской речи;
– способствовать формированию правописания.
Обучающие задачи
1. Дать понятие о:
• морфологии как разделе лингвистики;
• частях речи и принципах объединения слов в части речи и семантико-грамматические группы внутри частей речи;
• морфологической системе РЯ (о частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают словоформы РЯ).
2. Сформировать основные морфологические понятия.
3. Научить:
• задавать к слову частеречный вопрос;
• соотносить слово с частью речи, определять его лексико-грамматическое значение, формальные признаки и функцию в предложении;
• разграничивать формы одного слова и разные слова с одинаковым корнем;
• приводить все формы данного слова;
• разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;
• определять грамматическое значение слова и средства его выражения;
• указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;
• употреблять части речи в соответствии с их системой словоизменения (склонять, спрягать, образовывать необходимые в речи словоформы);
• стилистически правильно использовать грамматические единицы в речи с учетом цели и ситуации общения;
• видеть явления переходности;
• пользоваться толковым и грамматическим словарями.
4. Обеспечить усвоение морфологической нормы.
5. Выработать орфографические умения, которые требуют знаний по морфологии.
Развивающие задачи:
1. Развивать абстрактное и логическое мышление через:
– формирование теоретических понятий,
– организацию наблюдения, построение классификаций, использование операций анализа, синтеза, сравнения,
– использование грамматического материала для группировки, обобщений и выводов.
2. Развивать контроль и самоконтроль за речью (чтобы устранить из речи морфологические ошибки и речевые недочеты).
Принципы изучения^
Лексико-грамматический принцип предполагает:
– с одной стороны, последовательное разграничение грамматической и лексической семантики,
– с другой стороны, семантизацию грамматического разбора: объектом морфологического анализа является слово в его конкретном значении, т.е. его лексико-грамматический вариант.
Беготня: ЛЗ – «быстрое перемещение на ногах», ГЗ – «опредмеченное действие».
Парадигматический – противопоставление косвенных форм исходной.
Морфолого-синтаксический – соотнесение части речи и члена предложения.
Текстовый:
– любое морфологическое явление должно рассматриваться в тексте;
– средствами выражения морфологических признаков могут быть как флексии, так и согласуемые со словом лексемы;
– одно и то же слово в разных значениях обладает различными морфологическими признаками (существительное гений в значении «свойство ума» неодушевленное, а в значении «человек, носитель признака» - одушевленное; прилагательное живой как антоним к слову мертвый изменяется по полноте-краткости, но не изменяется по степеням сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения.
Анализ нового морфологического явления следует начинать с опорного повторения известных признаков, в т.ч. с опорой на языковое чутье.