Практическое занятие №2

Литература

а) основная:

Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2008.

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. М., 2006.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи: учебное пособие. М., 2011.

Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979.

Котюрова М.П. Стилистика научной речи. М., 2010.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

б) дополнительная:

Баженова Е.А., Котюрова М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М., 1978.

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. М., 1976.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

Воронцова Т.А. Элементарная стилистика: учеб.-метод. Пособие. Ижевск, 2008.

Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.

Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение: учебное пособие. М., 2008.

Долинин К.А. Социалистический реализм в лингвистике (к истории функциональной стилистики в СССР)

Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

Земская Е.А., Китайгородская М.В.. Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981.

Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. М., 2011.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. 3-е изд. М., 1999.

Кругликова Л.Е. Структура лексического и фразеологического значения: учебное пособие. М., 1988.

Куликова И.С., Салмина Д.В. Введение в металингвистику. СПб., 2002.

Кушнерук С. П. Документная лингвистика (русский деловой текст): учебное пособие. Волгоград, 1999.

Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. М., 2003.

Лейчик В.Я. Терминоведение: предмет, методы, структура. 4-е изд., М., 2009.

Литневская Е.И. Письменные формы русской разговорной речи (К постановке проблемы): монография. М., 2011.

Мыркин В.Я. Чем определяется правильность и уместность языковых форм: языковая норма – речевая норма // Мыркин В.Я. Статьи по языкознанию. Архангельск, 2002. С. 188—198.

Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. М., 2010.

Основы научной речи: учеб. пособие / под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. СПб.: 2003.

Основы русской деловой речи: учеб. пособие / под ред. В.В. Химика. СПб., 2012.

Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. М., 1972.

Пекарская Л.А. Стилистика деловой речи: учебное пособие. Нижний Новгород, 2005.

Пожарицкая С.К. О возможности словарного описания разговорной речи // Русский язык в научном освещении. № 2 (16), 2009.

Прокопович Е.Н. Стилистика частей речи. М., 1969.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учебное пособие. М., 1988.

Ревзина О.Г. Некоторые вопросы и некоторые ответы к экзамену по стилистике (электр. версия).

Русский язык. Энциклопедия. М., 1997 (и любое издание).

Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

Скляревская Г.Н. Еще раз о проблемах лексикографической стилистики // Вопросы языкознания, 1988, №3, С. 184 – 97.

Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: учебное пособие. Новосибирск, 2004.

Химик В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.

Химик В.В. Сниженная речь в современном языковой коммуникации аудиолекции/ russianlectures.ru/ru/courses/himik

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

Шумарина М.Р., Шумарин С.И. Теория и практика научной речи. Балашов, 2008.

Практическое занятие №1

Тема: Стилистика как научная и учебная дисциплина. Основные понятия

и категории стилистики.

ПЛАН

1. Стилистика: объем и содержание понятия. Объект и предмет стилистики как учебной дисциплины.

2. Составные части стилистики по В.В. Виноградову. Предмет стилистики языка (языковых ресурсов), функциональной стилистики и стилистики речи (текста).

3. Понимание лингвистической стилистики на современном этапе развития языкознания, ее предмет и задачи, отличие от других лингвистических дисциплин.

4. Основные понятия стилистики: функциональный стиль и стилистическая коннотация (общие представления).

5. Понятие стилистической нормы, ее отличие от общеязыковой нормы.

6. К вопросу о составе функциональных стилей в современной русистике (традиционная номенклатура стилей).

Литература

Основная

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 2-е изд., перераб. М.,1993 (и др. переиздания).

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика современного русского языка. М., 2006.

Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

Дополнительная

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М., 1978.

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976.

Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Русский язык. Энциклопедия. М., 1997 (любое издание). – «Стиль», «Стилистика», «Коннотация»

Практическое задание

1.Выдающийся русский лингвист Г.О. Винокур писал: «Стилистика изучает тот же самый материал, который по частям изучается в других отделах истории языка, но зато с особой точки зрения». Уточните, с какой точки зрения изучает языковой материал стилистика? Иными словами, каков предмет изучения стилистики? Ответ сформулируйте сами.

