Виды упражнений | Задания |
Фонетические упражнения (формируют фонетические умения) | 1. Различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить); 2. Смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день); 3. Деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги; 4. Постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. Число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями; 5. Группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой – с мягкими и т.д.; 6. Определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова. |
Фонетико-графические упражнения (служат для различения звуков и букв) | 1. Обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами; 2. Определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем); 3. Расположите слова по алфавиту; 4. Подчеркните буквы, не совпадающие со звуками. |
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса | 1.Укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.); 2. Подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову; 3. Найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы; 4. Определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово; 5. Составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам); 6. Составьте предложения с указанным значением данного слова; 7. Найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении. |
Морфемныеупражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова | 1. Найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру); 2. Обозначьте условными знаками части слова; подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); 3. Выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик); 4. Сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.); заполните таблицу, используя данные примеры; 5. Разберите слова по составу; 6. Определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется. |
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова и служат основой формирования орфографических умений и навыков | 1. Определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; 2. Составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); 3. Определите способ образования слова; 4. Подберите однокоренные слова к данному слову. |
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков | 1. Опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; 2. Подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; 3. Постановка слова в указанной форме; составление парадигмы слова; 4. Разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; 5. Группировка слов по частям речи, их разрядам; 6. Составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; 7. Полный или частичный морфологический разбор слова. |
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся | 1. Отграничение одних синтаксических структур от других; 2. Определение структуры данной синтаксической единицы; 3. Нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; 4. Составление схем предложений; 5. Составление предложений по схемам; 6. Составление предложений указанной структуры; 7. Полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. |