Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):
ОПК-3 «Владеет основами речевой профессиональной культуры»
СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».
СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».
СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».
СК-5 «Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития»
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать пути пополнения словарного состава русского языка; механизмы функционирования и тенденции развития словарного состава русского языка; основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы языка; основные механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; социальные и стилевые характеристики лексических и фразеологических единиц; основные понятия о функциях языка.
уметь определять язык – источник заимствования; характеризовать лексику с точки зрения положения на шкале времени; определять виды языковых значений; использовать основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы; обосновывать механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; дискутировать по спорным вопросам русистики; использовать лексико-фразеологические единицы разных социальных и стилевых пластов в различных социальных и профессиональных ситуациях; объяснять внешние и внутренние причины изменений языковой системы; анализировать лексику текстов различных стилей и жанров.
владетьприемами синхронного и диахронного анализов единиц языковой системы; приемами лексико-семантического анализа единиц лексической системы; навыками функционально-стилистического и социолингвистического анализов лексико-фразеологических единиц; приёмами сравнительно-сопоставительного анализа лексических единиц русского и других изучаемых языков; лексико-фразеологическим богатством русского языка для решения различных социальных и профессиональных задач; основными понятиями о функциях языка и законах его развития; приемами лексического анализа текста.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | |||||
ОК-1 | ОПК-3 | СК-1 | СК-2 | СК-4 | СК-5 | |||
Раздел 1. Введение. | + | |||||||
1. | Лексикология как раздел науки о языке | + | ||||||
Раздел 2. Русская лексикография | + | + | + | + | ||||
2. | История и типология словарей | + | ||||||
3. | Отражение лексической системы в словарях | + | + | + | ||||
Раздел 3. Лексика как система | + | + | + | + | + | |||
4. | Формирование лексической системы. Виды системных отношений.. . | + | + | + | ||||
5. | Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ. | + | ||||||
6. | Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике | + | ||||||
7. | Омонимия как отражение лексической парадигматики | + | ||||||
8. | Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики | + | + | |||||
9. | Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике | + | + | |||||
10. | Синтагматические связи в лексике | + | + | |||||
Раздел4. Социолингвистический аспект изучения лексики | + | + | + | + | + | + | ||
11. | Социально-функциональная характеристика лексики русского языка | + | + | + | ||||
12. | Функционально-стилевоe расслоение лексики | + | + | + | ||||
13. | Русская лексика в динамической аспекте | |||||||
14. | Русская лексика с точки зрения происхождения | + | + | |||||
Раздел 5. Русская фразеология | + | + | + | |||||
15. | Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ) | |||||||
16. | Функциональные характеристики фразеологических единиц | + | + | + | ||||
Итого: |
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Профиль «Русский язык и литература»
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |
Очная | ||
Номера семестров: | ||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | Не предусмотрено программой | |
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | ||
Работа с литературой | ||
Конспектирование первоисточников | ||
Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений | ||
Выполнение творческих работ | ||
Проверочная работа (самостоятельно) | ||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 141 / 3,75 | |
Входной контроль(вид, № семестра) | устный опрос – 2 семестр | |
Текущий контроль(вид, № семестра) | 2 проверочные работы (по лексикографии и системности лексики) , тестирование -2 семестр | |
Форма промежуточной аттестации(экзамен) - 2семестр | Экзамен - 2 семестр |