Слово и значение. Многозначность слова
Лексикология
Исторические изменения словарного состава языка
Практические задания
1.Определите, к активному или пассивному словарю относятся следующие слова. Охарактеризуйте слова, относящиеся к пассивному словарю (устаревшие слова, неологизмы, специальная лексика).
Дискотека, целинник, макияж, велеречивый, флорист, ранец, видеомагнитофон, политбюро, спонсор, мэр, плейер, инфляция, купец, литавры, орфоэпия, мимикрия, стереофония, предприниматель, лицей, коммуна, стройотряд, брифинг, джинсы, информатика, верлибр, менеджер, блюминг, перестройка, милосердие, президент, компьютер, сериал, жерло.
2.Найдите в следующих текстах историзмы и архаизмы. К архаизмам подберите современные эквиваленты.
Я вижу град Петров чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигшийся из блат. (Вяз.)
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум. (П.)
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (П.)
Одно сказать оставалось:
Поклон тебе, боярин Глеб Мироныч,
Что воеводство мне ты уступил,
Что, о себе не мысля, за меня
Стоял на вече! (А.К.Т.)
Князь Ростислав в земле чужой
Лежит на дне речном,
Лежит в кольчуге боевой,
С изломанным мечом.
Днепра подводные красы
Лобзаться любят с ним
И гребнем витязя власы
Расчесывать златым. (А.К.Т.)
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им –
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой. (Тютч.)
Молода и черноока,
С бледной смуглостью ланит,
Прорицательница рока,
Предо мной дитя востока,
Улыбаяся, стоит. (Фет)
3.Найдите семантические архаизмы в следующих отрывках из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал…
Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Зачем у вас я на примете?..
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
4.С какой целью используется устаревшая лексика в следующих текстах? Определите стилистическую функцию историзмов и архаизмов.
Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездонная черница! –
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы! (Цв.)
Тверже камня краеугольного,
Клятвой смертника на одре:
Да не будет вам счастья дольнего,
Муравьи, на моей горе! (Цв.)
Вот он – гляди – уставший от чужбин,
Вождь без дружин.
Вот – горстью пьет из горней быстрины –
Князь без страны.
Там все ему: и княжество, и рать,
И хлеб, и мать.
Красно твое наследие, - владей,
Друг без друзей! (Цв.)
На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты – каменный, а я пою,
Ты – памятник, а я летаю. (Цв.)
Царь Борис – во схиме Боголеп –
Был образом цветущ,
Сладкоречив вельми,
Нищелюбив и благоверен,
Строителен зело и о державе
попечителен.
Держась рукой за верх срачицы, клялся
Сию последнюю со всеми разделить.
Единое имел неисправление:
Ко властолюбию несытое желанье
И ко врагам сердечно прилежанье.
Таков был царь Борис. (Вол.)
Понеже
Понеже говорят подьячие в приказе:
Понеже без него не можно им прожить,
Понеже слово то показано в указе,
Понеже в выписке оно имелось быть,
Понеже секретарь им сделался в заразе,
Понеже следует везде его гласить,
Понеже состоит вся сила их в понеже,
Затем и не живет у них понеже реже. (Богд.)
Нет, не ресницы славлю я, но вежды,
Не взгляд, но взор сестры своей Надежды
И светлыми словами неустанно
Уста и очи славлю у Светланы.
Ланитами я щеки назову,
Румянец Веры вспомнив наяву,
И называю пальцы я перстами,
Над пяльцами увидев руки Тани. (Нар.)
5.К следующим архаизмам подберите современные синонимы.
Определите тип архаизмов.
Выя, чело, глаголить, паки, зело, уста, старец, вояж, чужестранец, рачительный, тщетный, сей, особливо, ответствовать, токмо, нощь, глагол «слово», оне, златой, нервический, рыбарь, нумер, аглицкий, млеко, содейство, зала, санатория, роги, цыганы, колена, гость «купец», язык «народ».
6.Какие из следующих однокоренных слов имеют признаки старославянского происхождения?
Берег – брег, голос – глас, ровный – равный, невежа – невежда, чуждый – чужой, освещать – свеча, посвящать – посвятить, единый – один, агнец – ягненок, юродивый – уродливый, гражданин – горожанин, здоровье – здравствовать, излить – вылить, испить – выпить, вожак – вождь.
7.Определите пути появления следующих неологизмов в русском языке.
