Практическое занятие № 2. РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Марченко Л.В., Павленко Т.Л., Пантелеев А.Ф.

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Морфемика. Словообразование

Учебно-методическое пособие

для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии,

филологического отделения

(стационара и ОЗО)

Ростов-на-Дону

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ростовского государственного педагогического университета

Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебно-методическое пособие для студентов отделения славянской и западноевропейской филологии, филологического отделения (стационара и ОЗО)/ Марченко Л.В., Павленко Т.Л., Пантелеев А.Ф. - Ростов-на-Дону, 2004.- 65 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, включает планы практических занятий, задания и упражнения к ним, список учебной и научной литературы по рассматриваемым темам, схемы и образцы разборов, краткий словарь терминов морфемики и словообразования, варианты контрольных работ, задания для самоконтроля, вопросы к экзамену по морфемике и словообразованию.

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам стационара и ОЗО отделения русского языка и литературы, славянской и западноевропейской филологии.

Авторы и составители- Л.В. Марченко,

кандидат филологических наук, доцент

Т.Л. Павленко,

кандидат филологических наук, профессор

А.Ф. Пантелеев,

кандидат филологических наук, доцент

Научный редактор - Т.Л. Павленко,

кандидат филологических наук, профессор

Рецензенты - В.П. Малащенко,

доктор филологических наук, профессор;

Т.М. Редкозубова,

кандидат филологических наук, доцент

Практическое занятие № 1

Морфемный состав слова. Типы морфем.

Основа формы и основа слова.

ЛИТЕРАТУРА: 10, с.16-53; 28, с.17-31; 20, с.58-66; 40, с.70-83.

СЛОВАРИ: 52; 54; 49.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Дайте определение морфемы как единицы языка.

2. Расскажите о классификации морфем.

3. Какие морфемы могут выполнять формообразующую функцию?

4. Каковы правила вычленения окончаний в составе словоформы?

5. Какие трудности встречаются при вычленении окончаний?

6. Разграничьте разные слова и формы слова. Аргументируйте свои выводы: наблюдение, наблюдать, наблюдатель, наблюдательность, наблюдавший, наблюдательный, наблюдал, наблюдая, наблюдали, наблюдаемый, ненаблюдательность.

7. Сделайте полный морфемный анализ слова наблюдение.

Задание № 1:

Укажите часть речи у анализируемой словоформы; установите, изменяется слово или не изменяется; выделите окончание, если оно имеется; установите грамматическое значение окончания. Свои выводы оформите при помощи таблицы:

Словоформа Часть речи Изменяется (по каким признакам) или не изменяется Окончание Грамматическое значение окончания
         

Задание № 2

Выпишите слова, имеющие в своем составе формообразующие суффиксы. Заполните таблицу:

Словоформа Часть речи, характер формы Формообразующий суффикс Грамматическое значение формообразующего суффикса
       

Задание № 3

Из слов1-го и 2-го заданий приведите 2 примера слов, у которых а) основа формы и основа слова совпадают; б) основа формы и основа слова включают разное количество морфем. Укажите, какие причины обуславливают несовпадение основы словоформы и основы слова.

Задание № 4

Определите функцию префиксов: формообразующая, словообразующая, словоформообразующая (синкретическая).

Задание № 5

Пользуясь графическими обозначениями, расчлените слова по составу: подобрав родственные слова, выясните, являются ли выделенные корневые морфемы свободными или связанными; в каких случаях связанность корня объясняется его переосмыслением.

Задание № 6

Сделать полный морфемный анализ слова.

ВАРИАНТ I

1. Легкий, белок, добела, взыскание, приживаются, лебяжий, жесткий, гербарий, идя, кто-то, пятидесяти, десятиэтажный, белужий, рад, гостиная, градом (сыпались).

2. Веселый, забрести, валиться, даря, удлинил бы, доступнее, заданный, дежурный, делимый, желтеющий, прибавь, жечь, лег, выдержал.

4. Принести, вылечу, убежал, услышавший, послужил бы, строить.

5. Бедняжка, невежливо, воевавший, нелепее, внушителен, отлучился, истопник, птичий, безупречнейший, мастерить.

6. По-детски, малообъяснимый, лентяйничает.

ВАРИАНТ II

1. Акулий, аффикс, по-будничному, аллегория, вращаешься, бабушкин, гранат, зреют, вороний, нечто, горячий, зодчий, вез, восьмисот, восьмидесятый, всякая, утром (работал).

2. Беречься, опрокинутый, соблюсти, висячий, воодушевленный, выключаю, вспыхнувший, вынудил, достойнее, прогремев, докажи, грыз, высший.

4. Обойти, перевоз, подброшу, помешал бы, нарисовавший, поблагодарить.

5. Свергнуть, привычка, кошачий, примкнувший, озорничал бы, возраст, возмужалый, достигнув, булочная, очищаемый.

6. Приобретались, наступлением, доходчиво.

Домашнее задание:

1. Произведите полный морфемный анализ подчеркнутых в тексте слов:

Ровесники нелегких лет страны –

Ее лишений, мужества, Победы, -

Мы измеряем памятью войны

Сегодняшние радости и беды.

(Т.Кузовлева. Хлеб)

2. Подготовить вопросы: «Содержание и задачи словообразовательного анализа. Производная и непроизводная основа. Понятие производящей основы и словообразовательной структуры слова».

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации