Тема 5 Словообразование
Вариант 1
1. Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):
Садик
Самовар
2. Разберите слова по составу, выделив чередование:
Увидав
Вдалеке
Оскорбленный
По-дружески
3. Определите морфемный состав слова, назовите каждую часть в порядке разбора:
Рассерженный
4. Из газетных текстов выписать:
- 3 существительных, образованных суффиксальным способом;
- 3 существительных, образованных префиксальным способом;
- 2 существительных, образованных префиксально-суффиксальным способом;
- 2 существительных, образованных безафиксным способом;
- 2 существительных, образованных способом основосложения;
- 2 аббревиатуры, образованных буквенным и звуковым способами.
Вариант 2
1. Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):
Домик
Пароход
2. Разберите слова по составу, выделив чередование:
Проговорив
Безусловно
Рассерженный
По-весеннему
3. Определите морфемный состав слова, назовите каждую часть в порядке разбора:
Связанный
4. Из газетных текстов выписать:
- 3 прилагательных, образованных суффиксальным способом;
- 3 прилагательных, образованных префиксальным способом;
- 2 существительных, образованных префиксально-суффиксальным способом;
- 2 существительных, образованных безафиксным способом;
- 2 существительных, образованных способом основосложения;
- 2 аббревиатуры, образованных буквенным и звуковым способами.
Контрольная работа № 3
Тема 6 Основы русской фонетики
Вариант 1
Расставьте знаки препинания. Затранскрибируйте текст:
Мне раньше приходилось видеть как заяц переворачиваясь на спину успешно отбивался от хищной птицы задними более сильными ногами. А тут редкий случай – передними защищался не останавливаясь на полном ходу.
Вариант 2
Расставьте знаки препинания. Затранскрибируйте текст:
Узорчатые листья рябины стали пунцово-красными и в тон им пламенеют тяжелые кисти ягод. Тропинка ведет все дальше и дальше. Глаза начинают уставать от ярких красок а этому беспечному расточительству по-прежнему нет конца.
Контрольная работа № 4
Темы:
Орфоэпические нормы современного русского языка
Русская графика и ее особенности. Алфавит
Основы русской орфографии
Вариант 1
1. Указать ответ с правильной постановкой ударения в данных словах:
а) мастерскú, красúвее, столя'р, ширóко, агéнтство;
б) мáстерски, красúвее, столя'р, ширóко, агéнтство;
в) мастерскú, красúвее, столя'р, широкó, агéнтство;
г) мастерскú, красивéе, столя'р, ширóко, агéнтство.
2. Указать ответ с правильной постановкой ударения в данных словах:
а) хозя'ева, знáчимый, (он) звонúт, ходáтайство, главéнство;
б) хозя'ева, знáчимый, (он) звóнит, ходáтайство, глáвенство;
в) хозя'ева, знáчимый, (он) звонúт, ходатáйство, главéнство;
г) хозяевá, знáчимый, (он) звонúт, ходáтайство, главéнство.
3. Вставьте пропущенные орфограммы:
Под…рок, св…зать, сож…ление, пл…сать, ф…нтазия, …нт…(лл, л)…генция, к…снуться, заг…реть, з…ря, р…сток, отр…щивать, вра…, гара…, чу…ство, вкус…ный, п…купка, и…чезнуть, р…(с, сс) ыпать, пр…клеить.
Вариант 2
1. Указать ответ с правильной постановкой ударения в данных словах:
а) договóр, докумéнт, досýг, феномéн, принýдить;
б) договóр, докумéнт, досýг, фенóмен, принýдить;
в) дóговор, докумéнт, досýг, фенóмен, принудúть;
г) договóр, докумéнт, досýг, фенóмен, принудúть.
2. Указать ответ с правильной постановкой ударения в данных словах:
а) инструмéнт, досýг, языковáя (культура), (он) звонúт;
б) инструмéнт, досýг, языковáя (культура), (он) звóнит;
в) инструмéнт, досýг, языкóвая (культура), (он) звóнит;
г) инструмéнт, досýг, языкóвая (культура), (он) звóнит.
3. Вставьте пропущенные орфограммы:
Пр…ви(л, лл) егия, пр…зидент, пр…небрежение, апе (л, лл) яция, во (с, сс) тание, пе (р, рр) он, борц…, сестриц…н, ц…тата, ц…ц, танц…р, ч…рточка, смеш…н, витяз…, мощ…, пред…билейный, с…грать, назнач…те.
Контрольная работа № 5
Темы:
Введение в морфологию современного русского языка
Самостоятельные части речи
12. Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Категория состояния
Неизменяемые части речи
Служебные части речи
Междометие. Модальные слова
Вариант 1
1. Прочитайте предложения. Выпишите из текста по одному примеру каждой части речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, причастия, деепричастия, наречия, предлога, союза, частицы.
Распределите их по двум группам:
- самостоятельные части речи;
- служебные части речи.
1. Дубровский со своим кучером связал их двоих и привел их связанными к себе на двор. 2. Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу. 3. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж которыми шла прямая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в нескошенный луг, на котором паслась спутанная лошадь. (А. Пушкин)
2. Охарактеризуйте каждое слово в предложении как часть речи, разберите морфологически по одному прилагательному, существительному, глаголу, предлогу и союзу:
Темный лес закончился, и первая рота вошла в деревеньку.
Вариант 2
1. Прочитайте предложения. Выпишите из текста по одному примеру каждой части речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, причасти я, деепричастия, наречия, предлога, союза, частицы.
Распределите их по двум группам:
- самостоятельные части речи;
- служебные части речи.
1. Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. 2. Проголодавшегося медведя, бывало, запрут в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, именное в стену. 3. Кирила Петрович задумался: воспоминания, возбуждаемые в нем погорелою усадьбою, были ему неприятны. (А. Пушкин)
2. Охарактеризуйте каждое слово в предложении как часть речи, разберите морфологически по одному прилагательному, существительному, глаголу, предлогу и союзу:
Лошади просыпались от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода.