Практические задания (4)

1. Укажите, какие виды системных связей объединяют каждую из приведенных групп слов:

1)Вежливый, учтивый, корректный, обходительный, галантный, неучтивый;

2)Держать за руку, держать крепко, держать сумку, держать двумя руками;

3)Держать ребенка за руку, держать дома собаку, держать молоко в холодильнике, держать в этом городе свой флаг.

2. Определите, в каких смысловых и формальных оппозициях находятся данные пары слов и к каким лексическим категориям они относятся:

победа — поражение; таинственный — загадочный; комплекс — комплект; волк — зверь; над — под.

3. Покажите лексическую и грамматическую сочетаемость слов:

зеркало, зимний, здороваться.

4.Определите, в сильной или слабой позиции находится выделенное слово в приведенных контекстах:

вокруг земли,твердая земля, увидел землю, купил землю, пахать землю, рассыпал землю, русская земля, лежать на земле.

5. Отграничьте омонимию от смежных явлений:

люди разного пола — ногой чуть касаясь пола;

лучше об этом не знать — собрать всю знать;

тяжелый молот — я и молод,и свеж, и влюблен;

ты нам очень дорог — сто дорог впереди;

не смыкая век — двадцатый век;

выгодный брак —производственный брак;

точка коньков — точка в конце предложения;

печьпироги — теплая печь;

раздался звучный глас Петра — сиянье ваших глаз;

на том берегу — жизнь свою берегу;

язвительные остроты — не хватает остроты ума;

я по первому снегу бреду — как в бреду;

городской старожил — сторожил магазин;

чудное видение — свое видение мира;

партийное бюро — бюро красного дерева;

сын полка — полка для книг — полка огорода.

6. Разграничьте полисемию и омонимию (доказав то и другое) в следующих текстах из произведений А.С. Пушкина:

1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально светона.

2) В глубоком знанье жизни нет, я проклял знаний ложный свет.

3) В руки он ее берет и на свет из тьмы несет.

4) Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее…

5) Пусть бог дела его забудет, как свет забыл его стихи.

6) Я мог бы пред ученым светом здесь описать его наряд.

7) Свет решил, что он умен и очень мил.

8) Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает…

7. Найдите в тексте омонимию и полисемию, синонимию и антонимию:

Наш язык — он не всякому мил.

Но известно тысячу лет,

Что по-русски вселенная — мир

И по-русски вселенная — свет.

Так решила природа сама,

Что и слово совпало, и суть.

Мир и свет — не война и не тьма —

Это русский для мира путь.

(Ю. Кашук)

8.Сгруппируйте синонимы одного ряда, найдите доминанту, установите различия между членами ряда, определите тип синонимов:

баталия, бездна, битва, бой, крепость, мануфактура, масса, материал, материя, обилие, побоище, пропасть, прорва, сеча, сражение, твердыня, ткань, укрепление, тьма, уйма, цитадель, схватка.

9. Подберите синонимы и антонимы к разным ЛСВ слова:

свежий ветер, свежая газета, свежее белье, свежие силы, свежее лицо, свежий человек.

10. Продолжите синонимический ряд; определите его доминанту и тип синонимов:

выпрашивать, вымаливать, клянчить…

11.Сопоставьте словарные статьи слов актер, бедный, блестеть в разных синонимических словарях. В чем разница подхода к явлению синонимии?

12. Выпишите из «Нового объяснительного словаря синонимов» словарную статью ДОМ, ЗДАНИЕ, объясните сходство и различие этих синонимов. Привлеките данные соответствующих статей «Словаря сочетаемости».

13. Составьте тематическую группу «жилище», используя разные словари.

14.Составьте антонимические пары, определите тип антонимов:

сладкий, горький, кислый, соленый;

дети, родители, сын, дочь, отец, мать;

рассвет, утро, день, ночь, вечер, сумерки;

вредный, полезный, безвредный, бесполезный;

выйти, вбежать, войти, выбежать, влететь.

15.Определите с помощью словаря значение данных паронимов, употребите их в контексте:

абонент — абонемент, гордый — горделивый, деловой — деловитый — дельный, дружеский — дружественный, командированный — командировочный, лесной — лесистый, одеть — надеть, представить — предоставить, сытый — сытный, цветастый — цветистый, эффектный — эффективный, явно — явственно.

Дополнительные упражнения:

Фомина: № 20, 29 — 31, 41, 46, 59, 61, 66-69, 71, 76, 79, 82.

Белошапкова: № 247, 253.

СЛОВАРИ ДЛЯ СПРАВОК

Синонимические

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. (СПб., 1990) Изд. 5. М,.1994.

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Изд. 11. М.,2001.

3. Алекторова Л.П., Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. М.,1994.

4. Алиева Т.С.Словарь синонимов русского языка. М.,1999.

5. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. СПб.,1996.

6. Еськова В.П., Хаустов Ю.Ф. Русский синонимический словарь. М.,1996.

7. Клюева В.Р. Краткий словарь синонимов русского языка. Изд. 2-е. М.,1961.

8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка./Под ред. Ю.Д.Апресяна. Вып.1. М.,1999.Вып.2. М.,2000. Вып.3. М.,2003.

9. Словарь синонимов русского языка. В 2-х тт. / Под ред. А.П.Евгеньевой. Изд. 2-е. М.,2001.

10. Словарь синонимов. Справочное пособие./ Под ред. А.П. Евгеньевой. Л.,1975. Переизд. 2001.

Антонимические

11. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995.

12. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка./ Под ред. Л.А.Новикова. Изд. 7. М.,2001.

13. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,1987.

14. Меркурьева Н.М. Словарь антонимов русского языка. Сложные слова. М.,1999.

Омонимические

15. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М, 1986.

16. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995.

17. Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М.,2002.

Паронимические

18. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.,1994.

19. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М.,1984.

20. Григорьев В.П., Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю паронимов русского языка. М.,1992.

21. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов русского языка. Ростов-на-Дону,1995.

Сочетаемости

22. Словарь сочетаемости слов русского языка. М.,1983.

Наши рекомендации