Имидж, маркетинг, пейджер, ракушка (гараж), правозащитник, морж (любитель зимнего плавания), штрих (паста для исправления опечаток), телемост, зарубежье, перестройка, бомж, рейтинг, триллер, продюсер, продюсерство, машина (компьютер), застой, иномарка, варенки (джинсы), видеоклип.
8.Как сложилась судьба слов, которые в 20-е или 30-е годы ХХ века являлись неологизмами: а) перешли в активный словарь; б) стали историзмами или архаизмами?
Буденовец, женотдел, коллективизация, метро, октябренок, колхоз, продотряд, профсоюз, вожатый, ударник, красноармеец, ревком, светофор, советский, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, шефствовать, трудодень, рабфак, универмаг.
9.Определите, каким путем возникли следующие неологизмы в русском языке в конце ХХ века и какова их стилистическая прикрепленность. Отметьте слова, бывшие устаревшими и вернувшиеся в активный словарь.
- Мясорубка – «насильственные действия по отношению к людям (репрессии, убийства и т.п.)»;
- руль - «главный орган, центр управления государством»;
- архитектура - «устройство (организации, государства и т.п.) как единое целое»;
- марафон - «о длительной и напряженной борьбе за лидерство в чем-либо»;
- аллергия - «отрицательное отношение, нетерпимость к кому-л., чему-л.»;
- команда - «ближайшее окружение какого-л. политического лидера»;
- элита - «привилегированная верхушка общества»;
- кормушка - «место во властных структурах как источник личной выгоды»;
- придворный - «служащий интересам властей»;
- самодержавие - «неограниченная государственная власть»;
- деревянный - «о российских рублях»;
- купец – «предприниматель, занимающийся торговлей»;
- лавка – «небольшой частный магазин»;
- лавочник – «о том, кто занимается торговлей»;
- коробейник – «уличный торговец»;
- челнок – «мелкий торговец»;
- частник – «владелец автомобиля (обычно занимающийся частным извозом)».
10.Найдите индивидуально-авторские неологизмы и определите, как они образованы.
Здесь плечо шоколадят лучи.
Здесь лучи и ручьи – все врачи! (М.Львов)
Отшельничаю, берложу,
отлеживаюсь в березах,
лужаечный, можжевельничий,
отшельничаю…(Возн.)
Я мечтаю, что когда-нибудь смогу
Не построчно получать, а посердечно:
Хоть одно людское сердце - за строку. (Рожд.)
Вы себе представляете
парижских женщин
с шеей разжемчуженной,
разбриллиантенной рукой…(Маяк.)
Но в быту
походкой рачьей
пятятся многие
к жизни фрачьей. (Маяк.)
Тифлисцев
узнаешь и метров за сто:
гуляют часами жаркими,
В моднейших шляпах,
в ботинках носастых,
этакими парижками. (Маяк.)
11.Каким фонетическим, морфологическим, семантическим изменениям подверглись следующие заимствованные слова в процессе их освоения русским языком?
Политика (греч. politike «искусство управления государством», ср.р.), спорт (англ. sport «спорт, охота, рыбная ловля», «болельщик», «щеголь», «развлечение»), музей (лат. museum «храм муз»), генерал (лат. generalis «общий, главный»), вуаль (франц. voile «тонкая сетка для шляпы», м.р.), митинг (англ. meeting «встреча»), бис (лат. bis «дважды»), лозунг (нем. Losung «призыв», ж.р.).
12.Какие фонетические, грамматические или словообразовательные признаки свидетельствуют о заимствованном происхождении следующих слов? По «Словарю иностранных слов» определите, из какого языка заимствованы данные слова.
Гений, герой, анкета, бюллетень, бюро, кювет, программа, кафе, антенна, вокзал, рюкзак, колледж, джинсы, хаки, шоссе, пюре, режиссер, табло, мэр, дуэт, диета, коалиция, пион, абитуриент, мини, актер, массаж, амплуа, концертмейстер, плиссе, антибиотики, атеизм, акванавт, такси.
13.Как происходит освоение следующих иноязычных слов в русском языке? Какие звуковые изменения при этом происходят?
Английские заимствования:пижама < pyjamas [pɪ'ʤɑːməz], футбол < football ['futbɔːl], хоккей < hockey ['hɔkɪ], дизайн < design [dɪ'zaɪn], джемпер < jumper ['ʤʌmpə], трамвай < tramway ['træmweɪ].
Немецкие заимствования:герцог < Herzog ['hertsɔ(ː)k], ура < hurra [hu'rα:], залп < Salve [zalvə], ландшафт < Landschaft [lant∫aft], шприц < Spritze [∫prıtsə ], кафель < Kachel ['kα:xə l], фартук < Fahr+Tuch ['fα:rtux], офицер < Offizier [’ɔfi 'tsi:r].
Французские заимствования:бюро < bureau [buro:], актер < acteur [aktoer], балл < balle [bal], багаж < bagage [baga:ʒ], меню < menu [moenu], балет < ballet [balε], паркет < parquet [parkε].
14.Укажите различия в значении следующих синонимов.
Мемуары – воспоминания, реставрация – восстановление, копия – снимок, афиша – объявление, лакей - слуга, игнорировать – пренебрегать, орфография – правописание, позитивный – положительный, эмоции – чувства.
15.Подберите иноязычные синонимы к следующим словам.
Рукопись, подробный, вывоз, ввоз, разговор, растительность, смешной, волшебник, учитель, огромный, ядовитый.
16.Подберите русские эквиваленты к следующим заимствованным словам.
Индустрия, приоритет, апробировать, интеллектуальный, интенсивный, метаморфоза, редукция, рефлексия, референдум, абстрактный, полемика.
17.Объясните образование следующих калек.
Влияние < influence (франц.), впечатление < impression (франц.), ввоз < import (англ.), вывоз < export (англ.), предрассудок < préjugé (франц.), предлог < praepositio (лат.), рассеянный < distrait (франц.), предмет < objectum (лат.), наречие < adverbium (лат.), водород < hydrogenium (лат.), подразделение < subdivision (франц.), сверхчеловек < übermensch (нем.), преображение < metamorphosis (греч.).
Вопросы по теме «Исторические изменения словарного состава языка»
1. Что такое активный и пассивный словарь?
2. От чего зависит граница между активным и пассивным словарем человека? Постоянна ли она?
3. Каковы основные причины исторических изменений в словарном составе языка?
4. Назовите основные пути изменений лексического состава языка.
5. На какие две группы делятся слова, вышедшие из употребления? Как они называются?
6. Какие вам известны типы архаизмов?
7. Что такое неологизмы? Какими путями возникают неологизмы?
8. В чем заключается семантический путь обогащения словарного состава языка?
9. Что такое заимствованная лексика? Какими путями распространяются заимствования?
10.Какие изменения претерпевают заимствованные слова?
11.Что такое словарная калька?
Слово и значение. Многозначность слова
Практические задания
1.Определите тип переносного значения в следующих примерах.
Холодный - «равнодушный, сдержанный», сирена – «сигнал тревоги», шапка – «газетный заголовок», переварить – «усвоить», мотор - «автомобиль, такси», шпильки – «туфли на тонком высоком каблуке», цвести - «хорошо выглядеть», испариться – «исчезнуть, уйти», резина - «шины», зебра – «пешеходный переход», корочки – «диплом, удостоверение», окно – «свободное время между занятиями», штопор – «фигура высшего пилотажа», фонарь - «синяк под глазом».
2.Какие типы переносных значений представлены в следующих словах современного английского языка?
Town 1) город, 2) население города;
Table 1) стол, 2) еда, 3) таблица, расписание, 4) общество за столом;
Eye 1) глаз, 2) зрение, 3) взгляд, 4) ушко, петелька;
Read 1) читать, 2) изучать;
Mirror 1) зеркало, 2) отображение;
Pen 1) перо, 2) ручка с пером, 3) писатель, 4) литературный труд;
Goose 1) гусь, 2) простофиля;
Brain 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) электронно-вычислительная машина.
3.Определите значения слов в следующих словосочетаниях. Установите, где слова употреблены в переносных значениях, укажите тип переноса.
а) Яркое солнце – яркие краски – яркий талант, ржаное зерно – зерно истины, посуда из фарфора – отдел фарфора и фаянса, злой умысел – злая тоска, хвост собаки – хвост поезда, бронзовая монета – бронзовый загар, разбить стакан – выпить стакан воды, идет диктант – сдать диктант, собирать чай – выпить чай;
б) крутой обрыв – крутой нрав – крутая брань, картины Левитана – любить Левитана, светлая аудитория – аудитория волновалась, перевод книги – сделать перевод, лапы медведя – еловые лапы, умственная работа – печатные работы, снег тает – звуки тают вдали.
4.Определите, как изменилось значение следующих слов. Отметьте, в каких случаях произошло расширение и сужение их значения.
Квас, пиво, ошеломить, опешить, бумага, зелень, красить, белить, чернила, стрелять, перо, машина, горница, пленить.
5.Найдите слова, употребленные в переносном значении, и определите тип переноса.
На небе светил серебряный полумесяц, было много звезд. (Ч.)
Сибирь начала дышать в нашу сторону, и субтропики южного приморья начали одеваться в сибирский наряд. (Пр.)
По теневой стороне двигался человеческий муравейник – светлые платья, светлые шляпы, голые руки, персиковые щеки, влажные глаза, веселый говор встречи, деловая суета и созерцательное безделье. (А.Т.)
Гитары, скрипка и саксофон, прежде чем начать играть, выпивают по стакану пива. Протирая круглые очки, саксофон делится со скрипкой городскими новостями. (Ибн.)
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале. (П.)
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (П.)
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою. (П.)
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал. (П.)
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Исак.)
…И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает – здесь конец…
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец. (Багр.)
Апрель ударил голубым крылом
О городскую черствую дорогу.
И вот со звоном выкатился лом
Из шумной двери солнцу на подмогу. (Исак.)
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой улегся лес. (Кедр.)
Я три тарелки съел!
- И полно, что за счеты! (Кр.)
И повторяю всюду и везде:
Не в соли соль. Гвоздь тоже не в гвозде. (Матв.)
Пытаются шептать клочки афиш,
пытается кричать железо крыш,
и в трубах петь пытается вода,
и так мычат бессильно провода. (Евт.)
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. (Евт.)
6.Определите, в каких примерах слова употребляются в переносных значениях. Какие отношения лежат в основе метонимических переносов?
1. Обстоятельства ранения неизвестны. Ранение получено при неизвестных обстоятельствах. 2. Сделать перевязку рваной раны нелегко. Наложить перевязку на рваную рану нелегко. 3. Отопление помещений производится с октября по апрель. Отопление включено с октября по апрель. 4. Я нашел место вашей зимовки. Я нашел вашу зимовку. 5. Непристойность этого ответа ни с чем не сравнима. Этот ответ – ни с чем не сравнимая непристойность. 6. Он известен своей странностью. Он известен своими странностями. 7. Она занимается шитьем. Шитье лежит на стуле. 8. Изделия из саксонского фарфора славились еще в XVII веке. Саксонский фарфор славился еще в XVII веке. 9. В аудитории раздались аплодисменты. Аудитория зааплодировала. 10. Мех белки ценится как материл для полярных унт. Белка ценится как материал для полярных унт. 11. Ему присвоили звание полковника. Он стал полковником.
7.Употребите следующие слова в контекстах так, чтобы они выступали в прямом и переносном, метонимическом, значении.
Банальность, подлость, заимствование, перечисление, вышивка, полоскание, обивка, освещение, проход, укус, остановка, шёлк, класс, кролик, хрусталь, Лондон.
8.Какой тип переноса наименований иллюстрируют следующие примеры?
Русск.:бостон, мадера, москвич (автомобиль), форд, Плюшкин, Отелло, Дон Жуан, батист, кесарь, нарзан, золото (деньги), слива (плод), подошва (горы), золотой (хороший), золотой (желтый), соленье (как продукт).
Англ.:winchester (охотничье ружье), china (фарфор), havana (сигара), pullman (вагон), hooligan (от фамилии преступника), mauser (ружье), heart (любовь), breast (совесть), aster (астра), town (население города), sardins (от Сардиния).
9.В чем совпадают и чем различаются зоосемические переносы в английском, французском и русском языках?
Англ.:bulldog (бульдог) – “упрямый”, gudgeon (пескарь) – “простак”, fox (лиса) – “хитрец”, bear (медведь) – “неуклюжий”, pig (свинья) – “обжора”, monkey (обезьяна) – “кривляка”, serpent (змея) – “злой”, cat (кошка) – “злая женщина”, mole (крот) – “близорукий”, peacock (павлин) – “тщеславный”, pigeon (голубь) – “глупый”, puppy (щенок) – “молокосос”.
Франц.:aigle (орел) – “герой”, lion (лев) – “храбрец”, dindon (индюк) - “глупец”, mouton (баран) – “доносчик”, pigeon (голубь) – “простофиля”, renard (лис) – “хитрец”, coq (петух) – “важное лицо”, crapaud (жаба) – “некрасивый”.
10.Объясните образование следующих лингвистических терминов.
Языковедение, кириллица, многозначность, местоимение, лексикология, язык, производящая основа, ротовая полость, сильная позиция, тембр, темп, ударение, семасиология, палатализация, орфография, вид, гортань, вокализм, двуязычие, дифтонг, историзм.
11.Объясните нежелательность употребления следующих слов и подберите к ним эвфемизмы.
Старый, беременная, опаздывать, умереть, потолстеть, украсть, выгнать, врать, смерть, глупый.
12.Сравните эвфемизмы к слову черт в разных языках.
Русск.:нечистый, нечистая сила, черный, враг, лукавый, он, не к ночи будь помянут.
Англ.:Dickens, Old Hurry, Lord Hurry, Old Nick, Scratch, Davy Jones.
Вопросы по теме «Слово и значение. Многозначность слова»
1. Приведите определение лексического значения слова.
2. Что такое полисемия?
3. Почему большинство слов любого языка многозначны?
4. Какие выделяются типы лексических значений?
5. Что такое расширение и сужение значения слова?
6. Существуют ли однозначные слова? В чем отличие в их употреблении от употребления многозначных слов?
7. Что такое прямое и переносное значение слова?
8. На каком виде переноса значений основана метафора?
9. На чем основаны метонимия и синекдоха? На основании каких признаков может осуществляться метонимический перенос?
10.Что такое зоосемические переносы? На каком виде переноса значений они основаны? Какова их роль в языке?
11.Что такое термин? Чем обусловливается появление терминов?
12.Каковы основные пути образования терминов?
13.Что такое табуированная лексика?
14.Что такое эвфемизмы? В чем заключаются основные причины возникновения эвфемизмов?
Омонимия
Практические задания
1.Определите, какой тип омонимии представляют следующие слова.
Высокие ели – ели картошку, рой пчел – рой яму, голосовые связки – связки сушек, посмотреть зло – причинить зло, парить в небесах – парить в кастрюле, заросший пруд – прут ивы, географический атлас – атлас для платья, кусок мыла – мыла голову, соленый груздь – его охватила грусть, большой рот – род червей, глубокая пропасть – пропасть из виду, пустынная дорога – ткань дорога, широкий луг – репчатый лук, колода карт – колода для воды, вступить в брак – изготовлять брак, выпускной бал – высокий балл, красные щеки – красные девицы.
2.Какие из следующих пар слов относятся к омоформам, омофонам, омографам и лексическим омонимам?
Русск.:простой (прил.) – простой (глаг.) – простой (сущ.), рок – рог, устав (сущ.) – устав (дееприч.), покрывало (сущ.) – покрывало (прош.вр. глаг.), код – кот, стих (глаг.) – стих (сущ.).
Англ.:knight [naıt] “рыцарь” - night [naıt] “ночь”, bad [bæd] "плохой" – bade [beɪd] past от bid, match [mæʧ] “спичка”- match [mæʧ] “брак”, band [bænd] “банда”– band [bænd] “лента”– band [bænd] оркестр”, bit [bıt] past от bite – bit [bıt] “кусочек”– bit [bıt] “удила”, son [sΛn] “сын” - sun [sΛn] “солнце”, bar [bα:] “брусок” – bar [bα:] “засов” – bar [bα:] “препятствие” - bar [bα:] “буфет”, hail [heıl] “град” – hail [heıl] “приветствовать”, lead [led] “свинец” – lead [li:d] “вести”, sea [si:] “море” – see [si:] “видеть”.
3.Определите, в каких случаях указанные слова могут выступать как лексические омонимы, омоформы, омографы и омофоны.
Видение, запах, три, хаос, хлопок, безобразный, лавровый, запахнуть, топить, код, тем, верхом, засыпать, промокнуть, строить, кругом, стекло, блок, кран, такса.
4.Можно ли определить вне контекста значение следующих слов?
Дали, стать, простой, мой, мука, жгут, трём, течь.
5.Разграничьте случаи омонимии и полисемии, учитывая семантический критерий.
