Фонетическое членение речи
Задания:
1. Укажите, какие комбинаторные и позиционные модификации встречаются в стихотворных строках:
Кончай
с деревней серенькой,
Вставай, который сер!
Вперегонки
с Америкой
иди, СССР!
Добьемся урожая мы –
втройне,
земля,
рожай!
Пожалте, уважаемый,
товарищ урожай! (В. Маяковский)
2. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы:
ндрав (из нрав), страм (из срам), здря (из зря), оман (вместо обман), колидор (вместо коридор).
Как называются эти явления? Объясните их возникновение.
3. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав
а) контактная или дистактная;
б) прогрессивная или регрессивная;
в) полная и частичная;
г) по какому звуковому признаку произошло уподобление:
лестница, езжу, подход, упавший, отцовский, рожки.
4. Распределите нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений:
небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, машина, чувство, молотьба, знаменосец, встреча, ножик, вестник, пончик, сыграть, вензель.
5. Найдите в тексте энклитики и проклитики:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
6. Разделите следующий отрывок на слоги, охарактеризуйте каждый слог (прикрытый открытый, неприкрытый открытый, прикрытый закрытый, неприкрытый закрытый, полуоткрытый, полузакрытый):
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем, на северном склоне, среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег. (М. Пришвин)
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу звуковых изменений, характеристике фонетических единиц, на которые распадается звуковой поток.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
при решении задач на фонетические процессы начинать следует с установления того, что изменилось, с определения того, какой звук появился, выпал или заменился другим (в последнем случае – каким именно). Следующий шаг – выяснение того, почему произошло изменение, вызвано ли оно какими-то общими произносительными условиями (позиционное) или влиянием соседних или несоседних звуков (комбинаторное). Последний этап анализа – определение сущности фонетического процесса – классификации его как случая ассимиляции, диссимиляции, метатезы, эпентезы и т.д.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 9, 13].
Неделя. Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология
Задания:
1. Определите позиционные изменения (варианты) в следующих случаях, укажите слабые и сильные позиции фонем:
вода, вóды, водой; сапоги, сапог, сапогом; сестра, сестры; снег, в снегу; деревня, рябина, рябой, пряду, прядешь.
2. Какие пары согласных различаются между собой так же, как /т–с/? По каким признакам различаются эти фонемы?
3. Приведенные слова сгруппируйте попарно:
а) отличающиеся друг от друга одной фонемой;
б) -------------------------------двумя фонемами;
в) -------------------------------более, чем двумя фонемами:
спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, пуля.
4. Какие фонетические и какие исторические чередования фонем представлены в словах:
беру – набор – брать – выбирать; гора – горы; носить – нес, поднос – вынашивать?
5. Сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы и чем обусловлено их употребление в словах:
За той чертой, глубокой как овраг,
Где сны мои сегодня побывали,
Существовал когда-то врач и враг,
Кудесник и мудрец существовали. (С. Кузнецова)
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по фонологическому анализу.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
осуществляя фонологический анализ, помните, что звуки,
различающиеся по своим акустико-артикуляционным признакам, могут быть тождественны функционально, т.е. быть реализациями одной и той же фонетической единицы языка. И, наоборот, сходные звуки могут быть функционально различны и реализовывать разные фонемы.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 9, 13].
Неделя. Основные понятия морфемики. Функциональное словообразование
Задания:
1. Укажите, чем вызваны трудности морфемного анализа приведенных примеров:
судья, друзья, поет, воюют, настроение, здание, собачьею, собачью, строят.
2. Укажите производящую основу приведенных слов:
печник, утро, садовничать, земляника, поручение, овсянка.
3. Определить морфемный состав следующих слов, указав наличие формообразовательных суффиксов:
ветка, гнуть, бегаю, новейшая, зябко, дунуть, ложка, бывать, шагали, искра, стремена.
4. В приведенных примерах найдите формообразующие и словообразующие аффиксы и охарактеризуйте их:
пахарь, бодрость, великан, ползти, пастух, величайший, бродяга, длинный, ходить.
5. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме:
забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, объявление, накормленный, рукавицы, любовь, братья, возмущение, травяной, сказка, крутизна, безбожник, молочница, мечтатель, новшество, вскормить, пожарище.
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по морфемному и словообразовательному анализу.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
членение на морфемы производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы.
Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 13].