Особенности усвоения грам.строя речи детьми

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.

Грамматика– это наука о строе языка, о его законах.

Она объединяет словообразование, морфологию, синтаксис.

Морфология изучает грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам) ; синтаксис – словосочетания и предложения, построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов).

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. / Будет ли понятна следующая мысль, не оформленная грамматически: ярко сиять улица солнце май. – имелось ввиду: на улице ярко сияет майское солнце. Однако, в первом варианте не соблюден порядок слов в предложении, слова не согласованы между собой в роде, числе, падеже, от слова «май» не образовано слово «майский»./

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание, а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение:

1).только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

2 речь начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда ребенок овладевает монологической формой речи.

3).Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

4).оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка.

5). оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Условия успешного формирования грамматического строя:

1.правильная организация предметной деятельности (т.к. в ней устанавливаются связи между предметами, выраженными в граммат. форме),

2.повседневное общение детей со сверстниками и взрослыми,

3.специальные речевые занятия и упражнения, на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ГРАМ.СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЬМИ.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл

И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа (установление временных нервных связей, т.е. условный рефлекс). Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Но наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила стол»). То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым(См.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.)

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.).

У детей вызывает затруднение усвоение того, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком».

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка:

1. Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (аморфные- неизменяемые), которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Сначала предложение состоит из одного слова (бух; мяу), потом из нескольких аморфных слов (дай пать)

2. Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Дети начинают замечать связь между словами в предложении. В отличии от предыдущего этапа, ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Усваиваются многие грамматические формы.

3.Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы. (Усвоение типов склонений и спряжений) (от 3 до 7 лет). Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым. Формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Наши рекомендации