а) Издавать книги – издавать распоряжения - издавать жалобный звук, отлить молока – кровь отлила от лица – отлить статую, лист бумаги – лавровый лист – похвальный лист, запустить камнем в окно – запустить хозяйство – запустить спутник, колоть дрова – колоть свиней – колоть иглой, метать копье – метать икру – метать петли;
б) гнать стадо – гнать из дома - гнать спирт, старинный род – род войск – род занятий, квадратный метр – складной метр – ямбический метр, нести чемодан – нести наказание – нести чепуху – нести яйца, класть сахар в чай – класть в больницу – класть краску – класть печь, вывести лошадь из конюшни – вывести пятно – вывести из состава бюро – вывести новую породу – вывести букву;
в) карта России – играть в карты – санаторная карта, сорвать цветок – сорвать наступление, совершенные формы – совершенный невежда – совершенный вид глагола, перевести детей через дорогу - перевести на другую должность – перевести на русский язык – перевести мышей – перевести все деньги, мешать кашу – мешать молоко с водой – мешать заниматься.
6.Многозначность или омонимию представляют следующие пары слов? Какие признаки позволяют отличить указанные явления?
а) Лисичка «животное» – лисичка «гриб», мир «отсутствие войны» – мир «вселенная», вид «зрительный образ» – вид «грамматическая категория», язык «орган» – язык «средство общения», лопух «растение» – лопух «простак» (простор.), отпуск «отдых» – отпуск «выдача», бой «сражение» – бой «звучание» (колоколов), огонь «пламя» – огонь «свет лампы» – огонь «стрельба»;
б) настоять «добиться исполнения» – настоять «приготовить настойку», коса «вид прически» - коса «сельскохозяйственное орудие», лук «оружие» – лук «растение», класс «социальная группа» – класс «комната для занятий», брак «супружество» – брак «изделие с дефектом», мех «волосяной покров, шерсть» – мех «приспособление для нагнетания воздуха», лад «согласие, мир» – лад «сочетание звуков».
7.Каким путем возникли следующие омонимы? Определите их производящие основы и словообразующие морфемы.
Гранатовый сок – гранатовый браслет, поэт-песенник – продается новый песенник, перетопить все плиты – перетопить масло – перетопить все вражеские суда, критический возраст – критический очерк, небольшая грудка камней – грудка птички, дожать сок из апельсина – дожать рожь, крепостная стена – крепостное право, прекрасный миг – самолет МиГ, Ф.М.Достоевский – известный романист – симпозиум романистов, германистов и славистов, семинарские занятия – семинарское образование, парный ботинок – парный воздух, распахивать поле – распахивать окно, филейная часть – филейная вышивка.
8.Определите, на каких лексических явлениях построена игра слов в следующих примерах, охарактеризуйте их.
1. Каков ни есть, а хочет есть. (Посл.) 2. Трамвай представлял собой поле брани. (Кротк.) 3. Фунт сахара и фунт стерлингов. (Из газ.) 4. За всех расплачýсь, за всех расплачусь. (Маяк.) 5. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит. (П.) 6. Я приехал в Москву, плачу и плачý. (Вяз.) 7. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Пр.) 8. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. (Кр.) 9. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. (Марш.)
9.Найдите омонимы в следующих текстах, определите их тип.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты царишь, свой свет струя…
Меж тем в реке – на сизой стали –
Влачится за струей струя. (Бр.)
Вообрази, что гимнастерка и шинель
Погребены под нафталином,
Что в мире мир. (Сурк.)
Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея. (Бл.)
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать
И вся на рифмы просится. (Паст.)
«Все перемелется – будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой! (Цв.)
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой. (П.)
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл, сошлись кормила,
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина. (Бр.)
Кукла
Ах, прослывшая кокеткой,
Ты набита просто ватой.
Кукла в платьице с кокеткой
И с улыбкой простоватой. (Козл.)
О природе вещей
- Приносят зло вещи
Лишь те, что зловещи, -
Промолвил однажды корнет, -
А добрые вещи
Полезны и вещи,
Как флейта, труба и корнет. (Козл.)
Март сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей. (Козл.)
…Ваши принципы просты:
Вы очень любите остроты,
Но Вы боитесь остроты. (Безым.)
10.Какое языковое явление используется для создания комического эффекта в следующих примерах из «Литературной газеты»?
Режиссер Н. новаторски подошел к постановке «Отелло»: в последнем действии ревнивый муж душит Дездемону духами местной парфюмерной фабрики.
Ценный кулинарный рецепт был предложен в песенном сборнике,
выпущенном в городе Пицикатове. «Отвари потихоньку калитку», - советуют авторы домохозяйкам.
«Продолжаешь настаивать на своем?» – спросили у Иванцова. «Да, - твердо ответил Иванцов. – Настаивал и настаиваю исключительно на лимонных корочках».
