Самостоятельной работы студентов

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Л.Н. Толстой писал, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Проблема самостоятельности студентов при обучении русскому языку не является новой. Этому вопросу придавали большое значение ученые-педагоги во все времена. О роли самостоятельности в приобретении знаний писали К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев и др. Проблема самостоятельности в настоящее время является актуальной как никогда. В наше время, в условиях, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень ее анализа, умение и способность находить, перерабатывать и усваивать информацию самостоятельно. Необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, принимать решения, а это невозможно без умения работать самостоятельно.

Главная задача преподавателя на современном этапе заключается не только в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний, но и в том, развить у них интерес к учению, творчеству, исследовательской деятельности. Ведь интерес – это инструмент, побуждающий студентов к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

Кроме того, знания студента будут более прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений, найдены собственным трудом и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Самостоятельная работа – необходимое звено процесса обучения. Студент-первокурсник с самого начала обучения должен быть готов к самостоятельной работе по предмету, которая включает:

- самостоятельное совершенствование умений и навыков в процессе выполнения заданий, данных преподавателем;

- самостоятельное совершенствование умений и навыков работы с учебной литературой;

- самостоятельное пополнение знаний по предмету в ходе работы над словарями, справочниками по русскому языку;

- самостоятельное углубление знаний по предмету в ходе работы с научно-популярной литературой по русскому языку и т.д.

Особенность русского языка как предмета заключается в том, что самостоятельно заниматься необходимо систематически, а не время от времени, так как только при этом условии возникают прочные знания, формируются крепкие умения и навыки.

Самостоятельная работа по предмету в зависимости от места ее выполнения подразделяется на классную и домашнюю. Классная работа предполагает выполнение самостоятельных практических работ, их проверку и взаимопроверку, анализ допущенных в процессе ее выполнения ошибок. Спектр выполняемой домашней работы более широк и зависит от целей, которые ставятся в процессе выполнения самостоятельной работы.

В зависимости от целей выделяем самостоятельную работу, направленную на:

- закрепление знаний, формирование базовых умений (выполнение упражнений тренингового характера; выполнение различных видов разбора, предусмотренных данной программой; подготовка докладов по указанной литературе; самостоятельное чтение и анализ учебной, научно-популярной литературы);

- развитие творческих способностей учащихся (написание самостоятельных работ творческого характера: сочинений, эссе, рецензий и т.д.);

- развитие навыков исследовательской работы (поиск ответов на поставленные преподавателем проблемные вопросы; выполнение конкурсных работ, предполагающих полную самостоятельность студента как в поиске языкового материала, в его исследовании, так и в его лингвистическом оформлении).

Таким образом, самостоятельная работа по русскому языку является

одним из путей закрепления знаний, формирования базовых умений; основой развития творческой активности студентов; основой развития навыков исследовательской работы первокурсников.

Контроль за организацией студентами колледжа самостоятельной работы достигается в процессе постоянного контроля за выполнением заданий, а также в ходе регулярной проверки их знаний по темам программы, что содействует организации тематического учёта знаний студентов, помогает мобилизовать их деятельность.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

В процессе работы предусмотрено выполнение студентами первого курса целого ряда практических заданий, в том числе и самостоятельного характера:

- содержательный анализ культуроведческих и профессионально ориентированных текстов;

- самостоятельный подбор и анализ профессионально ориентированных текстов;

- анализ изучаемых языковых единиц;

- работа с ключевыми словами текста;

- концептуальный анализ наиболее важных слов русской культуры и профессиональных слов;

- работа с блоками по теме (умение читать блоки, находить необходимый материал, заполнять недостающие звенья блока и т.д.);

- упражнения классификационного типа;

- самостоятельное построение диалогических и монологических высказываний в устной и письменной форме на лингвистические и другие темы, предложенные преподавателем;

- исправление ошибок, допущенных в письменных работах;

- выполнение упражнений практико-ориентированного характера по теме занятия;

- выполнение различных видов разбора, предусмотренных программой (фонетический, разбор слова по составу, словообразовательный разбор, морфологический, синтаксический, лексический, орфографический, пунктуационный);

- работы с различными лингвистическими словарями, необходимой учебной и научно-популярной литературой;

- различные виды диктантов (объяснительные, восстановленные, предупредительные, выборочные, свободные, по аналогии, творческие и т.д.);

- конструирование языковых единиц по заданным моделям;

- наблюдение над языковыми единицами;

- группировка трудных для написания слов по орфографическим видам и типам;

- образование грамматических форм с заданными свойствами;

- выполнение заданий, требующих применения полученных теоретических знаний, тренировки практических умений и навыков и т.д.

Наши рекомендации