Схемы и образцы анализа текста
Фонетический анализ
Схема анализа
1) Фонетическая транскрипция с указанием орфоэпических вариантов и типов ИК для каждой синтагмы.
2) Перечень фонетических законов, действие которых нашло отражение в данной транскрипции.
3) Орфоэпический и орфофонический комментарии текста, характеристика ИК, наиболее важных при обучении выразительному чтению.
4) Артикуляционно-акустическая характеристика звуков указанных словоформ.
5) Фонематическая транскрипция указанных словоформ.
6) Варианты слогоделения для слов с интервокальными консонантными группами. Их соотношение с правилами переноса указанных слов.
Образец: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
[б'ил" э (й)ьт парус д'ино'к'и(къ)й1 / ф тума н'ь мор'ь гълубом1 // што иш'(ш'ч')ьт он ф стран'э д л' окъй2 // што к'инул он ф кр j у радном2 //]
1. Орфоэпические варианты даны в круглых скобках. Интонационная характеристика синтагм обозначена индексами соответствующих ИК над гласными, несущими синтагматическое ударение. При ином варианте актуального членения* мелодический рисунок фразы
будет меняться.
2. В транскрипции нашло отражение действие следующих фонетических законов:
а) качественная редукция I и II степени гласных неверхнего подъема: [б'ил э'(й)ьт, дал окъ] и др.
б) регрессивная ассимиляция по глухости: [ф^тума'н'ь] и др.
в) диссимиляция: [што].
г) прогрессивная и регрессивная аккомодация ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными (развитие у них дифтонгоидности, т.е. и-образных переходных участков): [б'ил э'(й)ьт].
3. В транскрипции нашли отражение следующие орфоэпические
нормы русской речи:
а) аканье и иканье, базирующиеся на законе количественной и
качественной редукции безударных гласных неверхнего подъема;
б) однотипность произношения групп согласных по признаку
глухость/звонкость (tt//dd), базирующаяся на законе регрессивной
ассимиляции по глухости (ф стрлн э);
в) диссимиляция согласных (орфоэпический фразеологизм):
[што];
г) вариативность произношения: одинокий—сосуществование старой и новой форм [-къй/-к'ий]; белеет — в разговорном стиле возможна утрата интервокального]; ищет — возможны различные фонетические реализации Щ [ш'/ш'ч'].
Внимания заслуживают орфофонические особенности звуков [Г] и [В] для южнорусского региона, фонетические характеристики аканья и иканья — для севернорусского и инославянского фонетического субстрата. Количество ударов у дрожащего Р может варьиро ваться, смычка не обязательна. Безударный У, сохраняющий лабиализацию в полном стиле речи, в разговорном может ее утрачивать.
4. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков: [парус}.
ДП | Артикуляция | ® Акустика |
(произносим) | (слышим) | |
II | ||
согласный | воздушная струя встречает преграду | ® возможен шум |
Шумный | преграда преодолевается воздушной струей | ® слышен шум |
губно-губной | преграду образуют нижняя и верхняя губы | ® шум слабый, |
т.к. нет резонатора | ||
смычный | преграда сплошная, | ® шум импульсный |
взрывной | преодолевается толчком | (толчковый) |
глухой | связки не работают | ® нет голоса |
твердый | веляризован (дополнительная артикуляция: небольшой подъем корня языка по направлению к мягкому небу) | ®ы-образная окраска звука |
Для справок
Сильные позиции звуков
1. Гласные находятся в сильной позиции под ударением.
2. Согласные находятся в сильной позиции по глухости/звонкости: а) перед любым гласным; б) перед любым сонорным согласным; в) перед [в,в'].
3. Согласные находятся в сильной позиции по твердости/мягкости: а) в конце слова; б) перед гласными непереднего ряда (а, о, у, ы), в) переднеязычные — перед твердым губным и заднеязычным; г) Л —перед любым согласным.
Характер поиска сильной позиции звука в морфеме определяется типом морфемы.
В корне поиск производится путем подбора родственных, однокоренных слов: вода — подводник — водный
В приставке — путем подбора одноструктурных слов с такой же приставкой, корень может быть любой, частеречная принадлежность слова тоже не имеет значения:
В суффиксе ~~ путем подбора слов той же части речи, с таким же суффиксом:
значимость — злость, делать — идти.
Во флексии — важна частеречная принадлежность слова и его парадигма (тип склонения/спряжения, число, падеж/лицо): дыни — земли; дыне — земле; красного — такого, моего...).
Графический анализ
Схема анализа
1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном слове (обозначаемые звуки).
2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное значение буквы.
3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна
или двузначна она в алфавите).
4. Написания, нарушающие слоговый принцип графики.
Образец: БЕЛЕЕТ
Б — буква БЭ, обозначает в данном слове один звук [б]; употреблена в своем алфавитном (главном, основном) значении; у нее два алфавитных значения, т.е. она двузначна в алфавите (вне слова).
Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук [и]; употреблена в неалфавитном (второстепенном, заместительном) значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ].
Л — буква ЭЛ (ЭЛЬ), обозначает в слове один звук [л']; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [л, л*].
Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук ['э];употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ].
Е — буква обозначает в слове два звука [йь]; употреблена в неалфавитном (второстепенном) значении; в алфавите двузначна: ]'э, йэ].
Т — буква ТЭ, обозначает один звук |т]; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [т, т'];
Написаний, нарушающих слоговый принцип графики, в данном тексте нет.
Для справок
Большинство букв в алфавите двузначно (однозначны лишь буквы а, о, у, ы, э; й, ж, ш, щ, ч, ц); в слове буква чаще всего обозначает один звук (два звука в слове единовременно обозначают в одном из своих алфавитных значений только буквы я, ю, е, ё, (и) — в начала слова, после гласной, после разделительных знаков: я, моя, семья, семьи).
Буквы, употребляющиеся во второстепенном значении, и написания, нарушающие слоговый принцип графики, являются орфограммами.