Шифр и наименование ООП __
Курс | Семестр | Контин-гент | Список литературных источников | Кол-во экземпляров | Коэффициент книгообеспеченности |
Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. | |||||
Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. | |||||
Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006. | |||||
Северьянова А.А. Современный русский литературный язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: Учеб.-мет. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Перемена, 1999. | |||||
Современный русский язык: Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 1. Фонетика. Лексикология. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 479 с. | 0.07/0.06 |
Составитель __
(Ф.И.О., должность, подпись)
Дата составления «___» _____________20___г.
Согласовано:
Зав. кафедрой _
(Ф.И.О., подпись)
Директор библиотеки _______________________________
(Ф.И.О., подпись)
Учебно-методические материалы лекционного курса
Систематическое изучение курса «Современный русский язык» начинается с лекций, где излагается теоретический материал, работа по усвоению и практическому применению которого затем продолжается на практических и лабораторных занятиях.
Лекционная форма организации интеллектуальной деятельности является одной из самых сложных для студентов, не владеющих еще в должной степени навыками оптимального восприятия и обработки устной информации. Поэтому на вводной лекции уделяется собое внимание вопросам культуры восприятия в актуальных видах и разновидностях речемыслительной деятельности1, а также информации о различных формах проведения лекционных занятий (лекция-беседа, или. «диалог с аудиторией», беглая «мозговая атака», лекция-дискуссия, лекция-«пресс-конференция», лекция-консультация)2, способствующих активному вовлечению слушателей в учебный процесс, разрушению ложных стереотипов, выработке навыков самостоятельного творческого поиска.
Лектор — всего лишь лоцман на извилистой многоводной реке современной научной информации, сказанное им не нужно дословно записывать как истину в последней инстанции (изложение материала в учебных пособиях всегда будет полнее, стройнее и информативнее самой подробной записи, сделанной на лекции). Во время лекции надо анализировать, обобщать, рассуждать вместе с преподавателем, попутно лишь тезисно фиксируя основной ход этого совместного мыслительного процесса.
Лекция 1.Понятие современного русского литературного языка. Фонетика как раздел курса "Современный русский литературный язык" (2 ч.)
Цель: дать представление о современном русском литературном языке, о его фонетическом уровне как системе.
Задачи:
–ознакомить с фонетикой современного русского литературного языка как учебной дисциплиной;
– дать понятие о фонеме и звуке как основных единицах фонетического уровня языка.
План
- Определение языка.
- Различные точки зрения на определение понятия «современный язык».
- Определение русского языка.
- Определение литературного языка (различные взгляды лингвистов).
- Фонетика общая, частная, историческая, описательная.
- Объект фонетики СРЛЯ.
- Три аспекта изучения фонетики.
- Методы изучения фонетики.
Литература
1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.
2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
Оборудование
Доска, схема строения языка как системы
Используемые образовательные технологии
Лекция, элементы опроса и дискуссии
Вопросы для самопроверки
1. Сопоставить различные определения «современный», «русский», «литературный», «язык», сравнив вузовские учебники и учебные пособия. Пособие А.А. Северьяновой, С. 18.
2. Определение силы, высоты, тембра, длительности звука; артикуляции, артикуляционные базы русского языка.
Лекция 2. Учение о фонеме. Фонологические школы. (2 часа)
План
- Фонема и звук.
- Фонологические школы.
- Критерии фонемной интерпретации звуков (по ЛФШ и МФШ).
Литература
1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.
2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
Оборудование
Доска, схема строения языка как системы
Используемые образовательные технологии
Лекция, элементы опроса и дискуссии
Вопросы для самопроверки
- Пособие. Фонологические школы. С. 20.
- Конспекты: Руделев Б.Г. Фонология слова. Тамбов, 1975. (о фонологических школах); Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956 (3 глава «Типы научно-лингвистической транскрипции»).
Лекция 3. Система фонем СРЯ. Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков фонем. (2 часа)
План
• Система гласных фонем СРЯ (по ЛФШ и МФШ).
• Система и состав согласных фонем СРЯ (по ЛФШ и МФШ).
• Понятие основного оттенка фонемы.
Литература
1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.
2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
Оборудование
Доска, схема строения языка как системы