Лингвистика детской речи 8 страница
Готовность ребенка к усвоению плана содержания морфологической категории определяется в первую очередь уровнем его когнитивного развития. При этом когнитивное развитие является первичным по отношению к развитию языковому.
Ребенок не в состоянии усвоить семантической оппозиции, лежащей в основе категории числа, пока он не научится хотя бы начаткам количественных сопоставлений, т. е. сможет разграничивать один — не один предмет. Категория времени усваивается только после того, как ребенок освоил соотношение действия с моментом речи об этом действии, т. е. в его сознании выработалась некая точка отсчета, по отношению к которой в языке разграничены прошлое, настоящее, будущее. Это обычно происходит в 1 г. 10 мес. — 1 г. 11 мес.
Категорию лица ребенок осваивает позднее (около двух лет). Овладение ею становится возможным лишь после того, как у него
* Мы имеем в виду самый распространенный вид грамматического содержания — с°Держание семантическое (кроме него, существует еще и структурное содержание — см-: Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. — Л., 1976).
сформируется умение вычленять себя из социума, осознавать свое «я», противопоставленное как собеседнику, так и лицам, не принимающим участия в речевом акте.
Очень трудна для усвоения категория рода существительных; ее понимание тормозит отсутствие представлений о так называемом «естественном» поле живых существ.
Можно признать справедливость слов А.Н.Гвоздева о том, что в первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением. Знаменательно, что в речи ребенка в одно и то же время появляются не только грамматические, но и лексические средства выражения определенного содержания, т. е. речь идет о формировании функционально-семантических (понятийных) полей*.
Еще А.Н.Гвоздевым было обнаружено, что формы множественного числа появились у его сына одновременно со словом НЕГА (много). Будущее время усваивается около двух лет, в это же самое время ребенок начинает употреблять слова скоро и сейчас.
Для усвоения' морфологической категории существенно количество компонентов, ее образующих. Овладеть многочленными категориями сложнее, чем двучленными. В ряде случаев многочленные категории сводятся первоначально к двучленным. Так, категория падежа в современном русском языке шестичленная, однако многие дети, как уже говорилось, в течение какого-то времени обходятся в своей речевой деятельности противопоставлением прямой падеж — косвенный падеж, и только позднее косвенный падеж расщепляется на ряд других падежей.
Важна и связь морфологической категории с лексикой. Чем меньше зависимость от лексики, тем легче и быстрее осваивает ребенок морфологические категории. Если морфологическая категория по-разному выявляется в разных группах лексики, то раньше усваивается ее фукционирование в тех лексико-грамматических разрядах, где она имеет наиболее четкую семантическую мотивировку. Так, по отношению к категории числа существительньм прежде всего усваивается противопоставление форм единственного и множественного числа в сфере конкретно-предметных существительных, значительно позднее — в группе существительных, именующих действия.
Легкость или трудность усвоения плана выражения морфол< гической категории зависит, в первую очередь, от стандартности нестандартности формальных средств ее представления. Так, срав
* О функционально-семантических категориях и полях см. серию коллективных монографий с общим названием «Теория функциональной грамматики», подготовленных под руководством А. В. Бондарко и увидевших свет в период 1987—1996 гг.
нительно раннему усвоению категории глагольного времени способствует четкость и стандартность формальных показателей времени: суффикса -Л прошедшего времени, флексий настоящего и будущего времени. Чем больше выявлены в морфологической форме черты агглютинативности, тем проще ее усвоение, чем выше фузионность формы, чем теснее спаяны основа и формообразующий аффикс, тем труднее поддаются они расчленению в языковом сознании ребенка, тем сложнее протекает их усвоение.
Для усвоения плана выражения морфологической категории чрезвычайно существенно то, насколько широко в нем представлена формальная вариативность формообразующих средств. Наличие формальной вариативности, если она не является содержательно обусловленной или содержательные различия еще недоступны ребенку из-за недостаточного уровня его когнитивного развития, существенно замедляет процесс усвоения данной категории. Известно, что ребенок может в течение длительного времени, верно выбирая падеж, неверно конструировать падежную форму, используя флексию, относящуюся к другому типу склонения (КУШАЮ ЛОЖКОМ, КРАШУ КИСТЕМ). Другой пример связан с механизмом образования парных глаголов несовершенного вида с использованием одного из двух возможных суффиксов. Выбрав нужную форму вида, ребенок зачастую выбирает не соответствующий норме суффикс (РАЗРУБ-ЛИВАТЬ вместо разрубать, ОБРУШАТЬ вместо обрушивать).
Сложно ребенку разобраться в разноуровневых средствах выражения морфологических значений. В русском языке различия между формами могут быть выражены не только с помощью специализированных, облигаторных средств (формообразующих суффиксов и флексий), но и с помощью средств факультативных (перемещения ударения, чередований, наращений основы, супплетивизма). В течение определенного времени ребенок прибегает к помощи лишь основного, специализированного средства выражения формальных различий — формообразовательных аффиксов. Отсюда формы РОТА вместо рта, КРАСЮ вместо крашу и т.п.
Высказывание А.Н.Гвоздева относительно того, что «грамматический строй к трем годам в основном является усвоенным», следует трактовать следующим образом. Да, действительно, к трем го-Дам в основном усвоены план содержания морфологических категорий (не считая некоторых частных подтипов), а также основные стандартные, специализированные средства плана выражения. Окончательное же овладение планом выражения морфологических категорий, предполагающее способность в соответствии с существующей языковой нормой конструировать морфологические формы, Растягивается на ряд последующих лет.