11.К какому виду омонимии относятся следующие пары слов, как они образовались?
Браться – братца, залив (сущ.) – залив (дееприч.), компания – кампания, косой (сущ.) – косой (прилаг.), ласка, марш, лук, нагой (прил.) – ногой (сущ.), падали, леса, печь (сущ.) – печь (глаг.), спится – спица, Роза – роза, знать (сущ.) – знать (глаг.).
12.Укажите, в каких значениях употребляются следующие омонимы.
Русск.:ключ, банка, месяц, успевать, род, нота, наказать, свет, настроить.
Англ.:key, pound, fast, kind, trust, watch, scale, miss, seal.
13.Следующие слова измените таким образом, чтобы образовались омоформы.
Водить – возить, вить – вести, душа – душить, мести – мель, пила – пить, лететь – лечить, даль – дать.
14.Определите значение следующих омонимов и составьте с ними словосочетания.
Сложить, болтать, успевать, перестирать, рвать, рваться, отбиться, проработать, донести, наступать, затопить.
15.Определите лексическое значение следующих слов. Как называются подобные пары слов? Составьте словосочетания с каждым из слов.
Абонемент – абонент, генеральный – генеральский, гарантийный – гарантированный, действенный – действительный, лирический – лиричный, невежа – невежда, нестерпимый – нетерпимый, обидный – обидчивый, поступок – проступок, признание – признательность.
16.Подберите к каждому из паронимов синонимы и антонимы.
Непонятный – непонятливый, скрытый – скрытный, желанный – желательный, злой – злостный, высокий – высотный, целый – цельный.
17.С какими из приведенных в скобках слов сочетаются приведенные паронимы? Сделайте вывод о сочетаемостных возможностях данных слов.
Голосистый – голосовой (аппарат, певец, соловей, крик, тембр, гармонь, интонация, данные).
Доверительный – доверчивый (улыбка, отношение, человек, взгляд, глаза, душа, жест, разговор, беседа, письмо, тон, интонация).
Дождевой – дождливый (год, месяц, вода, пыль, утро, погода, тучи, облако, капля).
Масленый – масляной (блин, каша, пятно, глаза, голос, выключатель, краска, портрет, лицо, губы).
Самоуправление – самоуправство (демократическое, откровенное, активное, местное, общественное, реальное, преступное, нетерпимое).
Вопросы по теме «Омонимия»
1. Каковы основные критерии разграничения омонимии и полисемии?
2. Какое языковое явление называется омонимией? В чем отличие омонимии и многозначности?
3. Чем отличаются полная омонимия от неполной?
4. Каковы основные пути возникновения омонимов в языке?
5. Какие выделяются явления, смежные с омонимией?
6. Какая разница между лексическими омонимами и омоформами?
7. Благодаря чему возникают омоформы?
8. Что такое омофоны и омографы? Приведите примеры.
9. Какова функционально-стилистическая роль омонимов в языке?
10.Что такое паронимы? Как они образуются?
Синонимия и антонимия
Практические задания
1.Разделите следующие синонимы на понятийные (идеографические) и стилистические.
Свобода – независимость - воля, стукнуться – брякнуться, прыжок – скачок, прошлый – истекший, повар – кок - кашевар, однообразный – монотонный, объяснить – вдолбить, обокрасть – обчистить, обидеть – оскорбить, обещание – обет, изображать – показывать, поцелуй – лобзание, взгляд – взор, быстрый – стремительный – скорый, помочь - поддержать – подсобить, горький – горестный – скорбный, дешевый – недорогой – грошовый – копеечный, играть – исполнять, строить – сооружать – воздвигать, худеть – сохнуть – тощать.
2.Составьте синонимические ряды с каждым из приведенных слов.
Выделите стилистически сниженную и стилистически возвышенную лексику.
Сильный, жилище, толстый, мудрый, грустить, повторять, думать, лицо, глупый, хорошо, умереть, ловкий, дикий.
3.Чем отличаются слова (по значению и стилистической принадлежности) в следующих синонимических рядах?
а) Баталия, бой, сражение, битва, сеча, побоище.
б) Подчиняться, повиноваться, покоряться, слушаться.
в) Препятствие, преграда, препона, помеха, тормоз, загвоздка, закавыка.
г) Петь, распевать, напевать, мурлыкать.
д) Обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный.
е) Любовь, влюбленность, страсть, увлечение.
