Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):

ОПК-3 «Владеет основами речевой профессиональной культуры»

СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».

СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».

СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».

СК-5 «Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития»

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать пути пополнения словарного состава русского языка; механизмы функционирования и тенденции развития словарного состава русского языка; основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы языка; основные механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; социальные и стилевые характеристики лексических и фразеологических единиц; основные понятия о функциях языка.

уметь определять язык – источник заимствования; характеризовать лексику с точки зрения положения на шкале времени; определять виды языковых значений; использовать основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы; обосновывать механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; дискутировать по спорным вопросам русистики; использовать лексико-фразеологические единицы разных социальных и стилевых пластов в различных социальных и профессиональных ситуациях; объяснять внешние и внутренние причины изменений языковой системы; анализировать лексику текстов различных стилей и жанров.

владетьприемами синхронного и диахронного анализов единиц языковой системы; приемами лексико-семантического анализа единиц лексической системы; навыками функционально-стилистического и социолингвистического анализов лексико-фразеологических единиц; приёмами сравнительно-сопоставительного анализа лексических единиц русского и других изучаемых языков; лексико-фразеологическим богатством русского языка для решения различных социальных и профессиональных задач; основными понятиями о функциях языка и законах его развития; приемами лексического анализа текста.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОК-1 ОПК-3 СК-1 СК-2 СК-4 СК-5
  Раздел 1. Введение.       +    
1. Лексикология как раздел науки о языке       +    
  Раздел 2. Русская лексикография + + + +    
2. История и типология словарей     +      
3. Отражение лексической системы в словарях + +   +    
  Раздел 3. Лексика как система   + + + +   +
4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений.. . +   +     +
5. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.         +    
6. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике       +    
7. Омонимия как отражение лексической парадигматики       +    
8. Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики   +   +    
9. Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике   +   +    
10. Синтагматические связи в лексике   +   +    
  Раздел4. Социолингвистический аспект изучения лексики + + + + + +
11. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка + +   +    
  12.     Функционально-стилевоe расслоение лексики + +       +
13. Русская лексика в динамической аспекте            
14. Русская лексика с точки зрения происхождения     +   +  
  Раздел 5. Русская фразеология + +     +  
15. Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ)            
16. Функциональные характеристики фразеологических единиц + +     +  
  Итого:            

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Профиль «Русский язык и литература»

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР) Не предусмотрено программой
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
  Работа с литературой
Конспектирование первоисточников
Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений
Выполнение творческих работ
Проверочная работа (самостоятельно)
   
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 141 / 3,75
Входной контроль(вид, № семестра) устный опрос – 2 семестр
Текущий контроль(вид, № семестра) 2 проверочные работы (по лексикографии и системности лексики) , тестирование -2 семестр
Форма промежуточной аттестации(экзамен) - 2семестр Экзамен - 2 семестр

Наши рекомендации