2. Единицы каких языковых уровней обладают стилистическим значением? Вычеркните лишнее: 1) только с лексические, включая устойчивые сочетания; 2) грамматические формы; 3) синтаксические конструкции; 4) только лексические и грамматические; 5) произносительные варианты фонемы; 6) интонационный рисунок фразы; 7) нет решения (т.е. все эти единицы сразу).

3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем принципиальное отличие нормы стилистической от общеязыковой»? Приведите примеры норм разного уровня.

4. Ответьте аргументированно на вопрос: «Что понимают под функциональным стилем – стиль языка или речи разные ученые»?

5. Почему номенклатура функциональных стилей неодинакова у разных лингвистов?

6. Следует ли различать стилистические и речевые ошибки? Приведите примеры, используя данные вашей педагогической практики.

Практическое занятие №2

Тема: Стилистическая коннотация как важнейшая категория стилистики.

ПЛАН

1. Два основных подхода к истолкованию коннотации.

1.1. Широкое понимание коннотации.

1.2. Узкое понимание коннотации.

2. Два типа стилистической коннотации: языковая и речевая.

3. К вопросу о компонентах коннотации.

3.1. Широкое и узкое понимание экспрессивности.

3.2. Эмоциональность и оценочность как компоненты коннотации.

4. К вопросу о стилистическом, или функционально-стилевом, компоненте коннотации.

5. К вопросу о варьировании состава функциональных стилей в современной русистике.

6. Проблема отражения стилистической коннотации в толковых словарях.

Литература

Основная

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 2-е изд., перераб. М.,1993 (и др. переиздания).

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика современного русского языка. М., 2006.

Дополнительная

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителя. М., 1978.

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976.

Скляревская Г.Н. Еще раз о проблемах лексикографической стилистики // Вопросы языкознания, 1988, №3, С. 184 – 97.

Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Русский язык. Энциклопедия. М., 1997 (любое издание). – «Коннотация».

Практическое задание

1. В каких словарях фиксируются стилистические нормы и отражаются коннотации слов, языковых форм и фразеологизмов?

2. Сравните словарные стилистические пометы слов дрыхать, ряшка, хохотня, преть (2 и 3 ЛСВ), барахло, плешивый, крепыш, полный (о человеке) из следующих толковых словарей – ТСУ, ОШ, БТС. В каких случаях говорят о двуплановой стилистической коннотации? Всегда ли двойные (гибридные) словарные пометы указывают на такую двуплановость?

3. Выясните, чем конкретно отличаются классификации стилистических помет в ТСУ, ОШ, БТС? Подумайте, почему номенклатура словарных помет неодинакова в этих изданиях?

4. Попробуйте самостоятельно определить коннотации у северодвинских регионализмов шило (спирт), дежурка (пригородный поезд), подвериться, используя данные городских форумов (а также привлекая свой речевой опыт), анализируя не менее 10 документов (выдача по релевантности) для каждого слова.

5. Прочитайте статью Г.Н. Скляревской «Еще раз о проблемах лексикографической стилистики» (ВЯ, 1988, №3, С. 184 – 97). Подготовьтесь аргументированно рассуждать о проблемах отражения стилистической коннотации в толковых словарях.

6.Какие из приведенных слов коннотированны? Установите тип языковой / речевой стилистической коннотации: 1) потеряшка (о пропавшем без вести), 2) одиозный, 3) небезызвестный, 4) кайфовый. Меняются ли коннотации у этих слов, когда они «погружаются» в речь, используются в различных конситуациях? Приведите свои примеры расхождения между языковой и речевой коннотаций у конкретных слов.

Наши рекомендации