ж) Смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, хихикать, прыскать.
з) Темнота, тьма, мрак, мгла, потемки, темень, чернота.
4.Найдите синонимы в следующих предложениях. Укажите, чем они различаются.
1. Договор на закупку леса заключили быстро, тишком, без огласки. (Ч.) Было ей восемнадцать лет, когда обвинялась она в государственной измене, в сговоре с Пруссией. (О.Форш) 2. Ни угрозы, ни обещания не сделают нас наемными братоубийцами или их пособниками. (Купр.) Николай Николаевич добровольно вызвался помогать ему. Помощник он старательный и толковый. (Купр.) 3. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (М.Г.) 4. Да ты чего лаешься? Никто тебя не тянул, сам пришел. (Сераф.) Ганя, раз начав ругаться и не встречая отпора, мало-помалу потерял всякую сдержанность. (Д.) 5. Картошки было много, копали ее почти до середины октября. На кустах позднего картофеля кое-где виднелись еще бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками. (Дуд.)
5.Найдите в следующих предложениях синонимы и определите, с какой целью они используются.
Нравится мне он сам, вежливый, услужливый, необыкновенно деликатный в обращении со всеми, кроме Никиты. (Ч.)
Его холодный учтивый тон не вытекал из его чувства к ней. (Т.)
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лиси, никакой мишуры, ни умысла! (Гонч.)
Простой смертный носит рубашку, а барин сорочку…один спит, другой изволит почивать, один пьет чай, другой изволит его кушать. (Герц.)
Ограниченный, узколобый, придирчивый до мелочности, он держал семью в вечном страхе. (Остр.)
6.Сгруппируйте следующие слова в синонимические ряды. Определите в каждом из них доминанту.
Боязливый, скучный, пугливый, нездоровый, слабый, трусливый, немощный, тоскливый, унылый, малосильный, робкий, несмелый, малодушный, невеселый, маломощный, больной.
7.Подберите синонимы к следующим словам изучаемого языка.
Англ.:little, beautiful, work, head, road, sense, exactly.
Нем.:schnell, Meer, Dame, Grund, Macht, sprechen, fest.
Франц.:combat, part, disputer, mesure, absolument, face.
8.Найдите синонимы в следующих предложениях и определите, к какому типу они относятся.
1. Редактор был смущен натиском собеседника и старался определить – что это за человек и что ему возразить на его речь? (М.Г.) Анна упорно и с озлоблением противоречила Вронскому, когда он говорил ей, что положение ее невозможно. (Т.) Старик не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить. (П.) А попробуй прекословить городничему, наведет к тебе в дом целый полк на постой. (Г.)
2. В зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой. (П.) На нее жадно и с любопытством смотрел Артынов, этот известный донжуан и баловник. (Ч.) К женщинам адмирал чувствовал слабость и, несмотря на свой преклонный возраст, был порядочным–таки ловеласом. (Стан.) Пришел шапочно знакомый Слезкину почтовый чиновник Миткевич, постоянный посетитель всех свадеб, отчаянный танцор и ухаживатель. (Купр.) Степа Рукавков не зря считается у себя в колхозе первым ухажёром. (Тендр.)
3. Прокисай Захарович в зелёном своём сюртучке травяного цвета сидит у растворённого окна за стаканом чая. (Григ.) Ее дождевое шёлковое пальто травяного цвета было помято. (А.Т.) Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась. (Тург.)
Под ним луга, зеленые сады
И сладостный, как горная прохлада,
Шум быстрой малахитовой воды. (Бун.)
4. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки. (Т.) Человек слушал ее с охотой, без насмешек и даже без иронических огоньков в глазах. (Пол.) «Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Д.)
9.С какой целью используются синонимы в следующем стихотворении, чем они отличаются?
Слова
До речи родимой дотронусь – Бежит под зеленой косынкой
И музыка на сто ладов! И хочет из чащи свернуть
Весеннее слово – Укромное слово – тропинка,
влюбленность. Но слово просторное – путь.
И есть еще краше – любовь.
Мне дороги рукопожатья, В рабочем нетихнущем гуле
Приветы и встречи вокруг. Я слышу, как Завтра встает.
Веселое слово - приятель, Есть слово высокое – люди,
И есть еще радостней – друг. И есть еще выше – народ.
(Л.Болеславский)
10.Найдите синонимы и определите, какие из них являются общеязыковыми, а какие – контекстуальными.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.