Шифр и наименование ООП __

Курс Семестр Контин-гент Список литературных источников Кол-во экземпляров Коэффициент книгообеспеченности
  Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.    
  Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.  
  Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.      
  Северьянова А.А. Современный русский литературный язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: Учеб.-мет. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Перемена, 1999.    
  Современный русский язык: Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 1. Фонетика. Лексикология. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 479 с. 0.07/0.06

Составитель __

(Ф.И.О., должность, подпись)

Дата составления «___» _____________20___г.

Согласовано:

Зав. кафедрой _

(Ф.И.О., подпись)

Директор библиотеки _______________________________

(Ф.И.О., подпись)

Учебно-методические материалы лекционного курса

Систематическое изучение курса «Современный русский язык» начинается с лекций, где излагается теоретический материал, рабо­та по усвоению и практическому применению которого затем про­должается на практических и лабораторных занятиях.

Лекционная форма организации интеллектуальной деятельно­сти является одной из самых сложных для студентов, не владеющих еще в должной степени навыками оптимального восприятия и обра­ботки устной информации. Поэтому на вводной лекции уделяется собое внимание вопросам культуры восприятия в актуальных ви­дах и разновидностях речемыслительной деятельности1, а также ин­формации о различных формах проведения лекционных занятий (лекция-беседа, или. «диалог с аудиторией», беглая «мозговая ата­ка», лекция-дискуссия, лекция-«пресс-конференция», лекция-кон­сультация)2, способствующих активному вовлечению слушателей в учебный процесс, разрушению ложных стереотипов, выработке на­выков самостоятельного творческого поиска.

Лектор — всего лишь лоцман на извилистой многоводной реке современной научной информации, сказанное им не нужно дослов­но записывать как истину в последней инстанции (изложение мате­риала в учебных пособиях всегда будет полнее, стройнее и инфор­мативнее самой подробной записи, сделанной на лекции). Во время лекции надо анализировать, обобщать, рассуждать вместе с препо­давателем, попутно лишь тезисно фиксируя основной ход этого со­вместного мыслительного процесса.

Лекция 1.Понятие современного русского литературного языка. Фонетика как раздел курса "Современный русский литературный язык" (2 ч.)

Цель: дать представление о современном русском литературном языке, о его фонетическом уровне как системе.

Задачи:

–ознакомить с фонетикой современного русского литературного языка как учебной дисциплиной;

– дать понятие о фонеме и звуке как основных единицах фонетического уровня языка.

План

  1. Определение языка.
  2. Различные точки зрения на определение понятия «современный язык».
  3. Определение русского языка.
  4. Определение литературного языка (различные взгляды лингвистов).
  5. Фонетика общая, частная, историческая, описательная.
  6. Объект фонетики СРЛЯ.
  7. Три аспекта изучения фонетики.
  8. Методы изучения фонетики.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

1. Сопоставить различные определения «современный», «русский», «литературный», «язык», сравнив вузовские учебники и учебные пособия. Пособие А.А. Северьяновой, С. 18.

2. Определение силы, высоты, тембра, длительности звука; артикуляции, артикуляционные базы русского языка.

Лекция 2. Учение о фонеме. Фонологические школы. (2 часа)

План

  1. Фонема и звук.
  2. Фонологические школы.
  3. Критерии фонемной интерпретации звуков (по ЛФШ и МФШ).

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Используемые образовательные технологии

Лекция, элементы опроса и дискуссии

Вопросы для самопроверки

  1. Пособие. Фонологические школы. С. 20.
  2. Конспекты: Руделев Б.Г. Фонология слова. Тамбов, 1975. (о фонологических школах); Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956 (3 глава «Типы научно-лингвистической транскрипции»).

Лекция 3. Система фонем СРЯ. Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков фонем. (2 часа)

План

• Система гласных фонем СРЯ (по ЛФШ и МФШ).

• Система и состав согласных фонем СРЯ (по ЛФШ и МФШ).

• Понятие основного оттенка фонемы.

Литература

1. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

Оборудование

Доска, схема строения языка как системы

Наши рекомендации